Полина Бондарева | Контекстная реклама & Фриланс
17.8K subscribers
687 photos
121 videos
5 files
361 links
О настройке рекламы, веб-аналитике, поиске клиентов и трудоустройстве.

Я — специалист-практик, эксперт Яндекс по обучению
Клиенты: МГИМО, Tervolina, Cozy Home

Курс - digit-education.ru
Download Telegram
Готовы фотографии на сайт. Какие мы красавчики, прямо не могу😁
Заказчик с зоны

Не знаю почему, сегодня утром вспомнила эту историю.

2017 год. Я работаю в IContext, параллельно сижу вечерами на FL и беру небольшие заказы. В основном на создание кампаний. Ценники небольшие – 3-6 тысяч.

Один из заказов – разработка кампании для SMM-агентства в Сочи. Заказчик – приятный молодой человек, Денис. Мы договорились на 50% предоплаты, стоимость заказа – 6 тысяч. По тем временам неплохо за разработку РК.

Денис передал доступы от аккаунта и всю информацию. Сказал, что предоплату отправит завтра – сегодня уже поздно выводить с расчетного счета. Ну, без проблем. Я все равно планирую начать лишь завтра вечером, после основной работы.

В течение дня предоплата не поступает. Я начинаю думать, что, возможно, клиент «слился». Но вечером Денис звонит, извиняется, что не перевел, и говорит, что всё в силе. Параллельно обсуждает новые детали по проекту.

Я решаю приступить к задаче. Через неделю отпуск, полечу в Гонконг – мое первое самостоятельное путешествие. Лучше закончить все дела до этого. Закладываю вариант, что Денис может слиться, но лучше так, чем доделывать задачу в отпуске. Сделаю заранее. Просто не буду передавать материал до оплаты.

В день Х вылетаю в Гонконг. Предоплату Денис так и не перевел, зато каждый день звонит с новой причиной, почему, и новыми деталями по проекту. Я уже отправила ему на согласование семантику и объявления – очень уж не хотелось правок в отпуске. И даже залила предварительную версию на аккаунт. В целом, он мог бы взять эти наработки и пропасть. Но он этого не делает. Что вроде как наводит на мысль, что идея не в том, чтобы «кинуть».

В Гонконге я была 2 недели. И почти каждый день он звонил. Сначала это казалось странным, потом смешным, ну а под конец уже начало бесить. Я сказала четко: или оплата, или сворачиваем любые обсуждения. Несмотря на это, он продолжал звонить и писать, как ни в чем не бывало.

Когда я заливала кампании на аккаунт, то обратила внимание, что доступ был выдан прямой. И судя по всему, на нем была основная почта Дениса, которую он использовал. Читать чужие письма в планы не входило, но пришлось получить там письмо от техподдержки. И краем глаза я увидела, что мою семантику и объявления он пересылал руководительнице SMM-агентства на официальную почту. Судя по фамилии, это его жена. Поэтому не оставалось сомнений, что она тоже «в деле».

Однажды вечером я «психанула». После очередного звонка (еще и с другого номера) выложила эту историю на своей странице ВКонтакте. Отметила всех: Дениса, его жену, аккаунт SMM-агентства. И попросила друзей сделать репосты. Блога у меня не было, но такой контент оказался вирусным. Все это перекидывали, как прикол.

Через час у меня было 60 неотвеченных. От Дениса, его жены, ее юриста (якобы, судя по тому, что она мне гневно строчила ВКонтакте). И 100 сообщений во ВКонтакте: как меня засудят за порчу репутации, будет штраф миллион рублей, подадут заявление в органы, что Александра (жена Дениса) уважаемый человек в городе, а он сидит на зоне и не мог ничего заказывать. Кстати, на этом моменте я ввела его ФИО в поисковик, и поняла, что, похоже, это правда. О нем много отзывов, что он мошенник, и есть информация, что в итоге сел.

До сих пор не знаю, что это был за perfomance🙂
Но оплату эта компания все-таки перевела, а Денис звонить перестал…
Прошел месяц с нашего переезда. Могу заключить, что это было одним из лучших решений. Не только с точки зрения комфорта, но и с точки зрения оптимизации рабочего времени.

Признаюсь, когда принимали решение переехать на съем, я себя немного ругала. Считала, что это не самая рациональная трата денег. Можно было закрывать ими досрочно ипотеку, или еще лучше – положить на вклад (там процент выше, чем на долг по ипотеке).

Но сейчас понимаю, что всё сделано верно. Если пересчитать стоимость сэкономленного времени, она окажется намного выше, чем гипотетический доход с вклада.

Все мои дела в городе теперь в минутной доступности:

Танцы – 11 минут
Анастасия – 11 минут😁
Стретчинг – 18 минут
Косметолог – 18 минут
Яндекс – 25 минут
Ханг – 40 минут

Раньше – не меньше часа, иногда полтора.

Но даже это не главное! Теперь у меня появилось помещение для записи уроков. Пока не сдали свою квартиру, приезжаю туда писать материал. И заметила, что теперь тот же объем начал требовать в 2 раза меньше времени (даже с учетом дороги). И сильно меньше нервов.

Раньше каждый день записи был стрессом. Получится или не получится сегодня записать – 50/50. Могли помешать коты (настроение орать и прыгать на голову), созвоны Ильи, ремонты соседей. Ремонты соседей, конечно, и сейчас никуда не делись. Но один мешающий фактор – лучше, чем три.

Переписала на этой неделе уроки по РСЯ, на прошлой – Поиск. В планах дальше – свежий блок по екому и ЕПК. Материал уже готов, и верю, что запишу его четко и быстро😎
Съездила в Политех, подписала дипломы для прошлого потока курса (который закончился в декабре). Да, государственные дипломы готовятся медленно😄Но зато это не просто сертификаты, все внесено в реестр.

Для тех, кто захочет подушнить: прекрасно можно работать и без диплома. Главное - знания и практика. С этим не поспоришь. Диплом - лишь приятное дополнинение)
Unit-экономика: что это и нужно ли директологу уметь её считать?

Unit – это единица товара или услуги. Например, один проданный курс, установленная кухня, выполненная грузоперевозка.
Unit-экономика – это расчет выручки с одного unit-а, расходов на его производство и прибыли.

Например, маникюр стоит 2 500 рублей.

Переменные расходы (те, что мы не несем, если маникюр не состоялся):

Зарплата мастеру – 40% от чека – 1 000 рублей
Налог – 6% от чека – 150 рублей
Одноразовая шапочка и перчатки – 12 рублей
Антисептик для рук – 5 рублей
База – 40 рублей
Цвет – 20 рублей
Топ – 20 рублей
Крем – 5 рублей
Апельсиновая палочка – 2 рубля
Салфетки – 2 рубля

Постоянные расходы:

Аренда помещения – 0 рублей (допустим, у нас в собственности)
Зарплата администратора – 160 рублей (делим месячную на количество unit-ов)
И так далее.

Итого: расходы на производство 1 маникюра = 1 416 рублей. Прибыль с unit-а = 2 500 – 1 416 = 1 084 рубля.

Что это значит для нас, специалистов по рекламе? То, что продажа на эту услугу не может стоить дороже этой суммы. Иначе экономика пойдет в минус.

Но мы знаем, что заявка в салоны красоты с той же контекстной рекламы редко стоит сильно дешевле 500 рублей. С учетом конверсий на следующих этапах воронки продажа наверняка выйдет в 1 000+ рублей. Но салоны как-то живут. Всё потому, что unit-ом часто может выступать не 1 чек на отдельно взятую услугу, а клиент. То есть будет учитываться LTV.

Допустим, мы знаем, что если девушка пришла в нашу студию маникюра, то в среднем с неё мы получим 10 чеков (то есть выручка с 1 клиента = 10 маникюров).

Тогда расчет будет выглядеть так:

(2 500 × 10) – (1 416 × 10) = 10 840 рублей

Столько зарабатывает салон с одного клиента. Если на его привлечение потребуется потратить 1-2 тысячи рублей – не вопрос, всё равно идем в плюс.

Должен ли директолог рассчитывать unit-экономику?

Самостоятельно – нет. Просто потому, что это невозможно. Вы понятия не имеете, что требуется для маникюра, сколько стоят апельсиновые палочки и почем нынче сухожары. И это еще относительно простой бизнес. Если брать сложное производство – точно не догадаетесь. Поэтому подобный расчет проводится только с активным участием клиента или его маркетолога. С вас – идея, что так делать нужно, чтобы понять допустимый CPA. Как простыми словами донести это клиенту – здесь.
У меня к вам необычный вопрос. Верю, что директологи разбираются во всем на свете🙂

Ситуация: у меня есть мягкая игрушка, заяц, которому уже 25 лет (слева). Он грязненький. Из чистки с ним случался только пылесос. Ткань и швы уже хлипкие. Он мне нереально дорог, как память. Хочу его почистить. Но боюсь сдавать в химчистку: отзывов о чистке мягких игрушек мало + есть случаи, когда испортили. И вручную стирать страшно. Может быть, у вас есть проверенные химчистки? Или вы стирали такие игрушки и знаете, как?
Целевая аудитория: должен ли директолог ее анализировать?

Целевая аудитория – это люди, у которых есть потребность в продукте (либо у бизнеса есть понимание, как такую потребность сформировать) и возможность его купить.

При настройке контекстной рекламы понимание ЦА важно по 3 причинам:

✔️От ее объема будет зависеть, можно ли вообще приводить трафик из Яндекс на продукт. Чем больше объем, тем обычно проще. Именно поэтому локальные бизнесы, B2B-проекты, товары премиум-сегмента считаются не самыми простыми проектами.

В маркетинге объем считают так:

Студия маникюра находится в ЖК «Мещерский лес». Предполагаем, что ЦА – женщины от 16 до 55, проживающие в жилом комплексе или рядом.

В жилом комплексе 3816 квартир  → коэффициент проживающих в квартире 2,5 (можно уточнять с разделением квартир на студии, однушки, двушки и так далее) → это ~ 9 500 человек.

Трудоспособное население – это 56% по данным Росстат → 5 320 человек → из них половина женщины → 2 660 человек.

По уровню дохода можем это количество не сужать, предполагая, что в новом ЖК все могут позволить себе маникюр в салоне. Но можем найти данные опросов, какой % женщин предпочитает делать маникюр самостоятельно. Или добавить иные критерии отбора.

В контекстной рекламе наша оценка объема ЦА может выглядеть проще: мы смотрим частотность фраз по Wordstat. Но «классический» метод тоже в голове держать полезно – например, если настраиваем условия показа на пересечение сегментов или используем точечный геотаргетинг. Иногда ответ на вопрос «почему нет показов» на поверхности, и дело даже не в кривых алгоритмах Яндекс.

✔️Портрет целевой аудитории может нам помочь при выборе условий показа.

Конечно, иногда всё очевидно: чтобы рекламировать «3D принтер Formlabs» по запросу «купить 3D принтер Formlabs» анализ не пригодится. Но бывают более интересные истории: например, реклама обучения для владельцев интернет-магазинов через РСЯ, когда прямой спрос почти отсутствует.

✔️И то, что не обойдется без анализа ЦА никогда – объявления и посадочные страницы. Они должны точно «бить» в желания и закрывать возражения определенной группы людей. На днях как раз был пост на эту тему.

И здесь всплывает главный вопрос: кто должен этим заниматься? Директолог? Маркетолог? Предприниматель?

Мое мнение: целевая аудитория должна быть определена на этапе создания продукта. В малом бизнесе за продукт отвечает предприниматель. Соответственно, он и определяет, для кого делает продукт.

Один и тот же (на первый взгляд) продукт может быть сделан для разных людей. Тот же курс по контексту может продаваться на абсолютно разные аудитории:

— На тех, кто уже работает с директом (тут могут быть под-сегменты по опыту)
— На маркетологов и трафик-менеджеров
— На специалистов по созданию сайтов
— На таргетологов
— На предпринимателей
— На мам в декрете
— На пенсионеров
— На любителей халявы и быстрых денег😁

И во всех случаях будут выделены разные преимущества. И будут созданы абсолютно разные посадочные и тезисы для объявлений. Директолог и маркетолог могут их докрутить по формулировкам (как это сделать – здесь), но описание ЦА – от предпринимателя. Согласны?
Наш новый классный дашборд для контроля за остатками на аккаунтах. Анастасия сегодня закончила. Будет маячить, когда остаток становится меньше, чем плановая открутка по клиенту в течение 7 дней🔥
Прошло 1,5 месяца с тех пор, как мы взяли в команду Junior-специалиста после масштабного отбора

Всё забываю рассказать об итогах. А они фантастические.

Я делю сотрудников и подрядчиков на два типа:

— Те, кто снимает головняк
— Те, кто создает головняк😁

В первый месяц одних от других практически не отличить. Это нормально, что сначала получается головняк. Человека нужно погрузить в процессы компании, со всеми познакомить, выдать регламенты (если они вообще есть), дать несколько задач, дать по ним детальную обратную связь, проверить «работу над ошибками», пройти несколько кругов правок.

Дальше головняк должен начать уходить. И получиться схема: «выдал ТЗ – получил результат – проверил – косяки если и обнаружил, то минимальные – доработали – в следующем круге можно уже не проверять».

Но тот, кто хоть раз пытался построить команду, знает, что так бывает далеко не всегда.

Иногда схема останавливается на «выдал ТЗ – получил результат – переделал сам, потому что на это невозможно смотреть, а клиенту уже горит – в следующем круге надо 100% все проверять, там 99% есть косяки». И так продолжается неделями, месяцами, в запущенных случаях – годами. И начинает казаться, что делегирование – это что-то невероятно сложное.

Я сейчас, кстати, прохожу именно такие круги с подрядчиками вне агентства. У нас есть определенные технические процессы по курсу, которые должны выполняться без моего участия, но пока не находятся кандидаты, которые могут прийти к схеме №1.

А наш Junior-специалист меня очень порадовал. С ним было минимальное количество головняка. Недаром проводили такой сложный отбор. Уже через 2 недели мы пришли к тому, что ставится задача, и есть уверенность, что результат будет на 99% соответствовать ожидаемому. Для новичка это прямо вау. Горжусь. Уверена, карьерный рост будет быстрым💛
Неудобные моменты в новом Wordstat, которые могут привести к ошибкам при сборе ядра

✔️Выставлять регион можно только после ввода фразы. Когда выбираешь галочками нужные города, нужно обязательно долистать до кнопки «Выбрать». Если ее не нажать, выбор сбрасывается. Раньше кнопка была в видимой области экрана, а сейчас нужно догадаться, что она там есть.

✔️Минус-слова нельзя добавить в строку ввода большим списком, как в старой версии. Периодически появляется уведомление «Нет подходящих запросов. Попробуйте изменить формулировку». Пока не удалось точно выяснить, от чего зависит его появление. Предположительно, от количества символов в строке ~1500.

✔️Кнопка «Показать еще» периодически пропадает или становится некликабельной даже если до конца списка еще далеко. По невнимательности можно просто не увидеть низкочастотку, а иногда и среднечастотку.

✔️При добавлении минус-слов в строку ввода возникают «дыры» в выдаче запросов. Может перестать отображаться часть запросов, эквивалентная определенной странице. Это легко не заметить в момент сбора. Поэтому после завершения обязательно стоит добавлять собранные фразы в расширение (неважно, какое используете) и пробивать базовые фразы еще раз без минусов, чтобы убедиться, что ничего не пропущено.

✔️Невозможность вернуться на предыдущий шаг в истории браузера. В старой версии, если мы добавили, допустим, некорректное минус-слово, можно было просто нажать стрелку назад. Сейчас придется искать его в строке и убирать.

Грустное: знаю, что некоторые забывают скопировать собранные в строке ввода минус-слова. В старой версии это не было проблемой – возвращаемся в историю и забираем список. Здесь придется чуть помучиться – вернуться на вкладку будет нельзя, «Страница недоступна». Можно скопировать минуса из адресной строки, потом поворожить формулами в Excel, чтобы вернуть пробелы.

Из хороших новостей: большинство расширений начали работать и на новой версии, и на старой версии. Пока не будут исправлены косяки на новой, можно продолжать пользоваться привычным вариантом.
Как масштабировать проект без просадки по результатам? Возможно ли это?

Для начала определимся, что такое масштабирование. Масштабирование – это увеличение охвата аудитории, в результате которого мы хотим получать больше лидов. В большинстве случаев сопровождается ростом бюджета. Увеличение количества лидов при текущем охвате и бюджете не относится к масштабированию. Скорее, к оптимизации.

В контекстной рекламе на охват влияют (из управляемых параметров):

✔️Условия показа
✔️Ставки (как заданные на ручном управлении, так и автостратегией или при помощи Bid-correction)
✔️Дневные/недельные ограничения бюджета

Соответственно, любое масштабирование – это изменение этих параметров. Приведет ли оно к росту СРА/ДРР – зависит от ситуации.

Ситуация №1. При текущих ставках и условиях показа мы можем получать больший охват, если повысим ограничение бюджета.

Как вы помните, в Директе сейчас остался один режим расхода бюджета – распределенный. Он «растягивает» показы на весь день, не позволяя «упереться» в лимит. Достигается это за счет того, что объявление не участвует в части аукционов.

Мы не всегда можем сразу заметить, что объявление «пропускает» аукционы → если протестировать повышение лимита без изменения ставок, можем получить масштабирование без роста СРА/ДРР (при сохранении остальных вводных).

Если же после повышения лимита кампания стабильно до него недокручивает, переходим к следующей ситуации.

Ситуация №2. По нашим условиям показа есть потенциал роста, но только при увеличении ставок (или tCPA, tДРР, цены клика в настройках автостратегии).

Смотрим среднюю позицию показа, объем трафика. Помним, что на РСЯ этого нет, там придется «щупать».

Увеличение ставок в большинстве случаев приводит к росту стоимости клика. Что, в свою очередь, приводит к росту СРА или ДРР. Это нормально. Исключение – параллельно с увеличением цены клика растет конверсия сайта. Такое случается, например, в нишах, где по первым позициям показа переходит более теплая аудитория.

Ситуация №3. Текущие условия показа себя исчерпали при любых ставках. Больше трафика получить по ним невозможно.

Тогда ищем варианты «равнозначной» по теплоте аудитории. Например, рекламировали только часть ассортимента магазина → вводим весь. Рекламировали Telegram-канал контекстологов только в РСЯ → добавляем Поиск. Рекламировали только по ключевым фразам → добавляем базы. И так далее. Но рано или поздно «разнозначные» условия показа закончатся.

Тогда идем на более холодную аудиторию. Рекламировали бесплатный курс начинающим директологам → предложим таргетологам и менеджерам маркетплейсов. Рекламировали только модели и бренды мебели → возьмем общие запросы. Зачастую здесь будет расти СРА/ДРР. Аудитория шире → ниже конверсия. Но бывают исключения.

Для всех ситуаций: стараемся действовать плавно, особенно с автостратегиями. Без резких движений с лимитами и настройками. Это не гарантия, что ничего не сломается, но увеличивает шансы.

Расскажите, стоит ли на ваших проектах задача по масштабированию? Какая из ситуаций ваша? Что предпринимаете?
И тут я поняла, что наш курс по Директу скучноват, и вообще можно было делегировать его написание фрилансерам на бирже...

P.S: абсолютно реальный замеченный на бирже проект😁
Мы завели прекрасную традицию - проводить бесплатный мини-курс для Middle-специалистов 3 раза в год. Формат: 3 интересных урока с фишками на хайповые темы🙂

Уже начинаем выбирать темы на конец апреля или начало мая (даты проведения курса еще уточняются).

И тут нужна ваша помощь: что оставить из прошлых тем, что новое взять? Напоминаю, что тайминг урока - 1-2 часа. Поэтому разобрать всю аналитику или всё по интернет-магазинам не получится. Нужно что-то ёмкое, как в прошлые разы.

Уже брали: варианты обучения автостратегий на микро и макроконверсиях, сложные корректировки ставок, товарные кампании для неочевидных тематик на примере медицины, ЕПК, фиды.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Доделали, кстати, и рилс про реальный рабочий день в противовес выдуманному. Как и ожидалось, залетел он в разы слабее😂
Что произошло на канале в марте?

— Сходили с командой на корпоративную фотосессию и получили классные снимки. Уже согласовала с дизайнером стилистику сайта, идем уверенными шагами к реализации цели, которая валялась в закромах 3 года.
Порассуждали о том, что лучше: сотрудничество с фрилансерами и агентствами или инхаус-команда?
— Собрала все варианты по настройке рекламы для локального бизнеса + провела в Яндекс вебинар с предпринимателем, владелицей салона красоты, на эту тему
— Рассказала дикую историю из своего 2017 про заказчика с биржи, который сидел на зоне
Порадовалась переезду в Раменки, спокойному помещению для записи уроков и близости к танцам и другим локациям
— Подписала дипломы в Политехе для прошлого потока курса по Яндекс
— Привела простой пример расчета unit-экономики + объяснила, чем это полезно директологу
— Разобрала объявление, которое попалось на РСЯ + привела свой взгляд на тезисы, которые доносятся ЦА
— Написала материал про анализ целевой аудитории + рассуждение, стоит ли этим заниматься директологу
— Похвасталась дашбордом по остаткам на аккаунтах
— Подвела итоги первого месяца работы Junior-специалиста, об отборе которого подробно рассказывала в феврале
— Поделилась экспертиментами с Reels: рабочий день в мечтах и наяву
Предупредила о неудобно-подставных моментах в новом Wordstat
— Подготовила материал о масштабировании проектов: получится ли увеличить количество без просадки по KPI?
— Собрала идеи для бесплатного курса для Middle-специалистов, который будет в начале мая (для новичков – 22 апреля)

Полезные материалы
февраля
Не переключайтесь🙂
На этой неделе без сил. Сегодня первый нормальный рабочий день из дома.

До этого:
8:00 – подъем
9:00 – сборы
10:00 – записываю уроки в старой квартире
17:00 – заканчиваю

И так по 7 часов 3 дня подряд. Это очень тяжело. Тяжелее, чем просто работать. Потому что нужно постоянно контролировать тело, выражение лица, речь и свои ручки, нажимающие кнопки в кабинете.

Записывала углубленный блок по e-commerce на курс по Яндекс.
Уже готовы уроки про:

✔️Категоризацию запросов: в каких случаях используем модельные, брендовые, категорийные, общие, по конкурентам и так далее
✔️Выбор товарных категорий и товаров, на которые будет запускаться реклама
✔️Составление плана работ, расставление приоритетов, согласование с клиентом
✔️Форматы фидов, форматы файлов, типы данных
✔️Аудит фида и составление технического задания
✔️Запуск Динамических объявлений для Поиска и Товарной галереи, варианты структур кампаний
✔️Запуск Смарт-баннеров, их особенности и варианты структур
✔️Товарную кампанию
✔️Аналитику всех товарных форматов

Осталось на десерт (на запись в выходные):

✔️Единая Перфоманс Кампания (ЕПК)
✔️Конверсионный мониторинг на реальном примере по ДРР

Получилось, как отдельный курс в курсе. Уже в третий раз.

Первый раз такое было, когда я сняла блок на кучу часов про поиск и взаимодействие с клиентами. Рассмотрела все источники от фриланс-бирж до запуска рекламы на себя и построения личного бренда с примерами, дала шаблоны отчетов, планов работ, вариантов сообщений, если нужно расторгнуть сотрудничество, повысить цены и так далее.

Второй – наш блок по аналитике на 10+ часов концентрированного материала.

Короче, продукт у нас крутой. А я устала. Даже не знаю, что еще сказать😂