Антология где-то откопала мои старые стихи и напечатала. Надо же. Давно это было. https://www.facebook.com/rs19502000/posts/pfbid02TPjbuCCj7i3kjKnbhwMbKhi2PJ5bGnbjb7AETCVhbz8dEgffKFWvv1CMAh111AmUl
Facebook
Log in or sign up to view
See posts, photos and more on Facebook.
❤5👍1
1990-й, самый закат горбачевской эпохи. Он пока еще у власти, но уже понятно, что конец близок и дальше будет что-то другое. Об этом жарко спорят, мы тоже обсуждаем в меру своего разумения. После учебы гуляем и обсуждаем. Горбачёв то, Горбачёв сё. Между тем темнеет. Из ярко освещенного подъезда гостиницы «Интурист» выходит наша однокурсница. Показывает нам доллары и говорит:
— Нет, ну вы как хотите, а лично я за Мишеля!
— Нет, ну вы как хотите, а лично я за Мишеля!
👍10
Когда говорят, что мы все проебали, просрали великую страну, я злюсь. Это означает, что до 24 февраля у нас была прекрасная страна, а потом внезапно стала ужасная. Ну, вранье же, так не бывает. Просто вам было уютно и выгодно в ужасной стране, вот и все.
Написал об этом - может быть, несколько сумбурно, но вы поймете.
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/13/my-umerli-ranshe-chem-nas-stali-ubivat
Написал об этом - может быть, несколько сумбурно, но вы поймете.
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/13/my-umerli-ranshe-chem-nas-stali-ubivat
Новая газета Европа
Мы умерли раньше, чем нас стали убивать
Недавно давал интервью киевскому телевидению, и меня спросили то, что спрашивают довольно часто, я и сам задаю этот вопрос, когда беру интервью: «Сколько должно пройти времени, чтобы украинцы без приступов ненависти и отвращения смогли читать русские книги…
🕊9❤6😁2
Я сейчас в том возрасте, когда надо очень осторожно выбирать знакомства и вообще подбирать слова. Ведь все эти люди напишут обо мне потом мемуары. Вернее, могут написать, а могут, конечно, не написать. Но кроме них, все равно некому.
👍17
Первые месяцы эмиграции я любил говорить: «В России обманывают на каждом шагу. В Стамбуле воруют. В Баку, говорят, вообще шагу нельзя пройти, останешься без денег. А вот у нас в Ереване…» «Успокойся, — сказала мне знакомая армянская девушка. — Здесь тебя тоже обуют, но мило и нежно. Ты останешься доволен, тебе даже понравится».
И вот иду я покупать ботинки. Старые, привезенные из Москвы и купленные с помощью акции «три ботинка по цене одного» стали несовместимы с жизнью.
И все не то: либо цена высокая, либо размер не мой, либо вообще предлагают брюки вместо ботинок. А самый частый случай: ботинки есть, выбор роскошный, но нигде нет продавца. Ушел куда-то пить кофе и есть кебаб. Навсегда.
Но вот наконец удача. Мой размер и даже больше. И цена всего 17 тысяч, я быстро сбил ее до шестнадцати. «Хороший товар, — говорит продавец, — ботинки заграничные, вьетнамские, вся Европа носит в этом сезоне». А я что, не Европа что ли? Ну и купил. Понимал, что обманывают, но уже устал выбирать.
А где-то через неделю они порвались. Но кто сказал, что в Европе ботинки не рвутся? Рвутся.
Снова иду в магазин — скандалить, плакать, кричать, что это бандитизм и требовать деньги обратно. И вот уже почти пришел, преодолел два светофора и случайно взглянул себе под ноги: ботинки целые! А ведь была зияющая рана в боку. Но, видимо, затянулась. Я знаю, что так не бывает, но я верю своим глазам.
Возвращаюсь домой, снимаю, осматриваю. Целые!
Утром: ага, все-таки рваные! Присмотрелся: нет, кажется.
И так почти каждый день.
В этих ботинках я потом пережил семичасовую дорогу в Тбилиси и такую же обратно. Я ездил в них в Карабах. Я в конце концов был на концерте Нойза МС… В Армении не так много экстрима, но я его находил. И каждый раз ботинки выглядели непригодными для ношения. В боку зияла рана, вид умирающий. И каждый раз они опять возвращались к жизни.
Теперь я стараюсь не глядеть на них, когда надеваю. Я понимаю, что чудо не может длиться вечно. Но оно длится, длится…
Девушка была права: я доволен.
И вот иду я покупать ботинки. Старые, привезенные из Москвы и купленные с помощью акции «три ботинка по цене одного» стали несовместимы с жизнью.
И все не то: либо цена высокая, либо размер не мой, либо вообще предлагают брюки вместо ботинок. А самый частый случай: ботинки есть, выбор роскошный, но нигде нет продавца. Ушел куда-то пить кофе и есть кебаб. Навсегда.
Но вот наконец удача. Мой размер и даже больше. И цена всего 17 тысяч, я быстро сбил ее до шестнадцати. «Хороший товар, — говорит продавец, — ботинки заграничные, вьетнамские, вся Европа носит в этом сезоне». А я что, не Европа что ли? Ну и купил. Понимал, что обманывают, но уже устал выбирать.
А где-то через неделю они порвались. Но кто сказал, что в Европе ботинки не рвутся? Рвутся.
Снова иду в магазин — скандалить, плакать, кричать, что это бандитизм и требовать деньги обратно. И вот уже почти пришел, преодолел два светофора и случайно взглянул себе под ноги: ботинки целые! А ведь была зияющая рана в боку. Но, видимо, затянулась. Я знаю, что так не бывает, но я верю своим глазам.
Возвращаюсь домой, снимаю, осматриваю. Целые!
Утром: ага, все-таки рваные! Присмотрелся: нет, кажется.
И так почти каждый день.
В этих ботинках я потом пережил семичасовую дорогу в Тбилиси и такую же обратно. Я ездил в них в Карабах. Я в конце концов был на концерте Нойза МС… В Армении не так много экстрима, но я его находил. И каждый раз ботинки выглядели непригодными для ношения. В боку зияла рана, вид умирающий. И каждый раз они опять возвращались к жизни.
Теперь я стараюсь не глядеть на них, когда надеваю. Я понимаю, что чудо не может длиться вечно. Но оно длится, длится…
Девушка была права: я доволен.
🤣19👍2
Евгений Лесин:
Они входили
С брезгливостью и презреньем.
Они очищали землю от недолюдей.
Они удивились,
Что их не встречают чаем с вареньем.
А сопротивленьем
Пустых площадей.
А мы входили
С ненавистью и завистью.
Мы хотели
Разрушить и отомстить.
Все уничтожить, покончить с их тихой заводью.
И вам нет пощады, и нам все равно
Не жить.
Они проснулись, а мы никак не проспимся.
Они ужаснулись, а мы гордимся.
Они входили
С брезгливостью и презреньем.
Они очищали землю от недолюдей.
Они удивились,
Что их не встречают чаем с вареньем.
А сопротивленьем
Пустых площадей.
А мы входили
С ненавистью и завистью.
Мы хотели
Разрушить и отомстить.
Все уничтожить, покончить с их тихой заводью.
И вам нет пощады, и нам все равно
Не жить.
Они проснулись, а мы никак не проспимся.
Они ужаснулись, а мы гордимся.
👍9🔥4❤2
"Танцуют скоморохи, чтоб не скучали лохи и мчались в караоке встречать Армагедон". Новая песня "Ногу Свело!", премьера.
Мультипликация Олега Куваева.
https://www.youtube.com/watch?v=q07dm6lPs2k
Мультипликация Олега Куваева.
https://www.youtube.com/watch?v=q07dm6lPs2k
YouTube
Ногу Свело! - Гимн Обреченных (Гойда, Орки!)
Официальный видеоклип группы «Ногу Свело!» на песню «Гимн Обреченных»
Максим Покровский: "Для меня, как для профессионала, самой высокой оценкой этой песни является тот факт, что Олег Куваев откликнулся на предложение о коллаборации и создал свой шедевр.…
Максим Покровский: "Для меня, как для профессионала, самой высокой оценкой этой песни является тот факт, что Олег Куваев откликнулся на предложение о коллаборации и создал свой шедевр.…
👏7❤4👍2🤡2
В России мой страшный сон, повторяющийся из раза в раз много лет, выглядел так: в квартире не закрывается дверь. То ли замок сломался, то ли я забыл закрыть, то ли ее взломали. С той стороны чужие агрессивные люди. Я пытаюсь закрыть дверь, но ничего не выходит. Они заходят, берут вещи, издеваются надо мной, я чувствую себя абсолютно беспомощным.
Я просыпался в ужасе, включал весь свет, проверял замок и еще долго не мог успокоиться.
Здесь, в эмиграции, этот кошмар исчез начисто. За много месяцев ни разу не снился. Зато появился другой: я хожу по чужому незнакомому городу и не могу найти нужный дом. Долго-долго. Уже устал совсем, а все не могу попасть туда, куда надо.
Это тоже страшновато, но все-таки не совсем безнадежно.
Я просыпался в ужасе, включал весь свет, проверял замок и еще долго не мог успокоиться.
Здесь, в эмиграции, этот кошмар исчез начисто. За много месяцев ни разу не снился. Зато появился другой: я хожу по чужому незнакомому городу и не могу найти нужный дом. Долго-долго. Уже устал совсем, а все не могу попасть туда, куда надо.
Это тоже страшновато, но все-таки не совсем безнадежно.
👍16❤5🤣1
"Боятся все снизу доверху. Только эмигрировав, я осознал, в каком страхе жил все эти годы. Страх выходил из меня буквально физически. Это в России мне казалось, что я очень смелый, а на самом деле я жил в нечеловеческом напряжении. Постоянно ждал, что унизят, отнимут, накажут, подавят, оскорбят. И это еще в лучшем случае. Может, и не боялся, но ждал. Жизнь в России — постоянное ожиданье удара.
Это не связано напрямую с политикой, с репрессиями. Безотчетный страх живет в каждом. Страх перед теми, кто ведет себя как хозяин, кто может сделать с тобой что угодно. Это уже привычное состояние.
Мне так легко говорить об этом, потому что и я такой же. Я как ребенок боюсь чужих людей, мне неуютно в незнакомых местах. Долгое время я считал, что те, кто говорит на иностранных языках, хотят унизить меня, показать, что они лучше и значительнее, чем я. Серьезно. Мне не приходила в голову мысль, что это я говорю на иностранном языке, что это я другой. Пришла только в эмиграции, и меня отпустило".
Написал о блокировках СМИ и страхе как движущем механизме русской жизни.
Внимание: текст закрыт пейволом, то есть платный. К сожалению, но вот так.
https://rusklik.tvnet.lv/7653991/zachem-rossiya-putina-blokiruet-rossiyu-zdorovogo-cheloveka
Это не связано напрямую с политикой, с репрессиями. Безотчетный страх живет в каждом. Страх перед теми, кто ведет себя как хозяин, кто может сделать с тобой что угодно. Это уже привычное состояние.
Мне так легко говорить об этом, потому что и я такой же. Я как ребенок боюсь чужих людей, мне неуютно в незнакомых местах. Долгое время я считал, что те, кто говорит на иностранных языках, хотят унизить меня, показать, что они лучше и значительнее, чем я. Серьезно. Мне не приходила в голову мысль, что это я говорю на иностранном языке, что это я другой. Пришла только в эмиграции, и меня отпустило".
Написал о блокировках СМИ и страхе как движущем механизме русской жизни.
Внимание: текст закрыт пейволом, то есть платный. К сожалению, но вот так.
https://rusklik.tvnet.lv/7653991/zachem-rossiya-putina-blokiruet-rossiyu-zdorovogo-cheloveka
Мнения
Зачем Россия Путина блокирует Россию здорового человека
Реестр запрещенных сайтов появился в России 10 лет назад, в 2012 году. За это время, по данным Роскомсвободы, было заблокировано 1 276 480 сайтов и ссылок. Только за первые пять месяцев войны, об этом говорит генпрокурор РФ Игорь Краснов, - около 138 тысяч…
👍5🤣1
Написал о новой порции песен, пропитанных войной. Главное ощущение - война всюду, от нее не уйти, даже если очень хочется.
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/24/pesni-gneva-i-bessiliia
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/24/pesni-gneva-i-bessiliia
Новая газета Европа
Песни гнева и бессилия
Война проникает в нас, пропитывает, заставляет соотносить с собой любые слова и поступки, становится частью жизни. Это почувствовали уже даже самые беззаботные и далекие от политической повестки музыканты. На девятый месяц войны не осталось тех, кто вне,…
👍5
Это канал израильского портала «Детали». Я не включен в реалии израильской политики, но читаю с удовольствием, а уж для тех, кто включен и живет там, это, как говорится, must read. Кстати, и я там печатаюсь, а это не самая плохая рекомендация.
Вот несколько привлекательных заголовков:
«Я покинула хасидский мир, чтобы стать лесбиянкой»,
«Прелюбодеи Ветхого Завета»,
«В Яффо объявилась художница-мутант».
Плюс серьезная аналитика.
В общем, рекомендую.
https://t.me/detalynews
Вот несколько привлекательных заголовков:
«Я покинула хасидский мир, чтобы стать лесбиянкой»,
«Прелюбодеи Ветхого Завета»,
«В Яффо объявилась художница-мутант».
Плюс серьезная аналитика.
В общем, рекомендую.
https://t.me/detalynews
Telegram
ДЕТАЛИ: новости Израиля
Канал израильского сайта Detaly.co.il - израильские новости на русском языке.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных публикаций
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных публикаций
Крутой киевский продюсер Ясинский рассказал мне о том, что происходит сейчас в поп-музыке воюющей страны - Украины.
"Если во время концерта прозвучит воздушная тревога и угроза обстрела, а в этом нет ничего невозможного, нужно покинуть помещение и быстро переместиться в бомбоубежище, либо в метро".
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/26/mikhail-iasinskii-nuzhny-pesni-kotorye-vnushaiut-veru-v-pobedu
"Если во время концерта прозвучит воздушная тревога и угроза обстрела, а в этом нет ничего невозможного, нужно покинуть помещение и быстро переместиться в бомбоубежище, либо в метро".
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/26/mikhail-iasinskii-nuzhny-pesni-kotorye-vnushaiut-veru-v-pobedu
Новая газета Европа
Михаил Ясинский: «Нужны песни, которые внушают веру в победу»
Со стороны может показаться, что Украине сейчас не до песен. Воюющая страна, регулярные обстрелы, часами нет электричества. Какой уж тут шоу-бизнес. Но в украинских новостях на втором месте после военных — артисты. Вакарчук сыграл в разрушенном Харькове,…
Периодически делаю интервью с украинскими спикерами. Это сложно. Многие отказываются, и их можно понять. Многие вообще игнорируют. Но даже когда интервью сделано, возникают проблемы с коммуникацией. Человек может не отвечать сутками. Я сижу и думаю: наверно, он все-таки решил не иметь дело с русскими. Или я его чем-то обидел и он взбешен. Или просто пренебрегает мной, считает, что это неважно.
Я раздражаюсь на то, что все так медленно и нечетко. А потом оказывается, что у человека все это время не было света, потому что русские ракеты вырубили подстанции. И он мотался по городу, пытаясь хоть как-то выйти на связь. А она прерывалась, а была воздушная тревога, а аккумулятор садился. И потом он выходит на связь, и выясняется, что все нормально, все проблемы решены. Ничего страшного, просто у них война.
Умом я это понимаю, но представить никак не могу, потому что жизнь так или иначе все равно продолжается. Надо всем этим витает какая-то болезненная атмосфера нормальности. Я не знаю, как катастрофа может стать нормой, но каким-то образом это все происходит.
Я раздражаюсь на то, что все так медленно и нечетко. А потом оказывается, что у человека все это время не было света, потому что русские ракеты вырубили подстанции. И он мотался по городу, пытаясь хоть как-то выйти на связь. А она прерывалась, а была воздушная тревога, а аккумулятор садился. И потом он выходит на связь, и выясняется, что все нормально, все проблемы решены. Ничего страшного, просто у них война.
Умом я это понимаю, но представить никак не могу, потому что жизнь так или иначе все равно продолжается. Надо всем этим витает какая-то болезненная атмосфера нормальности. Я не знаю, как катастрофа может стать нормой, но каким-то образом это все происходит.
🕊12❤7👍4
Иногда бывает необъяснимое.
По дороге из Тель-Авива в Хайфу разговорился по-английски с таксистом. Узнав, что я русский (а для них мы не совсем евреи, скорее русские), он сказал:
- А мне Путин нравится!
Так, началось. Что будет дальше, я знаю, подумал я.
И ошибся.
- Путин и Рене Декарт!
Я решил, что ослышался. Списал это на плохое знание языка.
- И еще русские народные песни. У вас красивые песни. Одну из них написал наш певец Миша Гуревич.
И поставил. Импозантный еврей усталым голосом пел по-английски что-то среднее между Шуфутинским и Коэном. Красивая народная песня. Ответить мне было нечего.
Я вспомнил свой разговор с Навальным десятилетней давности. Навальный сказал тогда:
- Я люблю искусство, но плохо в нем понимаю.
Да, тут мы не дорабатываем.
Под конец разговора выяснилось, что от таксиста ушла жена. Хорошо, что не к Декарту. И не к Зеленскому.
По дороге из Тель-Авива в Хайфу разговорился по-английски с таксистом. Узнав, что я русский (а для них мы не совсем евреи, скорее русские), он сказал:
- А мне Путин нравится!
Так, началось. Что будет дальше, я знаю, подумал я.
И ошибся.
- Путин и Рене Декарт!
Я решил, что ослышался. Списал это на плохое знание языка.
- И еще русские народные песни. У вас красивые песни. Одну из них написал наш певец Миша Гуревич.
И поставил. Импозантный еврей усталым голосом пел по-английски что-то среднее между Шуфутинским и Коэном. Красивая народная песня. Ответить мне было нечего.
Я вспомнил свой разговор с Навальным десятилетней давности. Навальный сказал тогда:
- Я люблю искусство, но плохо в нем понимаю.
Да, тут мы не дорабатываем.
Под конец разговора выяснилось, что от таксиста ушла жена. Хорошо, что не к Декарту. И не к Зеленскому.
👍13😁2
Написал про скандал на саммите ОДКБ и антипутинские протесты в Ереване. Ощущение, что мир меняется на глазах. Надеюсь, что в лучшую сторону. Спасибо за интервью Тиграну Хзмаляну, лидеру "Европейской партии Армении"
https://detaly.co.il/putin-ubirajsya-von-armeniya-razvoditsya-s-rossiej-protsess-poshel/
https://detaly.co.il/putin-ubirajsya-von-armeniya-razvoditsya-s-rossiej-protsess-poshel/
Детали
«Путин, убирайся вон!» Армения разводится с Россией, процесс пошел
«Путин, убирайся вон!» Армения разводится с Россией, процесс пошел. Новости Израиля: все самые важные события и тенденции. Израильcкая политика, ЦАХАЛ, экономические новости, наука и медицина, история и то, что происходит сегодня.
👍4❤1🔥1
Андрей Родионов:
Мне холодно, глаза закрытые
Шепчу бессмысленную херь
Друзья, друзья мои забытые
Где вы теперь, где вы теперь
Затихли, слиплись как от холода
Зима-зима приходит в нас
И все слова мои по поводу
Похитил серый ганджубас
Мозг разделён Москвой и Киевом
Два полушария больны
И не чемпионатом мира, но
Чемпионатом, брат, войны
Где вы теперь, вы ждёте в Турции
Когда вернётся всё назад
Но мир не нарастет, как устрицы
На ваш окаменевший зад
А может обо мне вы вспомните
И скажете,а как там наш старик?
А может быть в музее «Полторы комнаты»
Лиловый снеговик мне подал пуховик
Мне холодно, глаза закрытые
Шепчу бессмысленную херь
Друзья, друзья мои забытые
Где вы теперь, где вы теперь
Затихли, слиплись как от холода
Зима-зима приходит в нас
И все слова мои по поводу
Похитил серый ганджубас
Мозг разделён Москвой и Киевом
Два полушария больны
И не чемпионатом мира, но
Чемпионатом, брат, войны
Где вы теперь, вы ждёте в Турции
Когда вернётся всё назад
Но мир не нарастет, как устрицы
На ваш окаменевший зад
А может обо мне вы вспомните
И скажете,а как там наш старик?
А может быть в музее «Полторы комнаты»
Лиловый снеговик мне подал пуховик
👍11❤3
"Когда говорят, что россияне поддерживают Путина, обычно имеют в виду, что они поддерживают обстрелы Украины и желают смерти живущим там людям. Но это не так. Россияне привычно поддерживают власть, а не убийства. Если бы 24.02 Путин обратился к стране и сказал, что из-за угрозы вторжения инопланетян и активности солдат НАТО нам нужно срочно передать управление Крымом Украине и во имя национальных интересов платить им за пользование военной базой, россияне точно так же поддержали бы это решение".
Поговорил с Васей Обломовым, который отказывается считать себя эмигрантом и ненавидеть Россию.
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/30/rossiiane-podderzhivaiut-vlast-a-ne-ubiistva
Поговорил с Васей Обломовым, который отказывается считать себя эмигрантом и ненавидеть Россию.
https://novayagazeta.eu/articles/2022/11/30/rossiiane-podderzhivaiut-vlast-a-ne-ubiistva
Новая газета Европа
«Россияне поддерживают власть, а не убийства»
Один из последних довоенных стоп-кадров: питерская полиция врывается на концерт Обломова и вырубает звук на второй или третьей песне. В 2022-м не было даже этого: ему просто не давали выйти на сцену. С начала войны он сыграл в России один концерт, больше…
❤10👍2
Евгений Лесин:
Вера в бога – наркотик народа,
Пропаганда – и вовсе бухло.
Наш Берлин 45-го года
Не бомбили еще, повезло.
Боевых комаров камарилья
Налетела на спящий Мадрид.
Перебиты, поломаны крылья,
И звезда со звездой говорит.
Не спасти триумфальные арки,
Не сберечь довоенный уют.
Если будет стрельба в зоопарке,
Обезьянки от страха умрут.
Вера в бога – наркотик народа,
Пропаганда – и вовсе бухло.
Наш Берлин 45-го года
Не бомбили еще, повезло.
Боевых комаров камарилья
Налетела на спящий Мадрид.
Перебиты, поломаны крылья,
И звезда со звездой говорит.
Не спасти триумфальные арки,
Не сберечь довоенный уют.
Если будет стрельба в зоопарке,
Обезьянки от страха умрут.
👍4
За девять месяцев жизни в Армении мне не только никто не нахамил, на меня ни разу не повысили голос. Все очень спокойные. Это хорошо, но как-то противоречит моим представлениям о кавказской гиперэмоциональности, о взрывном кавказском темпераменте. Здесь даже на рынке гораздо тише, чем на одесском Привозе, я могу сравнивать. Никто не хватает за руки, никто не кричит: "Мужчина, куда вы смотрите!" Вообще никакой агрессии.
Лишь однажды ночью я видел, как двое армян на перекрестке дико орали друг на друга, лица искаженные, я думал, что сейчас будет смертоубийство.
"Что они кричат?" - спросил я прохожего.
Мне перевели:
"Какой ты прекрасный человек! Как ты мне нравишься!"
И я понял, что смертоубийство откладывается.
Лишь однажды ночью я видел, как двое армян на перекрестке дико орали друг на друга, лица искаженные, я думал, что сейчас будет смертоубийство.
"Что они кричат?" - спросил я прохожего.
Мне перевели:
"Какой ты прекрасный человек! Как ты мне нравишься!"
И я понял, что смертоубийство откладывается.
👍14😁7❤6
Прочитал про «Дождь» и вспомнил, что нечто похожее по смыслу произошло со мной пресловутые восемь лет назад. В октябре 2014-го нас с фотографом задержало СБУ в Мелитополе, мы делали репортаж о донецких детях, детях беженцев. Володя снимал, а я записывал их истории.
Взяли прямо на площади перед вокзалом, мы уже купили билеты и должны были ехать дальше, в Харьков. Задержанию предшествовала слежка, нас взяли не случайно, нас вычислили. А вернее, стукнул кто-то из тех, у кого я брал интервью. С этого момента нас вели и довели до вокзальной площади, до отделения СБУ.
В отделении нас развели по разным комнатам, со мной беседовал капитан, с Володей его помощник. Разговор шел в духе: «А вот у нас тут мост недавно взорвали, это не вы случайно?». Или: «Вы, наверно, ходите на протестные митинги, да? Вас задерживали? Вот там вас и завербовало ФСБ, вы агент!»
Все эти дешевые фокусы я знаю наизусть. Более того, меня им учили. Был такой предмет на военной кафедре журфака МГУ в девяностые – спецпропаганда. И было занятие, которое так и называлось – «Техника допроса пленных с целью выяснить моральное состояние войск противника». И капитан знал, его тоже учили. Это одна школа, советская.
Я не боялся, я понимал, что нам ничего не сделают. Было ясно, чего он хочет. Он ждал, что я испугаюсь, запутаюсь и назову фамилии волонтеров, которые мне помогали. И вот им пришлось бы реально туго.
Под конец он разозлился и сказал прямо: «Дайте ваши контакты!» И еще: «Почему вы не действовали через официальные органы? Почему не послали в министерство запрос?» А то я не знаю, что ответили бы мне в министерстве.
Мы работали по аккредитации. В то время ее не выдавали на руки, а вносили журналистов в какие-то мутные списки. И на каждому блокпосту надо было звонить и подтверждать, что ты не шпион. Короче, у меня был телефон его начальства в Киеве. Один звонок, и все кончится, и мы выйдем оттуда. Но позвонить мне не дали.
Я тоже разозлился. Я сказал капитану: «Смотрите, какая история. В Москве я занимаюсь протестной деятельностью и довольно сильно рискую. Я против войны, против того, что делает наша армия. Это антипутинская позиция. И вот я приезжаю сюда, чтобы рассказать, сколько горя принесла война вашим детям, и вы меня задерживаете, и я опять довольно сильно рискую. Может быть, вы с Путиным заодно?»
Разговор был окончен. Капитан встал, дал мне рюкзак, телефон, нас проводили до двери. В дверях он сказал: «Война, экстремальная ситуация, я должен был вас проверить». Оказывается, все это время нас проверяли.
«Хотите кофе?» «Спасибо, у нас коньяк», сказал Володя, и мы ушли. Меня немного трясло.
Надеюсь, вы понимаете, к чему я это рассказываю. Те, кто травит «Дождь» и Коростелёва, — заодно с Путиным, я искренне так считаю. Люди бежали от преследований, возможно, от тюрьмы, и на другой стороне сталкиваются с теми же проблемами. Всюду одно и то же. Та же ненависть, те же крики «Распни!», просто предлоги разные.
В одном комментарии я прочитал поразительное: «Журналист переборщил с эмпатией». Как будто с эмпатией можно переборщить. «Вы же понимаете, война, сейчас не время, сейчас все черно-белое, без оттенков. Вот когда-нибудь потом – да». Ну, что за чушь. Именно сейчас эмпатия и нужна, сейчас она нужнее всего. Когда еще, если не во время войны, когда все озверели?
И еще мне почему-то кажется, что тем, кому не жалко русских солдат, которых как скот запихнули в вагоны и повезли на убой, без еды, без одежды, без ничего, и своих не очень-то жалко. Потому что всё это люди, и либо ты любишь людей, либо нет, либо жалеешь их, либо нет. А форма и знаки отличия не имеют значения, это иногда дело случая.
В общем, тот, кто кричит «Пусть сдохнут!», по-русски, по-украински, по-английски, на любом другом языке, мало отличается в этом смысле от Суровикина, Пригожина и Кадырова. Ну и от Путина, разумеется.
Взяли прямо на площади перед вокзалом, мы уже купили билеты и должны были ехать дальше, в Харьков. Задержанию предшествовала слежка, нас взяли не случайно, нас вычислили. А вернее, стукнул кто-то из тех, у кого я брал интервью. С этого момента нас вели и довели до вокзальной площади, до отделения СБУ.
В отделении нас развели по разным комнатам, со мной беседовал капитан, с Володей его помощник. Разговор шел в духе: «А вот у нас тут мост недавно взорвали, это не вы случайно?». Или: «Вы, наверно, ходите на протестные митинги, да? Вас задерживали? Вот там вас и завербовало ФСБ, вы агент!»
Все эти дешевые фокусы я знаю наизусть. Более того, меня им учили. Был такой предмет на военной кафедре журфака МГУ в девяностые – спецпропаганда. И было занятие, которое так и называлось – «Техника допроса пленных с целью выяснить моральное состояние войск противника». И капитан знал, его тоже учили. Это одна школа, советская.
Я не боялся, я понимал, что нам ничего не сделают. Было ясно, чего он хочет. Он ждал, что я испугаюсь, запутаюсь и назову фамилии волонтеров, которые мне помогали. И вот им пришлось бы реально туго.
Под конец он разозлился и сказал прямо: «Дайте ваши контакты!» И еще: «Почему вы не действовали через официальные органы? Почему не послали в министерство запрос?» А то я не знаю, что ответили бы мне в министерстве.
Мы работали по аккредитации. В то время ее не выдавали на руки, а вносили журналистов в какие-то мутные списки. И на каждому блокпосту надо было звонить и подтверждать, что ты не шпион. Короче, у меня был телефон его начальства в Киеве. Один звонок, и все кончится, и мы выйдем оттуда. Но позвонить мне не дали.
Я тоже разозлился. Я сказал капитану: «Смотрите, какая история. В Москве я занимаюсь протестной деятельностью и довольно сильно рискую. Я против войны, против того, что делает наша армия. Это антипутинская позиция. И вот я приезжаю сюда, чтобы рассказать, сколько горя принесла война вашим детям, и вы меня задерживаете, и я опять довольно сильно рискую. Может быть, вы с Путиным заодно?»
Разговор был окончен. Капитан встал, дал мне рюкзак, телефон, нас проводили до двери. В дверях он сказал: «Война, экстремальная ситуация, я должен был вас проверить». Оказывается, все это время нас проверяли.
«Хотите кофе?» «Спасибо, у нас коньяк», сказал Володя, и мы ушли. Меня немного трясло.
Надеюсь, вы понимаете, к чему я это рассказываю. Те, кто травит «Дождь» и Коростелёва, — заодно с Путиным, я искренне так считаю. Люди бежали от преследований, возможно, от тюрьмы, и на другой стороне сталкиваются с теми же проблемами. Всюду одно и то же. Та же ненависть, те же крики «Распни!», просто предлоги разные.
В одном комментарии я прочитал поразительное: «Журналист переборщил с эмпатией». Как будто с эмпатией можно переборщить. «Вы же понимаете, война, сейчас не время, сейчас все черно-белое, без оттенков. Вот когда-нибудь потом – да». Ну, что за чушь. Именно сейчас эмпатия и нужна, сейчас она нужнее всего. Когда еще, если не во время войны, когда все озверели?
И еще мне почему-то кажется, что тем, кому не жалко русских солдат, которых как скот запихнули в вагоны и повезли на убой, без еды, без одежды, без ничего, и своих не очень-то жалко. Потому что всё это люди, и либо ты любишь людей, либо нет, либо жалеешь их, либо нет. А форма и знаки отличия не имеют значения, это иногда дело случая.
В общем, тот, кто кричит «Пусть сдохнут!», по-русски, по-украински, по-английски, на любом другом языке, мало отличается в этом смысле от Суровикина, Пригожина и Кадырова. Ну и от Путина, разумеется.
❤36👍12👎4
С довоенных времен у меня осталась неиспользованная реприза.
Перед войной я часто ходил на митинги. Иногда по работе, но чаще просто чтобы не быть ни при чем. Западло сидеть дома, когда такое. И все это время у меня был дурной страх, я боялся, что омоновец даст мне по морде. Не заберут и посадят, а вот именно это – по морде. И не то чтобы я такой красивый и у меня модельная внешность. И не то чтобы меня никогда не били. Но я боялся.
Здесь, в Армении, одна женщина мне рассказала, что много лет назад на митинге против Кочаряна полицейский ударил ее ногой. Несильно, может, просто задел в горячке. Но она до сих пор это помнит. Она говорит: «Меня никогда не били. Нас тут вообще не бьют». Здесь даже кошки не убегают, когда подходишь. Они точно знают, что никто не обидит.
А нас бьют, мы привыкли. В этом нет ничего особенного.
Но я знаю, почему я боялся. Если бы меня ударили, я бы ударил в ответ. Я не агрессивный, но когда меня бьют, пытаюсь дать сдачи. Мы все боимся этого. Не удара, а того, что придется драться. И тогда все, обратной дороги нет.
А шутка была такая. Меня бьют, фотка с окровавленной рожей попадает в фейсбук, и я пишу: «Спокойно, без паники. Ничего необычного. Ну, дал мне по морде омоновец, ну и что? Вот если бы я ему, это другое дело».
Не так чтобы очень смешно, но тогда мне казалось, что это юмор. И ведь действительно, сложно представить, что я бью омоновца. Это абсурд какой-то, перекошенная реальность.
И вот я уехал, я в безопасности. С большой вероятностью русский полицейский никогда уже не даст мне по морде. Не будет у него такой возможности, руки коротки. И я не отвечу, у меня тоже не будет. Какую репризу испортили, суки. А могло смешно получиться.
Перед войной я часто ходил на митинги. Иногда по работе, но чаще просто чтобы не быть ни при чем. Западло сидеть дома, когда такое. И все это время у меня был дурной страх, я боялся, что омоновец даст мне по морде. Не заберут и посадят, а вот именно это – по морде. И не то чтобы я такой красивый и у меня модельная внешность. И не то чтобы меня никогда не били. Но я боялся.
Здесь, в Армении, одна женщина мне рассказала, что много лет назад на митинге против Кочаряна полицейский ударил ее ногой. Несильно, может, просто задел в горячке. Но она до сих пор это помнит. Она говорит: «Меня никогда не били. Нас тут вообще не бьют». Здесь даже кошки не убегают, когда подходишь. Они точно знают, что никто не обидит.
А нас бьют, мы привыкли. В этом нет ничего особенного.
Но я знаю, почему я боялся. Если бы меня ударили, я бы ударил в ответ. Я не агрессивный, но когда меня бьют, пытаюсь дать сдачи. Мы все боимся этого. Не удара, а того, что придется драться. И тогда все, обратной дороги нет.
А шутка была такая. Меня бьют, фотка с окровавленной рожей попадает в фейсбук, и я пишу: «Спокойно, без паники. Ничего необычного. Ну, дал мне по морде омоновец, ну и что? Вот если бы я ему, это другое дело».
Не так чтобы очень смешно, но тогда мне казалось, что это юмор. И ведь действительно, сложно представить, что я бью омоновца. Это абсурд какой-то, перекошенная реальность.
И вот я уехал, я в безопасности. С большой вероятностью русский полицейский никогда уже не даст мне по морде. Не будет у него такой возможности, руки коротки. И я не отвечу, у меня тоже не будет. Какую репризу испортили, суки. А могло смешно получиться.
👍8❤4👏3😁2🤔2😢2