Спаки (SPACs)
Только ленивый не писал про инвестиции в «спаки», что доходность в них будет круче, чем в IPO и туда точно надо инвестировать прямо сейчас.
Что такое SPAC?
Это компания, которая создаётся специально для поглощения другой компании, которая хочет выйти на рынок и торговаться на бирже. По сравнению с полноценным IPO, выход на биржу через SPAC дешевле и быстрее, однако вы не заручаетесь поддержкой бакнов-андеррайтеров, которые помогают выводить вашу компанию на рынок.
В 2020 год инвестиции в СПАКИ увеличились в несколько раз, по сравнению с предыдущими. Есть вера, что в 2021 этот тренд продолжится.
Чтобы инвестировать, есть несколько самостоятельный стратегий - покупка до слияния, покупка после слияния, покупка слухов, покупка всех компаний по 10$ и тд.
Я не очень верю в выбор акций самостоятельно, поэтому выбрал другую стратегию инвестирования.
На сегодня есть 3 ETF, которые инвестируют в спаки с разными стретегиями:
SPAK - инвестирует большую часть в SPAC которые уже завершили слияние с капитализацией от 250 млн $.
SPCX - инвестирует только в те SPAC которые обьявили, но не завершили целевое приобретение с капитализацией от 100 млн $.
SPXZ - треть инвестируют в до объединения, остальное после, в компании от 100 млн.$
Пару недель назад я прикупил каждый ETF в равных долях на 5% от портфеля. Подержу годик, как минимум, а там посмотрим что получится.
Ваш @mikemyday
Только ленивый не писал про инвестиции в «спаки», что доходность в них будет круче, чем в IPO и туда точно надо инвестировать прямо сейчас.
Что такое SPAC?
Это компания, которая создаётся специально для поглощения другой компании, которая хочет выйти на рынок и торговаться на бирже. По сравнению с полноценным IPO, выход на биржу через SPAC дешевле и быстрее, однако вы не заручаетесь поддержкой бакнов-андеррайтеров, которые помогают выводить вашу компанию на рынок.
В 2020 год инвестиции в СПАКИ увеличились в несколько раз, по сравнению с предыдущими. Есть вера, что в 2021 этот тренд продолжится.
Чтобы инвестировать, есть несколько самостоятельный стратегий - покупка до слияния, покупка после слияния, покупка слухов, покупка всех компаний по 10$ и тд.
Я не очень верю в выбор акций самостоятельно, поэтому выбрал другую стратегию инвестирования.
На сегодня есть 3 ETF, которые инвестируют в спаки с разными стретегиями:
SPAK - инвестирует большую часть в SPAC которые уже завершили слияние с капитализацией от 250 млн $.
SPCX - инвестирует только в те SPAC которые обьявили, но не завершили целевое приобретение с капитализацией от 100 млн $.
SPXZ - треть инвестируют в до объединения, остальное после, в компании от 100 млн.$
Пару недель назад я прикупил каждый ETF в равных долях на 5% от портфеля. Подержу годик, как минимум, а там посмотрим что получится.
Ваш @mikemyday
IPO Fix Price
Я решил поучаствовать в этом IPO через ВТБ брокера, хотя риски большие.
Риски:
⁃ Исторически, российские IPO намного хуже растут в первый день торгов, чем американские, куда я инвестирую через Фридом Финанс.
⁃ Компания оценена очень высоко к рынку.
⁃ Все что продается на IPO - это акции текущих акционеров, то есть ни доллара не пойдет на развитие компании.
Преимущества:
⁃ Я ни разу не инвестировал через брокера в РФ, поэтому мне оч интересна механика процесса.
⁃ Много хороших якорных инвесторов, в том числе суверенный фонд Кувейта (четвертый в списке крупнейших в мире).
⁃ Голдман сакс вошел в сделку несколько месяцев назад на 4% от компании - они явно не дураки.
⁃ Огромный рост, огромная прибыль и супернизкий долг.
⁃ Нет лок-апа - можно продать сразу.
Думаю, что вырастет на 10-15% в первый день.
Ну или упадет на столько же😂
IPO ведь дело рисковое!
Ваш @mikemyday
Я решил поучаствовать в этом IPO через ВТБ брокера, хотя риски большие.
Риски:
⁃ Исторически, российские IPO намного хуже растут в первый день торгов, чем американские, куда я инвестирую через Фридом Финанс.
⁃ Компания оценена очень высоко к рынку.
⁃ Все что продается на IPO - это акции текущих акционеров, то есть ни доллара не пойдет на развитие компании.
Преимущества:
⁃ Я ни разу не инвестировал через брокера в РФ, поэтому мне оч интересна механика процесса.
⁃ Много хороших якорных инвесторов, в том числе суверенный фонд Кувейта (четвертый в списке крупнейших в мире).
⁃ Голдман сакс вошел в сделку несколько месяцев назад на 4% от компании - они явно не дураки.
⁃ Огромный рост, огромная прибыль и супернизкий долг.
⁃ Нет лок-апа - можно продать сразу.
Думаю, что вырастет на 10-15% в первый день.
Ну или упадет на столько же😂
IPO ведь дело рисковое!
Ваш @mikemyday
Кредиты на инвестиции, часть 2
Interactive Brokers предоставляет маржинальный кредит в размере 1.57% годовых. Маржинальный кредит - это когда в залог ваших акций вы можете покупать еще.
IB - это безоговорочный лидер из брокеров США, предоставляющих услуги жителям России. На счет действует страховка в размере 500k$ (в РФ - ноль на брокерские счета). Все крупные (и не только) инвесторы из РФ инвестирую именно через него.
Еще раз, всего 1,57% годовых в долларах! Вот ссылочка для неверующих https://www.interactivebrokers.co.uk/ru/index.php?f=5834.
Для россиян это действительно мало. Российский брокеры предлагают в среднем от 12% годовых.
Что там делают наши люди, знающие о таком проценте?
Ну, к примеру, покупают облигации Сбера, с доходностью 5-6% годовых, и живут на разнице.
Ну не лафа ли, а? Вы так же хотели бы? :)
Ребзя, это рискованно - покупать в долг долги других!
Ведь всегда что-то может пойти не так, хотя риск, действительно небольшой, особенно у сбера и когда облигации с коротким сроком погашения.
Ваш @mikemyday
p.s.
Сейчас IB пошел пошел по стопам Тинькова, и предоставляет супер-условия для новичков, предлагает при регистрации свои акции на сумму до 1000$ на счет.
Interactive Brokers предоставляет маржинальный кредит в размере 1.57% годовых. Маржинальный кредит - это когда в залог ваших акций вы можете покупать еще.
IB - это безоговорочный лидер из брокеров США, предоставляющих услуги жителям России. На счет действует страховка в размере 500k$ (в РФ - ноль на брокерские счета). Все крупные (и не только) инвесторы из РФ инвестирую именно через него.
Еще раз, всего 1,57% годовых в долларах! Вот ссылочка для неверующих https://www.interactivebrokers.co.uk/ru/index.php?f=5834.
Для россиян это действительно мало. Российский брокеры предлагают в среднем от 12% годовых.
Что там делают наши люди, знающие о таком проценте?
Ну, к примеру, покупают облигации Сбера, с доходностью 5-6% годовых, и живут на разнице.
Ну не лафа ли, а? Вы так же хотели бы? :)
Ребзя, это рискованно - покупать в долг долги других!
Ведь всегда что-то может пойти не так, хотя риск, действительно небольшой, особенно у сбера и когда облигации с коротким сроком погашения.
Ваш @mikemyday
p.s.
Сейчас IB пошел пошел по стопам Тинькова, и предоставляет супер-условия для новичков, предлагает при регистрации свои акции на сумму до 1000$ на счет.
IPO Fix Price, заключение
Сегодня начались торги на Московской бирже, открылись на +2%, затем ушли чуть ниже 0%.
Роста в +15% не получилось в первый день, но и сильно не упало, что тоже хорошо.
Аллокация в ВТБ составила 70%. (ВТБ, конечно, еще тот брокер, приложуха неудобная, посмотеть историю роста портфеля нельзя ни в приложении, ни в веб версии - крутись как хочешь)
Моя стратегия в IPO - выходить после окончания локапа, так как основной рост на вложенный капитал происходит в первый день торгов.
Тут локапа нет, поэтому я вышел сегодня - продал все акции с небольши минусом.
На всю идею получилось около -0.8% на вложенный капитал. Заявку подавал на 10 000$.
Ну а я продолжаю действовать по своей стратегии - участвовать во всех IPO через Фридом Финанс, если оно соответсвует мои мин. критериям - хороший рейтинг от аналитиков + наличие роста продаж/прибыли в отчетах.
Компании начали снова выходить на рынок спустя месяц, вчера подал заявку на корейское IPO CPNG.
Ваш @mikemyday
Сегодня начались торги на Московской бирже, открылись на +2%, затем ушли чуть ниже 0%.
Роста в +15% не получилось в первый день, но и сильно не упало, что тоже хорошо.
Аллокация в ВТБ составила 70%. (ВТБ, конечно, еще тот брокер, приложуха неудобная, посмотеть историю роста портфеля нельзя ни в приложении, ни в веб версии - крутись как хочешь)
Моя стратегия в IPO - выходить после окончания локапа, так как основной рост на вложенный капитал происходит в первый день торгов.
Тут локапа нет, поэтому я вышел сегодня - продал все акции с небольши минусом.
На всю идею получилось около -0.8% на вложенный капитал. Заявку подавал на 10 000$.
Ну а я продолжаю действовать по своей стратегии - участвовать во всех IPO через Фридом Финанс, если оно соответсвует мои мин. критериям - хороший рейтинг от аналитиков + наличие роста продаж/прибыли в отчетах.
Компании начали снова выходить на рынок спустя месяц, вчера подал заявку на корейское IPO CPNG.
Ваш @mikemyday
Доп. эмиссия паев ЗПИФ ФПР - фонда IPO от Фридом Финанс
Управляющая компания УК Восток-Запад (ее скоро должен купить Фридом Финанс) будет делать в ближайшие дни доп. эмиссию паев с возможностью покупки ЗПИФа по цене чистой стоимости активов, а не по рыночной цене.
⁃ Так погодь, сложновато как-то. Что это значит? Напиши по-простому, а!
⁃ Ок, ща попробую.
На 10 марта рыночная стоимость пая фонда - 3136 рублей.
А акций/облигаций в каждом пае всего на 2600 рублей.
То есть разница в +20%. (добрые люди ведут табличку https://bit.ly/3qwe30E, где есть статистика по премии)
Почему так?
Люди верят в стратегию фонда, и готовы переплачивать в +20% от стоимости акций в нем с надеждой на будущий рост. (Доходность за 2020 год - больше 200% годовых! Писал о ЗПИФ недавно тут https://t.me/mikemyday/182.)
Так вот, на доп. эмиссии можно купить паи по цене активов, то есть на -20% к рыночной цене. (Вход правда от 1 млн. р.)
Кто-то, при получении паев на счет, сможет их продать и получить +20% на вложенный капитал. А кто-то покупает паи со скидкой -20% в долгосрок. (Эт я)
Покупать на доп. эмиссии - тот еще гемор, можете почитать правила, если захотите покупать сами http://ew-mc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Сообщение-о-решении-о-выдаче-доп.-паи.pdf.
Итого, по этой идее:
+
Возможность купить по цене активов с 20% скидкой, а затем продать или держать. На сегодня это 20%.
-
Заморозка денег на 1 месяц (с момента отправки заявки до получения пая на счет), за который цена пая может опуститься ниже той цены, по которой подавался в УК, но такого еще не было.
Я попробую купить, считаю что “на дороге” лежат 10-20% за 1 месяц, что равно 120-240% годовых на сделку.
Это, конечно, если кризиса не будет через месяц и пай не улетит вниз😅(так что не повторяйте за мной)
Ваш @mikemyday
p.s.
Если кто уже пробовал так покупать - отпишите мне плиз @MikeMyDayAsk_bot
Управляющая компания УК Восток-Запад (ее скоро должен купить Фридом Финанс) будет делать в ближайшие дни доп. эмиссию паев с возможностью покупки ЗПИФа по цене чистой стоимости активов, а не по рыночной цене.
⁃ Так погодь, сложновато как-то. Что это значит? Напиши по-простому, а!
⁃ Ок, ща попробую.
На 10 марта рыночная стоимость пая фонда - 3136 рублей.
А акций/облигаций в каждом пае всего на 2600 рублей.
То есть разница в +20%. (добрые люди ведут табличку https://bit.ly/3qwe30E, где есть статистика по премии)
Почему так?
Люди верят в стратегию фонда, и готовы переплачивать в +20% от стоимости акций в нем с надеждой на будущий рост. (Доходность за 2020 год - больше 200% годовых! Писал о ЗПИФ недавно тут https://t.me/mikemyday/182.)
Так вот, на доп. эмиссии можно купить паи по цене активов, то есть на -20% к рыночной цене. (Вход правда от 1 млн. р.)
Кто-то, при получении паев на счет, сможет их продать и получить +20% на вложенный капитал. А кто-то покупает паи со скидкой -20% в долгосрок. (Эт я)
Покупать на доп. эмиссии - тот еще гемор, можете почитать правила, если захотите покупать сами http://ew-mc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Сообщение-о-решении-о-выдаче-доп.-паи.pdf.
Итого, по этой идее:
+
Возможность купить по цене активов с 20% скидкой, а затем продать или держать. На сегодня это 20%.
-
Заморозка денег на 1 месяц (с момента отправки заявки до получения пая на счет), за который цена пая может опуститься ниже той цены, по которой подавался в УК, но такого еще не было.
Я попробую купить, считаю что “на дороге” лежат 10-20% за 1 месяц, что равно 120-240% годовых на сделку.
Это, конечно, если кризиса не будет через месяц и пай не улетит вниз😅(так что не повторяйте за мной)
Ваш @mikemyday
p.s.
Если кто уже пробовал так покупать - отпишите мне плиз @MikeMyDayAsk_bot
Принцип инвестирования #1 - ликвидность
Начинаю серию постов о своих базовых принципах инвестиций.
Ликвидность актива, пожалуй, самый важный элемент в моей системе инвестирования.
Мне важно, чтобы любой актив в случае чего можно было без большой потери стоимости быстро обменять на деньги.
Примеры низколиквидных инвестиций:
⁃ Недвижка и земля
⁃ Сделки pre-ipo, венчурные ирвестиции
⁃ Доли в бизнесах
⁃ Займы частным лицам и компаниям
⁃ Инвестиционное страхование жизни и подобные программы с невозможностью вывести деньги до 20 лет.
Конечно, этими направлениями можно заниматься (кроме последнего), но это уже не инвестиции, а бизнес с глубоким погружением.
Зачем мне ликвидность?
Несколько раз в год появляются возможности для инвестирования, где средства могут понадобится в течение нескольких дней, или недель.
Или бывают моменты, когда нужны деньги срочно, чтобы закрыть какую-то дыру в бизнесе, на личном фронте, или, не дай бог, по здоровью, когда счет может идти на дни.
В таких случаях с ликвидными активами все просто: можно быстро вывести без потери стоимости и направить их в нужное русло.
Но у этого принципа так же есть и минусы:
Низколиквидные активы трудно продать, поэтому они в лучшей степени могут сохранить сбережения.
У моего знакомого несколько лет назад бизнес требовал вложений из-за кризиса, так вот, почти все ликвидные активы были выведены и инвестированы, а недвижку быстро продать не удалось, она так и осталась.
В итоге бизнес «не полетел», ликвидные активы исчезли, а неликвидные - остались, чему он и радуется до сих пор.
Ваш @mikemyday
Начинаю серию постов о своих базовых принципах инвестиций.
Ликвидность актива, пожалуй, самый важный элемент в моей системе инвестирования.
Мне важно, чтобы любой актив в случае чего можно было без большой потери стоимости быстро обменять на деньги.
Примеры низколиквидных инвестиций:
⁃ Недвижка и земля
⁃ Сделки pre-ipo, венчурные ирвестиции
⁃ Доли в бизнесах
⁃ Займы частным лицам и компаниям
⁃ Инвестиционное страхование жизни и подобные программы с невозможностью вывести деньги до 20 лет.
Конечно, этими направлениями можно заниматься (кроме последнего), но это уже не инвестиции, а бизнес с глубоким погружением.
Зачем мне ликвидность?
Несколько раз в год появляются возможности для инвестирования, где средства могут понадобится в течение нескольких дней, или недель.
Или бывают моменты, когда нужны деньги срочно, чтобы закрыть какую-то дыру в бизнесе, на личном фронте, или, не дай бог, по здоровью, когда счет может идти на дни.
В таких случаях с ликвидными активами все просто: можно быстро вывести без потери стоимости и направить их в нужное русло.
Но у этого принципа так же есть и минусы:
Низколиквидные активы трудно продать, поэтому они в лучшей степени могут сохранить сбережения.
У моего знакомого несколько лет назад бизнес требовал вложений из-за кризиса, так вот, почти все ликвидные активы были выведены и инвестированы, а недвижку быстро продать не удалось, она так и осталась.
В итоге бизнес «не полетел», ликвидные активы исчезли, а неликвидные - остались, чему он и радуется до сих пор.
Ваш @mikemyday
Принцип инвестирования #2 - не в рублях
Рубль за 100 лет обесценился к доллару в 5 квадриллионов раз. (5 000 000 000 000 000). Писал об этом тут.
В будущем, обесценивание продолжится, даже если в политическом плане все будет стабильно.
Более того, у населения несколько раз отнимали сбережения: загуглите денежную реформу 47 года и реформу Павлова в 91 году.
Доллар, к примеру, более стабильная валюта, он за всю историю ни разу не деноминировался, а инфляция по нему находится в разумных пределах - около ~2% в среднем.
Есть еще швейцарский франк, но его достаточно проблематично купить и хранить, большинство банков в РФ не поддерживают счета и переводы в этой валюте.
Евро еще есть, но у него настолько маленькая история, что в долгосроке непонятно что из него получится.
Ну и самый убийственный минус для франка и евро - имея их, мало во что можно инвестировать, ведь все самые крутые акции , ETF и облигации номинированы в долларах!
Из-за этого львиная доля портфеля у меня в долларах США, а рублевые активы всего около 5%.
Ваш @mikemyday
Рубль за 100 лет обесценился к доллару в 5 квадриллионов раз. (5 000 000 000 000 000). Писал об этом тут.
В будущем, обесценивание продолжится, даже если в политическом плане все будет стабильно.
Более того, у населения несколько раз отнимали сбережения: загуглите денежную реформу 47 года и реформу Павлова в 91 году.
Доллар, к примеру, более стабильная валюта, он за всю историю ни разу не деноминировался, а инфляция по нему находится в разумных пределах - около ~2% в среднем.
Есть еще швейцарский франк, но его достаточно проблематично купить и хранить, большинство банков в РФ не поддерживают счета и переводы в этой валюте.
Евро еще есть, но у него настолько маленькая история, что в долгосроке непонятно что из него получится.
Ну и самый убийственный минус для франка и евро - имея их, мало во что можно инвестировать, ведь все самые крутые акции , ETF и облигации номинированы в долларах!
Из-за этого львиная доля портфеля у меня в долларах США, а рублевые активы всего около 5%.
Ваш @mikemyday
Принцип инвестирования #3 - использовать ожидаемую выгоду
Один из самых мудрых способов увеличить доходность инвестиций - использовать понятие ожидаемой выгоды.
Что это такое ожидаемая выгода?
Нужно умножить шанс прибыли % (х) размер потенциальной прибыли и вычесть (-) шанс убытка % на (х) размер убытка.
⁃ Так, давай попроще! Хорош тут со своими формулами!
⁃ Ок, ща попробую на примере.
Пример:
Принимаем решение об инвестициях в биткойн на 5 лет вперед:
⁃ 20% шанс, что биток вырастет в будущем, а 80% что упадет.
⁃ Если вырастет, то легко может вырасти на 1000% за 5 лет(всего-то в 10 раз). А если упадет, то процентов на 80%, а может и на 100%.
Ожидаемая выгода равна:
20% х 1000 - 80% х 100 =
= 200 - 80 = 120
120>0, поэтому ожидаемая выгода от такой инвестиции положительна, и в таких ситуациях я принимаю решение инвестировать, ведь на большом промежутке времени и сделок выигрыш будет на моей стороне.
Метод прекрасно работает и в других сферах, типа венчура или ангельских инвестиций или при игре в покер, когда надо принимать решение о продолжении игры.
Чаще всего я использую этот принцип при входе в сделку по каждому ipo.
Основной минус, вы должны быть готовы к самому худшему сценарию и принять на себя этот риск.
Отлично описал этот принцип Рей Далио в своей книжке Принципы - скрин прикрепил.
Хорошей ожидаемой выгоды✌️
Ваш @mikemyday
Один из самых мудрых способов увеличить доходность инвестиций - использовать понятие ожидаемой выгоды.
Что это такое ожидаемая выгода?
Нужно умножить шанс прибыли % (х) размер потенциальной прибыли и вычесть (-) шанс убытка % на (х) размер убытка.
⁃ Так, давай попроще! Хорош тут со своими формулами!
⁃ Ок, ща попробую на примере.
Пример:
Принимаем решение об инвестициях в биткойн на 5 лет вперед:
⁃ 20% шанс, что биток вырастет в будущем, а 80% что упадет.
⁃ Если вырастет, то легко может вырасти на 1000% за 5 лет(всего-то в 10 раз). А если упадет, то процентов на 80%, а может и на 100%.
Ожидаемая выгода равна:
20% х 1000 - 80% х 100 =
= 200 - 80 = 120
120>0, поэтому ожидаемая выгода от такой инвестиции положительна, и в таких ситуациях я принимаю решение инвестировать, ведь на большом промежутке времени и сделок выигрыш будет на моей стороне.
Метод прекрасно работает и в других сферах, типа венчура или ангельских инвестиций или при игре в покер, когда надо принимать решение о продолжении игры.
Чаще всего я использую этот принцип при входе в сделку по каждому ipo.
Основной минус, вы должны быть готовы к самому худшему сценарию и принять на себя этот риск.
Отлично описал этот принцип Рей Далио в своей книжке Принципы - скрин прикрепил.
Хорошей ожидаемой выгоды✌️
Ваш @mikemyday
Принцип инвестирования #4 - инвестиции в классы активов вместо точечного выбора
Правда жизни: множество исследований подтверждают, что 90% профессиональных управляющий акциями не могут показать доходность выше рынка.
Другими словами:
если купить фонд на рынок акций США S&P500 (или ETF на индекс Мосбиржи, если вы верующий в рубль), то вы будете круче 90% управляющих на долгом промежутке.
А ведь эти управляющие - с огромными знаниями, обучением в лучших вузах мира, огромным опытом и лучшими технологиями. И даже это не помогает им уделывать рынок. (Загуглите “Обезьяна Лукерья” и “спор Баффета и Protege”)
А мы, садясь за анализ акций (чтобы отобрать “самую лучшую”) в своей квартире на окраине Москвы, вступаем в неравный бой с этими профессионалами (которые, в свою очередь, проигрывают рынку в 90% случаев.)
⁃ Так что, неужели все так просто? Я покупаю ETF на индекс акций, и всех этих профессионалов и трейдеров уделываю?
⁃ Да, это так. Одно “но” - это если устраивают просадки в -50%, когда будет кризис.
⁃ Блин, -50% жестко, что делать-то?
Выход из ситуации - распределять инвестиции между классами активов, чтобы не класть все яйца в одну корзину.
Обычно портфель делят между акциями, облигациями, золотом, фондами недвижимости и товаров и тд.
А ребалансировка такого портфеля (обычно раз в год) помогает продавать одни активы на своем пике, и покупать другие на самом дне, тем самым обеспечиваю хорошую доходность с меньшим риском.
Такой подход называется Asset Allocation. (загуглите по теме: пассивные портфельные инвестиции, распределение активов)
Минус такого подхода:
это скучно, нет азарта от взлетов и падений, как в акциях.
Мне важно, чтобы было не скучно, поэтому 10% инвестиций я выделил на акции, хоть это и вредит моему портфелю в долгосроке.
Один раз живем ведь! 🤘
Ваш @mikemyday
Правда жизни: множество исследований подтверждают, что 90% профессиональных управляющий акциями не могут показать доходность выше рынка.
Другими словами:
если купить фонд на рынок акций США S&P500 (или ETF на индекс Мосбиржи, если вы верующий в рубль), то вы будете круче 90% управляющих на долгом промежутке.
А ведь эти управляющие - с огромными знаниями, обучением в лучших вузах мира, огромным опытом и лучшими технологиями. И даже это не помогает им уделывать рынок. (Загуглите “Обезьяна Лукерья” и “спор Баффета и Protege”)
А мы, садясь за анализ акций (чтобы отобрать “самую лучшую”) в своей квартире на окраине Москвы, вступаем в неравный бой с этими профессионалами (которые, в свою очередь, проигрывают рынку в 90% случаев.)
⁃ Так что, неужели все так просто? Я покупаю ETF на индекс акций, и всех этих профессионалов и трейдеров уделываю?
⁃ Да, это так. Одно “но” - это если устраивают просадки в -50%, когда будет кризис.
⁃ Блин, -50% жестко, что делать-то?
Выход из ситуации - распределять инвестиции между классами активов, чтобы не класть все яйца в одну корзину.
Обычно портфель делят между акциями, облигациями, золотом, фондами недвижимости и товаров и тд.
А ребалансировка такого портфеля (обычно раз в год) помогает продавать одни активы на своем пике, и покупать другие на самом дне, тем самым обеспечиваю хорошую доходность с меньшим риском.
Такой подход называется Asset Allocation. (загуглите по теме: пассивные портфельные инвестиции, распределение активов)
Минус такого подхода:
это скучно, нет азарта от взлетов и падений, как в акциях.
Мне важно, чтобы было не скучно, поэтому 10% инвестиций я выделил на акции, хоть это и вредит моему портфелю в долгосроке.
Один раз живем ведь! 🤘
Ваш @mikemyday
Пример подхода Asset Allocation на практике
Сравним 4 портфеля с 2008 года, с захватом крупного кризиса.
⁃ Уорен Баффет - акции Беркшир Хатауэй (BRK.A) - синий.
⁃ Пример самого простого портфеля Asset Allocation: 50% акций США / 50% гособлигаций США (ETF SPY/TLT) - красный.
⁃ Портель из 100% акций России в долларах США (ETF RSX) - желтый.
⁃ Портфель из 100% рынка акций США (ETF VOO) - зеленый.
Картинка с результатами выше.
Доходности в % годовых за 12 лет:
7.45% - Баффет
9.20% - Наш портфель 50/50
-2.65% - Акции России😭 (выводы сделали?)
9.66% - Акции США
Максимальные месячные просадки портфеля:
-44% - Баффет
-17% - Наш портфель 50/50
-80% - Акции России😭 (выводы сделали?)
-48% - Акции США
Какие можно сделать выводы:
1. Наш портфель и рынок США уделали по доходности Баффета.
2. Наш портфель в три раза меньше проседает, чем Баффет и рынок США.
3. Наш портфель лучше акций США и Баффета по коэф. риску/доходность. (Sharpe)
4. Инвестиции в Российский рынок акций - 😭.
Ваш @mikemyday
Сравним 4 портфеля с 2008 года, с захватом крупного кризиса.
⁃ Уорен Баффет - акции Беркшир Хатауэй (BRK.A) - синий.
⁃ Пример самого простого портфеля Asset Allocation: 50% акций США / 50% гособлигаций США (ETF SPY/TLT) - красный.
⁃ Портель из 100% акций России в долларах США (ETF RSX) - желтый.
⁃ Портфель из 100% рынка акций США (ETF VOO) - зеленый.
Картинка с результатами выше.
Доходности в % годовых за 12 лет:
7.45% - Баффет
9.20% - Наш портфель 50/50
-2.65% - Акции России😭 (выводы сделали?)
9.66% - Акции США
Максимальные месячные просадки портфеля:
-44% - Баффет
-17% - Наш портфель 50/50
-80% - Акции России😭 (выводы сделали?)
-48% - Акции США
Какие можно сделать выводы:
1. Наш портфель и рынок США уделали по доходности Баффета.
2. Наш портфель в три раза меньше проседает, чем Баффет и рынок США.
3. Наш портфель лучше акций США и Баффета по коэф. риску/доходность. (Sharpe)
4. Инвестиции в Российский рынок акций - 😭.
Ваш @mikemyday
Важное пояснение по предыдущему посту с примерами портфелей
Не стоит инвестировать по представленному базовому портфелю на основе принципа Asset Allocation, потому что портфель - дело индивидуальное.
Риск просадки представленного портфеля может оказаться для вас очень большим и он не будет отражать ваш горизонт инвестирования и тд.
От чего вообще может зависеть состав портфеля:
⁃ инвестиционных целей
⁃ горизонта инвестиций
⁃ обязательств по отношению к членам семьи и внешним кредиторам
⁃ инвестиционного темперамента
⁃ финансовой грамотности
⁃ готовности выходить на зарубежные рынки (по-моему тут без вариантов 😅)
⁃ опыта
⁃ возраста
⁃ готовности уделять портфелю время и тд.
Основное, конечно, это понимание максимальной просадки по портфелю, при падении ниже которой вы будете сильно переживать.
Не переживать - самое главное в инвестициях!
Ваш @mikemyday
P.S.
В тестовом режиме запустили подбор бесплатных портфелей по принципу Asset Allocation на рынке США с учетом профиля инвестора @investprofile_bot
Не стоит инвестировать по представленному базовому портфелю на основе принципа Asset Allocation, потому что портфель - дело индивидуальное.
Риск просадки представленного портфеля может оказаться для вас очень большим и он не будет отражать ваш горизонт инвестирования и тд.
От чего вообще может зависеть состав портфеля:
⁃ инвестиционных целей
⁃ горизонта инвестиций
⁃ обязательств по отношению к членам семьи и внешним кредиторам
⁃ инвестиционного темперамента
⁃ финансовой грамотности
⁃ готовности выходить на зарубежные рынки (по-моему тут без вариантов 😅)
⁃ опыта
⁃ возраста
⁃ готовности уделять портфелю время и тд.
Основное, конечно, это понимание максимальной просадки по портфелю, при падении ниже которой вы будете сильно переживать.
Не переживать - самое главное в инвестициях!
Ваш @mikemyday
P.S.
В тестовом режиме запустили подбор бесплатных портфелей по принципу Asset Allocation на рынке США с учетом профиля инвестора @investprofile_bot
Просить скидку
Я часто прошу скидку.
У меня это встроено в личную операционную систему, когда я оплачиваю какую-то вещь или заказываю услугу, ведь “за спрос денег не берут”.
Вопрос даже не сколько в получении выгоды как таковой, а в процессе подбора ключика к психотипу человека, который принимает решение о скидке.
Обычно я спрашиваю:
А какая скидка у вас возможна?
Или
Сможете сделать по такой-то цене? (Из цены вычитаю 10-15%)
Средняя конверсия из запроса в получение скидки у меня - около 50%. То есть из 10 запросов на скидку я получаю 5, что очень неплохо.
Последние мои выбитые скидки:
Бизнес обучение (22%)
Отель в Алтае (10%)
Услуга для бизнеса (15%)
Реклама в телеграме (20%)
Скидка на массаж (30%)
Плюсы:
Экономия бюджета
Тренировка эрудиции
Понимание психологии
Минусы:
Нету, если только вы не спрашиваете скидку в местах, где это будет смотреться странно.
В процессе еще вот что выяснилось:
Если мне отказывают в скидке, то значит бизнес, как правило, отличный, тк они знают себе цену.
Ваш @mikemyday
Я часто прошу скидку.
У меня это встроено в личную операционную систему, когда я оплачиваю какую-то вещь или заказываю услугу, ведь “за спрос денег не берут”.
Вопрос даже не сколько в получении выгоды как таковой, а в процессе подбора ключика к психотипу человека, который принимает решение о скидке.
Обычно я спрашиваю:
А какая скидка у вас возможна?
Или
Сможете сделать по такой-то цене? (Из цены вычитаю 10-15%)
Средняя конверсия из запроса в получение скидки у меня - около 50%. То есть из 10 запросов на скидку я получаю 5, что очень неплохо.
Последние мои выбитые скидки:
Бизнес обучение (22%)
Отель в Алтае (10%)
Услуга для бизнеса (15%)
Реклама в телеграме (20%)
Скидка на массаж (30%)
Плюсы:
Экономия бюджета
Тренировка эрудиции
Понимание психологии
Минусы:
Нету, если только вы не спрашиваете скидку в местах, где это будет смотреться странно.
В процессе еще вот что выяснилось:
Если мне отказывают в скидке, то значит бизнес, как правило, отличный, тк они знают себе цену.
Ваш @mikemyday
Что будем передавать детям?
(Можно выбрать несколько вариантов)
(Можно выбрать несколько вариантов)
Anonymous Poll
35%
1. Хорошие гены
56%
2. Хорошее образование
62%
3. Личный пример
28%
4. Много денег
Большие деньги детям
Я встретил концепцию в одном интервью, что детям можно передать три вещи:
- хорошие гены
- хорошее образование
- и самое главное - личный пример
Ну и обсуждалось, что большие деньги, заработанные родителями, могут просто сделать несчастной жизнь детей:
- нет финансовой грамотности для большого состояния.
- пропадет желание добиваться чему-то самому.
Опрос показал, что большинство с такими мыслями согласно. (Я, правда, не понял, почему так мало хорошие гены передают, ведь как они могут быть плохими, если они свои? 🧐)
И целых 7 из 10 человек ответили, что не хотят передавать большие деньги детям.
Что это значит?
А то, что заработанные деньги нужно будет пристраивать в какое-то другое место, и, с большой вероятностью, в благотворительность, которая только зарождается в России.
Появятся дополнительные деньги в образовании, исследованиях, медицине, городском дизайне и тд - и это прекрасно.
Главное, чтобы институт частной собственности действовал без изменений, а то в нашей стране бывают перерывы с ним на много десятилетий 🤣
Ваш @mikemyday
P.s.
Статья в эту тему на РБК, почему предприниматели оставляют детей без наследства
https://style.rbc.ru/people/5e7b06249a7947bc343d7d25
Я встретил концепцию в одном интервью, что детям можно передать три вещи:
- хорошие гены
- хорошее образование
- и самое главное - личный пример
Ну и обсуждалось, что большие деньги, заработанные родителями, могут просто сделать несчастной жизнь детей:
- нет финансовой грамотности для большого состояния.
- пропадет желание добиваться чему-то самому.
Опрос показал, что большинство с такими мыслями согласно. (Я, правда, не понял, почему так мало хорошие гены передают, ведь как они могут быть плохими, если они свои? 🧐)
И целых 7 из 10 человек ответили, что не хотят передавать большие деньги детям.
Что это значит?
А то, что заработанные деньги нужно будет пристраивать в какое-то другое место, и, с большой вероятностью, в благотворительность, которая только зарождается в России.
Появятся дополнительные деньги в образовании, исследованиях, медицине, городском дизайне и тд - и это прекрасно.
Главное, чтобы институт частной собственности действовал без изменений, а то в нашей стране бывают перерывы с ним на много десятилетий 🤣
Ваш @mikemyday
P.s.
Статья в эту тему на РБК, почему предприниматели оставляют детей без наследства
https://style.rbc.ru/people/5e7b06249a7947bc343d7d25
Что купить на российском рынке с горизонтом 3-5 лет?
Наверно, самый частый вопрос ко мне за последнее время.
Я сам инвестирую в долларах в стратегии из американских ETF, которые недоступны обычному инвестору в РФ из-за отсутствия статуса квалифицированного инвестора или из-за боязни открытия счета у заграничного брокера (там нет ограничений), опасаясь мороки с декларациями и тд.
Поэтому мой ответ на вопрос “что купить” редко применим на практике😩
- Ну, какие варианты-то есть?
- Есть парочка, ща расскажу.
За последние полтора года в России были запущены несколько фондов со стратегиями, которые соответствуют моим базовым критериям:
а) не в рублях
б) в портфеле есть облигации США - они растут сами по себе и не будут сильно падать в случае кризиса
Мне попались 2 таких фонда:
TUSD - “Вечный портфель” от Тинькофф
OPNW - “Всепогодный” от Открытия.
Их можно купить практически у любого брокера, забив тикер в приложении.
У обоих доходность за 13 лет - около 7% годовых в долларах(без вычета их комиссий), что очень даже неплохо.
У фонда Открытия, правда, максимальная месячная просадка жестковатая - аж на -35% уходило, не каждому по душе такое будет. У Тиньковского фонда -13%.
Комиссия у обоих - 0.99%, что для РФ нормально, а для США - обдиралово.
(Оба фонда легко повторить на своем счете у зарубежного брокера(данные открыты что они покупают), комиссии в таком случае станут в 3-5 раз меньше.)
Я для наглядности сравнил фонды с Российским рынком акций в долларах - зеленым, и нашей стратегией ACTIVE PRO - желтым.
Дополнительно выделил доходность в % годовых (CAGR), и макс. месячные просадки.
Что мы видим?
А то, что данные фонды прекрасно уделывают рынок акций РФ в долгосроке - то, что нам и нужно!
В целом, держать такие портфели рекомендуется для инвесторов с горизонтом от 3-5 лет, так как возможны временные просадки из-за кризисов.
Ваш @mikemyday
p.s.
Если есть еще похожие инструменты для покупки в РФ, киньте в комментариях
Наверно, самый частый вопрос ко мне за последнее время.
Я сам инвестирую в долларах в стратегии из американских ETF, которые недоступны обычному инвестору в РФ из-за отсутствия статуса квалифицированного инвестора или из-за боязни открытия счета у заграничного брокера (там нет ограничений), опасаясь мороки с декларациями и тд.
Поэтому мой ответ на вопрос “что купить” редко применим на практике😩
- Ну, какие варианты-то есть?
- Есть парочка, ща расскажу.
За последние полтора года в России были запущены несколько фондов со стратегиями, которые соответствуют моим базовым критериям:
а) не в рублях
б) в портфеле есть облигации США - они растут сами по себе и не будут сильно падать в случае кризиса
Мне попались 2 таких фонда:
TUSD - “Вечный портфель” от Тинькофф
OPNW - “Всепогодный” от Открытия.
Их можно купить практически у любого брокера, забив тикер в приложении.
У обоих доходность за 13 лет - около 7% годовых в долларах(без вычета их комиссий), что очень даже неплохо.
У фонда Открытия, правда, максимальная месячная просадка жестковатая - аж на -35% уходило, не каждому по душе такое будет. У Тиньковского фонда -13%.
Комиссия у обоих - 0.99%, что для РФ нормально, а для США - обдиралово.
(Оба фонда легко повторить на своем счете у зарубежного брокера(данные открыты что они покупают), комиссии в таком случае станут в 3-5 раз меньше.)
Я для наглядности сравнил фонды с Российским рынком акций в долларах - зеленым, и нашей стратегией ACTIVE PRO - желтым.
Дополнительно выделил доходность в % годовых (CAGR), и макс. месячные просадки.
Что мы видим?
А то, что данные фонды прекрасно уделывают рынок акций РФ в долгосроке - то, что нам и нужно!
В целом, держать такие портфели рекомендуется для инвесторов с горизонтом от 3-5 лет, так как возможны временные просадки из-за кризисов.
Ваш @mikemyday
p.s.
Если есть еще похожие инструменты для покупки в РФ, киньте в комментариях
Mike My Day
Что купить на российском рынке с горизонтом 3-5 лет? Наверно, самый частый вопрос ко мне за последнее время. Я сам инвестирую в долларах в стратегии из американских ETF, которые недоступны обычному инвестору в РФ из-за отсутствия статуса квалифицированного…
Вопрос от подписчика по посту:
"А если посчитать с 2010-2012 года такие же радужные результаты будут у ваших портфелей против ру фонды?)"
Отвечу сразу тут:
На графике видно, что и у портфелей российских брокеров, и у нашего Active Pro - результаты хорошие.
Даже у рынка акций РФ стала положительная доходность - чуть больше 3% годовых в долларах. Но падение в -51% - это, конечно, атас. (Привет, 2014!)
Но я бы всегда в расчет брал большие кризисы, чтобы понять, как портфель вел себя при большом падении. Ведь рано или поздно - такого обвала нам не избежать.
Еще раз: все портфели выше - пассивные, не нужно сидеть за монитором и следить за котировками, тупо купил и держи.
Ваш @miemyday
"А если посчитать с 2010-2012 года такие же радужные результаты будут у ваших портфелей против ру фонды?)"
Отвечу сразу тут:
На графике видно, что и у портфелей российских брокеров, и у нашего Active Pro - результаты хорошие.
Даже у рынка акций РФ стала положительная доходность - чуть больше 3% годовых в долларах. Но падение в -51% - это, конечно, атас. (Привет, 2014!)
Но я бы всегда в расчет брал большие кризисы, чтобы понять, как портфель вел себя при большом падении. Ведь рано или поздно - такого обвала нам не избежать.
Еще раз: все портфели выше - пассивные, не нужно сидеть за монитором и следить за котировками, тупо купил и держи.
Ваш @miemyday
Что там с ЗПИФ ФПР?
Кто не в теме, ЗПИФ ФПР - это биржевой фонд от Фридом Финанс, который вкладывается в американские IPO, доходность в прошлом году была больше 200% годовых.
Писал последний раз о нем тут и тут про доп. эмиссию.
Так вот, рыночная стоимость фонда БСИП упала на -25% за пару месяцев. Многие паникуют из-за этого и продают, возможно, в самое невыгодное время.
Если мы посмотрим на график ниже, то стоимость чистых активов фонда РСИП снизилась всего на ±10% за это время, и в текущий момент торгуется со скидкой -5% к его рыночной стоимости.
То есть можно купить акции компаний и облигаций в портфеле с 5% скидкой! Такое было 1 раз перед новым годом на пару дней, и рыночная цена снова ушла вверх, что скорее всего и произойдет. Ну и не забудем, что с начала года фонд все равно находится в плюсе, даже не смотря на падение рыночной стоимости.
Что впереди?
Апрель и май - самые плодовитые месяца на IPO исторически, и фонд, скорее всего, сможет на этом заработать. (Это если кризиса не случится какого-нить 😅)
Первые паи фонда я купил практически год назад еще до выхода на биржу, много раз докупался, как на февральской “допке” недавно - в общем портфеле у меня его около 10%. (Про жену ваще молчу, у нее портфель на 100% из ЗПИФа состоит 😍)
Ну и меня в планах так же держать его от 3+ лет, чтобы не платить налоги с прибыли.
@mikemyday
Кто не в теме, ЗПИФ ФПР - это биржевой фонд от Фридом Финанс, который вкладывается в американские IPO, доходность в прошлом году была больше 200% годовых.
Писал последний раз о нем тут и тут про доп. эмиссию.
Так вот, рыночная стоимость фонда БСИП упала на -25% за пару месяцев. Многие паникуют из-за этого и продают, возможно, в самое невыгодное время.
Если мы посмотрим на график ниже, то стоимость чистых активов фонда РСИП снизилась всего на ±10% за это время, и в текущий момент торгуется со скидкой -5% к его рыночной стоимости.
То есть можно купить акции компаний и облигаций в портфеле с 5% скидкой! Такое было 1 раз перед новым годом на пару дней, и рыночная цена снова ушла вверх, что скорее всего и произойдет. Ну и не забудем, что с начала года фонд все равно находится в плюсе, даже не смотря на падение рыночной стоимости.
Что впереди?
Апрель и май - самые плодовитые месяца на IPO исторически, и фонд, скорее всего, сможет на этом заработать. (Это если кризиса не случится какого-нить 😅)
Первые паи фонда я купил практически год назад еще до выхода на биржу, много раз докупался, как на февральской “допке” недавно - в общем портфеле у меня его около 10%. (Про жену ваще молчу, у нее портфель на 100% из ЗПИФа состоит 😍)
Ну и меня в планах так же держать его от 3+ лет, чтобы не платить налоги с прибыли.
@mikemyday
Как рубль будет обесцениваться к доллару в будущем
Короче, сейчас вам расскажу секрет, который осознает очень малое количество людей👋
Рубль будет обесцениваться к доллару в среднем процентов на 5-8% в год минимум на долгом промежутке времени.
Почему так?
Дело в том, что валюты обесцениваются друг к другу на разницу инфляции этих стран.
Пример:
Если в РФ среднегодовая инфляция 8%, а у доллара 2%, то рубль будет дешеветь к доллару на 6%. (8% минус 2%)
Это хорошо объясняется в видео экономиста Олега Шибанова https://youtu.be/tHKPkxDJbMk
Ну а если сюда добавить еще геополитических рисков, то падение может ускориться.
Так что это ожидаемо, что через три года курс будет стабильно 90р.+ за $.
Напомню, что рубль обесценился к доллару в 15 квадриллионов раз за 100 лет, писал об этом тут.
- Какие выводы, сэр?
- Инвестирую в той валюте, которая будет обесцениваться в меньшей степени🤗
@mikemyday
Короче, сейчас вам расскажу секрет, который осознает очень малое количество людей👋
Рубль будет обесцениваться к доллару в среднем процентов на 5-8% в год минимум на долгом промежутке времени.
Почему так?
Дело в том, что валюты обесцениваются друг к другу на разницу инфляции этих стран.
Пример:
Если в РФ среднегодовая инфляция 8%, а у доллара 2%, то рубль будет дешеветь к доллару на 6%. (8% минус 2%)
Это хорошо объясняется в видео экономиста Олега Шибанова https://youtu.be/tHKPkxDJbMk
Ну а если сюда добавить еще геополитических рисков, то падение может ускориться.
Так что это ожидаемо, что через три года курс будет стабильно 90р.+ за $.
Напомню, что рубль обесценился к доллару в 15 квадриллионов раз за 100 лет, писал об этом тут.
- Какие выводы, сэр?
- Инвестирую в той валюте, которая будет обесцениваться в меньшей степени🤗
@mikemyday
Что там с портфелем IPO?
Давно не делал апдейтов (предыдущий апдейт тут), подбил все итоги с 2018 года по конец апреля 21.
Для удобства табличку закинул в гугл докс, доступно по ссылке.
Общий итог по сделкам с 18 по 21 год:
78.76 % удачных сделок в плюс
+86.94 % ср. доходность на одну сделку
Положительных сделок - 89
Отрицательных сделок - 18
+108.87% - средняя прибыль положительной сделки.
-21.46% - средний убыток отрицательной сделки.
+3089 $ - средняя прибыль положительной сделки.
-873 $ - средний убыток отрицательной сделки.
А конкретно в 21 году?
% закрытых положительных сделок - 82%. (28 из 34 в плюсе)
+3231 - средняя прибыль положительной сделки.
-538 - средний убыток отрицательной сделки.
Несмотря на это, мой портфель IPO за 4 месяца показал доходность всего в 27% годовых, что ниже предыдущих годов, но все же неплохо. (В этом году “хайповых” ipo поменьше, да и последние незакрытые IPO в целом не очень удачные.)
Моя стратегия в IPO:
захожу практически во все сделки all-in, если они удовлетворяют мин. критериям:
а) хорошие рейтинги от аналитических агентств и хорошая пеереподписка на ipo
б) хорошие фин. показатели в отчетах - я смотрю на рост продаж и прибыли год к году + рост долгов
@mikemyday
P.s.
Если сами не знаете как выбирать компании для IPO или не устраивают результаты - рассмотрите подключение к стратегии https://mikemyday.ru/ipo
Давно не делал апдейтов (предыдущий апдейт тут), подбил все итоги с 2018 года по конец апреля 21.
Для удобства табличку закинул в гугл докс, доступно по ссылке.
Общий итог по сделкам с 18 по 21 год:
78.76 % удачных сделок в плюс
+86.94 % ср. доходность на одну сделку
Положительных сделок - 89
Отрицательных сделок - 18
+108.87% - средняя прибыль положительной сделки.
-21.46% - средний убыток отрицательной сделки.
+3089 $ - средняя прибыль положительной сделки.
-873 $ - средний убыток отрицательной сделки.
А конкретно в 21 году?
% закрытых положительных сделок - 82%. (28 из 34 в плюсе)
+3231 - средняя прибыль положительной сделки.
-538 - средний убыток отрицательной сделки.
Несмотря на это, мой портфель IPO за 4 месяца показал доходность всего в 27% годовых, что ниже предыдущих годов, но все же неплохо. (В этом году “хайповых” ipo поменьше, да и последние незакрытые IPO в целом не очень удачные.)
Моя стратегия в IPO:
захожу практически во все сделки all-in, если они удовлетворяют мин. критериям:
а) хорошие рейтинги от аналитических агентств и хорошая пеереподписка на ipo
б) хорошие фин. показатели в отчетах - я смотрю на рост продаж и прибыли год к году + рост долгов
@mikemyday
P.s.
Если сами не знаете как выбирать компании для IPO или не устраивают результаты - рассмотрите подключение к стратегии https://mikemyday.ru/ipo
Telegram
Mike My Day
Доходность по всем сделкам IPO с 2018 года
Подбил все завершенные сделки в одном файле по инвестициям в IPO с 2018 года.
(Нужно попросить менеджера выгрузить отчеты по сделкам за все года и немного поколдовать в экселе - т.к. в Tradernet видны только…
Подбил все завершенные сделки в одном файле по инвестициям в IPO с 2018 года.
(Нужно попросить менеджера выгрузить отчеты по сделкам за все года и немного поколдовать в экселе - т.к. в Tradernet видны только…