ВЕЛИКИЙ АКТ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Благая весть: на 20-м году XXI века в Узбекистане сахар наконец начали продавать на свободном рынке через прозрачные биржевые торги: https://www.spot.uz/ru/2020/01/10/sugar/. До этого, я так понимаю, продукт продавался преимущественно через мутные схемы, позволяющие кое-кому покупать его по относительно низким ценам, чтобы затем спекулировать, пользуясь искусственно создаваемым дефицитом. Наконец с этим покончили (надеюсь).
Вот бы еще покончить с искусственным монополизмом наших сахарозаводов, пробивших себе 20% таможенную пошлину и 20% акциз на импорт сахара: https://kommersant.uz/https-kommersant-uz-https-kommersant-uz-chto-u-gruzii-poluchilos-a-u-uzbekistana-poka-net-putevye-zametki-yuliya-yusupova-6/.
Но, видимо, эту сверхсложную проблему будем решать уже в XXII веке. Для XXI века лимит либерализма явно исчерпан. Нельзя же так резко ликвидировать все монопольные и коррупционные кормушки. "Шоковая терапия" нам не подходит!
Благая весть: на 20-м году XXI века в Узбекистане сахар наконец начали продавать на свободном рынке через прозрачные биржевые торги: https://www.spot.uz/ru/2020/01/10/sugar/. До этого, я так понимаю, продукт продавался преимущественно через мутные схемы, позволяющие кое-кому покупать его по относительно низким ценам, чтобы затем спекулировать, пользуясь искусственно создаваемым дефицитом. Наконец с этим покончили (надеюсь).
Вот бы еще покончить с искусственным монополизмом наших сахарозаводов, пробивших себе 20% таможенную пошлину и 20% акциз на импорт сахара: https://kommersant.uz/https-kommersant-uz-https-kommersant-uz-chto-u-gruzii-poluchilos-a-u-uzbekistana-poka-net-putevye-zametki-yuliya-yusupova-6/.
Но, видимо, эту сверхсложную проблему будем решать уже в XXII веке. Для XXI века лимит либерализма явно исчерпан. Нельзя же так резко ликвидировать все монопольные и коррупционные кормушки. "Шоковая терапия" нам не подходит!
Spot – Бизнес, технологии и инновации в Узбекистане
Доступ к сахару стал равноправным
90% сахара начали продавать через биржу с обеспечением равного доступа для всех покупателей.
Курс на бюрократизацию экономики продолжается.
Юлий Юсупов
И инициатором очередной бюрократической антипредпринимательской идеи стала ни кто иная, как Торгово-промышленная плата (ТПП), предлагающая расширить круг компаний, которые должны стать членами этого "ННО" в обязательном порядке: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/15/chamber/?utm_source=push&utm_medium=telegram&fbclid=IwAR3ra9UH-EHao0poM4qX0sots2sHOvcWwe__CC0WPD2C1sB7PsCT51LvY1w.
Какова аргументация? В некоторых странах членство в ТПП обязательно для всех предпринимателей.
Может быть. Только уверен, что в этих странах ТПП - самоорганизованные и самоуправлемые организации. Там сами предприниматели выбирают руководство, определяют правила и приоритеты работы организации, строго спрашивают за проделанную работу. Причем не формально (на бумаге), а в реальности (на самом деле). И уж точно знают на что идут их взносы.
И если мы твердо хотим внедрять международный опыт, так давайте его внедрять в полном объеме. А не отдельные "выгодные" элементы.
Юлий Юсупов
И инициатором очередной бюрократической антипредпринимательской идеи стала ни кто иная, как Торгово-промышленная плата (ТПП), предлагающая расширить круг компаний, которые должны стать членами этого "ННО" в обязательном порядке: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/15/chamber/?utm_source=push&utm_medium=telegram&fbclid=IwAR3ra9UH-EHao0poM4qX0sots2sHOvcWwe__CC0WPD2C1sB7PsCT51LvY1w.
Какова аргументация? В некоторых странах членство в ТПП обязательно для всех предпринимателей.
Может быть. Только уверен, что в этих странах ТПП - самоорганизованные и самоуправлемые организации. Там сами предприниматели выбирают руководство, определяют правила и приоритеты работы организации, строго спрашивают за проделанную работу. Причем не формально (на бумаге), а в реальности (на самом деле). И уж точно знают на что идут их взносы.
И если мы твердо хотим внедрять международный опыт, так давайте его внедрять в полном объеме. А не отдельные "выгодные" элементы.
Газета.uz
Частных предпринимателей предложили обязать вступить в ТПП
Членство в Торгово-промышленной палате предлагается сделать обязательным и для частных предпринимателей, оставив право выбора только для малого бизнеса. Ежегодные членские взносы варьируются от 50 до 2000 БРВ.
ВСЕ НА ЗАЩИТУ НАШИХ РОДНЫХ МОНОПОЛИСТОВ!
Юлий Юсупов
У вступления Узбекистана в ЕАЭС есть плюсы и минусы (я уже несколько раз высказывал свою точку зрения на этот счет: http://ced.uz/publitsistika/byt-ili-ne-byt-nado-li-uzbekistanu-vstupat-v-eaes/). Важным плюсом для нашей страны должно стать сокращение таможенных платежей и нетарифных барьеров в секторах, где (благодаря льготам и барьерам для импорта) созданы искусственные монополии, паразитирующие на населении и бюджете. Этот плюс особенно актуален в связи с осенними повышениями таможенных платежей: https://kommersant.uz/https-kommersant-uz-https-kommersant-uz-chto-u-gruzii-poluchilos-a-u-uzbekistana-poka-net-putevye-zametki-yuliya-yusupova-6/.
Однако, по данным источников “Коммерсант”, Узбекистан дал понять, что при вступлении в ЕАЭС хотел бы получить льготные переходные периоды "для ряда своих отраслей (в некоторых случаях до десяти лет)": https://www.kommersant.ru/doc/4221145.
Кто бы сомневался, чьи интересы будет отстаивать наша бюрократия при переговорах о вступлении в ЕАЭС. Нет, не населения и даже не бюджета. А наших монополистов. Не для того же столько сил приложено для выстраивания этих кормушечных бизнесов, чтобы вот так взять и от них отказаться...
Юлий Юсупов
У вступления Узбекистана в ЕАЭС есть плюсы и минусы (я уже несколько раз высказывал свою точку зрения на этот счет: http://ced.uz/publitsistika/byt-ili-ne-byt-nado-li-uzbekistanu-vstupat-v-eaes/). Важным плюсом для нашей страны должно стать сокращение таможенных платежей и нетарифных барьеров в секторах, где (благодаря льготам и барьерам для импорта) созданы искусственные монополии, паразитирующие на населении и бюджете. Этот плюс особенно актуален в связи с осенними повышениями таможенных платежей: https://kommersant.uz/https-kommersant-uz-https-kommersant-uz-chto-u-gruzii-poluchilos-a-u-uzbekistana-poka-net-putevye-zametki-yuliya-yusupova-6/.
Однако, по данным источников “Коммерсант”, Узбекистан дал понять, что при вступлении в ЕАЭС хотел бы получить льготные переходные периоды "для ряда своих отраслей (в некоторых случаях до десяти лет)": https://www.kommersant.ru/doc/4221145.
Кто бы сомневался, чьи интересы будет отстаивать наша бюрократия при переговорах о вступлении в ЕАЭС. Нет, не населения и даже не бюджета. А наших монополистов. Не для того же столько сил приложено для выстраивания этих кормушечных бизнесов, чтобы вот так взять и от них отказаться...
ced.uz
Быть или не быть? Надо ли Узбекистану вступать в ЕАЭС?
Вступать или не вступать Узбекистану в Евразийский экономический союз?
ПРЕЗИДЕНТ О НЕОБХОДИМОСТИ АГАРНОЙ РЕФОРМЫ
Юлий Юсупов
Президент наконец заявил о поэтапной отмене государственного участия в производство хлопка-сырца и пшеницы: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/21/plan/.
Это огромный прогресс, так как до это он ни разу публично не говорил об отмене обязательного государственного заказа на эти культуры. А без отмены этой современной системы крепостного права никакая аграрная реформа невозможна. Не случайно сельское хозяйство является на сегодня самой зарегулированной, бюрократизированной и нерыночной отраслью экономики. Подробности: http://ced.uz/uzbekistanu-neobhodima-agrarnaya-reforma/.
Не согласен с тем, что "наши люди могут быть не готовы к этому". Не готовы к этому только те, кто:
- использует госзаказ как инструмент своей личной власти (хокимы);
- хорошо зарабатывает на своем монопольном положении, отсутствии свободных рынков и на приписках о сборе хлопка (поставщики ресурсов для аграриев, хлопкозаводы, структуры, торгующие хлопком, местные органы власти).
Но они никогда не будут готовы. Что касается фермеров, то будьте уверены, выйти из крепостного состояния они всегда готовы и с нетерпением ждут этого момента.
Президент также упомянул кластеры: "Сейчас в наше мировоззрение входит понятие кластер. Верно, это тоже первые шаги. Из-за отсутствия контроля на местах многие кластеры — 3−4−5−10−20% — прибегают к коррупции".
Я ничего против агропромышленных кластеров как таковых не имею. Но то, что к ним прикрепляют фермеров, это ни что иное, как замена одной формы крепостничества на другую. Почему бы кластерам просто не покупать сельскохозяйственную продукцию, включая хлопок, на свободном рынке? Коррупция возникает там, где рынок подменяется администрированием. Проблема вовсе не в отсутствии контроля.
Давайте все-таки наконец проведем аграрную реформу! Уже скоро 30 лет независимости, а мы все еще не можем отказаться от советской системы управления сельским хозяйством, заменяем одни формы принуждения и администрирования на другие.
Юлий Юсупов
Президент наконец заявил о поэтапной отмене государственного участия в производство хлопка-сырца и пшеницы: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/21/plan/.
Это огромный прогресс, так как до это он ни разу публично не говорил об отмене обязательного государственного заказа на эти культуры. А без отмены этой современной системы крепостного права никакая аграрная реформа невозможна. Не случайно сельское хозяйство является на сегодня самой зарегулированной, бюрократизированной и нерыночной отраслью экономики. Подробности: http://ced.uz/uzbekistanu-neobhodima-agrarnaya-reforma/.
Не согласен с тем, что "наши люди могут быть не готовы к этому". Не готовы к этому только те, кто:
- использует госзаказ как инструмент своей личной власти (хокимы);
- хорошо зарабатывает на своем монопольном положении, отсутствии свободных рынков и на приписках о сборе хлопка (поставщики ресурсов для аграриев, хлопкозаводы, структуры, торгующие хлопком, местные органы власти).
Но они никогда не будут готовы. Что касается фермеров, то будьте уверены, выйти из крепостного состояния они всегда готовы и с нетерпением ждут этого момента.
Президент также упомянул кластеры: "Сейчас в наше мировоззрение входит понятие кластер. Верно, это тоже первые шаги. Из-за отсутствия контроля на местах многие кластеры — 3−4−5−10−20% — прибегают к коррупции".
Я ничего против агропромышленных кластеров как таковых не имею. Но то, что к ним прикрепляют фермеров, это ни что иное, как замена одной формы крепостничества на другую. Почему бы кластерам просто не покупать сельскохозяйственную продукцию, включая хлопок, на свободном рынке? Коррупция возникает там, где рынок подменяется администрированием. Проблема вовсе не в отсутствии контроля.
Давайте все-таки наконец проведем аграрную реформу! Уже скоро 30 лет независимости, а мы все еще не можем отказаться от советской системы управления сельским хозяйством, заменяем одни формы принуждения и администрирования на другие.
Газета.uz
«Госплана» не будет — президент
Президент Шавкат Мирзиёев заявил о поэтапном отказе от системы госзаказа на пшеницу и хлопок. «Если все будет удерживать государство, ничего никогда не будет», — сказал он.
СКАМЕЙКИ ДЛЯ ЧЕРНЫХ: НЕУЖЕЛИ МЫ НАКОНЕЦ ПОКОНЧИМ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ГРАЖДАН СТРАНЫ НА ДВА СОРТА?
Юлий Юсупов
Изумительное прозрение о тех или иных очевидных вещах у наших чиновников и депутатов наступает исключительно только после того, как о них заявляет президент. При этом они не устают восхищаться "смелостью президента".
Наконец все поголовно признали, что прописка и связанные с ней ограничения - это дискриминация граждан Узбекистана и что она наносит вред экономике страны: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/25/propiska-case/.
А до выступления президента разве было не понятно, что существующая система прописки:
- очевидно и самым наглым образом попирает Конституцию, делит граждан Узбекистана на ташкентцев и прочих;
- препятствует мобильности рабочей силы, ограничивая возможности развития экономики?
Дальше на очереди, видимо, тотальное прозрение о нашем другом национальном позоре: "крепостном праве 21 века" - обязательном государственном заказе на хлопок и пшеницу.
--------
12 апреля 2017 г. я писал по поводу разрешения иногородним покупать квартиры в новостройках (http://ced.uz/kommentarii/diskriminatsiya-v-pravah-v-zavisimosti-ot-mesta-prozhivaniya-natsionalnyj-pozor/):
Дискриминация в правах в зависимости от места проживания – национальный позор
По-моему, это национальный позор – наличие в 21 веке в одной стране двух категорий граждан с разными правами и возможностями, в зависимости от того, имеют они или не имеют прописку в столичном регионе. Самая настоящая дискриминация.
А заодно еще на этом решили дать заработать строительным компаниям. Это как если бы в США 1950-60-х гг. разрешили бы за большие деньги чернокожим посидеть на скамейках для белых.
Просто унизительно.
Юлий Юсупов
Изумительное прозрение о тех или иных очевидных вещах у наших чиновников и депутатов наступает исключительно только после того, как о них заявляет президент. При этом они не устают восхищаться "смелостью президента".
Наконец все поголовно признали, что прописка и связанные с ней ограничения - это дискриминация граждан Узбекистана и что она наносит вред экономике страны: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/25/propiska-case/.
А до выступления президента разве было не понятно, что существующая система прописки:
- очевидно и самым наглым образом попирает Конституцию, делит граждан Узбекистана на ташкентцев и прочих;
- препятствует мобильности рабочей силы, ограничивая возможности развития экономики?
Дальше на очереди, видимо, тотальное прозрение о нашем другом национальном позоре: "крепостном праве 21 века" - обязательном государственном заказе на хлопок и пшеницу.
--------
12 апреля 2017 г. я писал по поводу разрешения иногородним покупать квартиры в новостройках (http://ced.uz/kommentarii/diskriminatsiya-v-pravah-v-zavisimosti-ot-mesta-prozhivaniya-natsionalnyj-pozor/):
Дискриминация в правах в зависимости от места проживания – национальный позор
По-моему, это национальный позор – наличие в 21 веке в одной стране двух категорий граждан с разными правами и возможностями, в зависимости от того, имеют они или не имеют прописку в столичном регионе. Самая настоящая дискриминация.
А заодно еще на этом решили дать заработать строительным компаниям. Это как если бы в США 1950-60-х гг. разрешили бы за большие деньги чернокожим посидеть на скамейках для белых.
Просто унизительно.
ННО - КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Юлий Юсупов
Президент говорит о необходимости развития гражданского общества в Узбекистане, важности инициатив снизу. А чиновники Министерства юстиции месяцами, годами не регистрируют ННО. Ничего или почти ничего не изменилось здесь с прежних времен. Тоже самое издевательство над здравым смыслом и господство принципа "как бы чего не вышло".
Что это - вредительство или некомпетентность? Или не нужно нам гражданское общество, а все слова о необходимости его развития - дымовая завеса?
Давно хотел написать об этом безобразии. Но авторы статьи опередили: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/27/ngo/?utm_source=push&utm_medium=chrome. Спасибо им.
Юлий Юсупов
Президент говорит о необходимости развития гражданского общества в Узбекистане, важности инициатив снизу. А чиновники Министерства юстиции месяцами, годами не регистрируют ННО. Ничего или почти ничего не изменилось здесь с прежних времен. Тоже самое издевательство над здравым смыслом и господство принципа "как бы чего не вышло".
Что это - вредительство или некомпетентность? Или не нужно нам гражданское общество, а все слова о необходимости его развития - дымовая завеса?
Давно хотел написать об этом безобразии. Но авторы статьи опередили: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/27/ngo/?utm_source=push&utm_medium=chrome. Спасибо им.
Газета.uz
Регистрировать нельзя отказать
Регистрация негосударственной некоммерческой организации в Узбекистане до сих пор может быть долгим и мучительным делом. Почему так сложно открыть ННО, от чего и от кого это зависит? Колонка Дильмурада Юсупова и Ойбека Исакова.
СТЫД И ПОЗОР
Юлий Юсупов
Министерство юстиции довольно оперативно ответило на критику безобразий, творящихся при регистрации ННО: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/28/mj/?utm_source=push&utm_medium=telegram.
Смысл ответа (если абстрагироваться от того, что не имеет отношения к рассматриваемой теме): вам померещилось, господа, никаких нарушений и искусственных задержек при регистрации ННО нет; мы действуем строго в рамках закона; и по каждому конкретному случаю можем доказать это.
Ответ составлен грамотно, что исключает фактор некомпетентности, как возможного объяснения попрания законов и здравого смысла. Они все прекрасно понимают и глядя нам в глаза нагло врут. И это орган, который должен защищать законы в нашей стране. Лучше бы промолчали...
Стыд и позор! Что еще тут можно сказать?
Юлий Юсупов
Министерство юстиции довольно оперативно ответило на критику безобразий, творящихся при регистрации ННО: https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/28/mj/?utm_source=push&utm_medium=telegram.
Смысл ответа (если абстрагироваться от того, что не имеет отношения к рассматриваемой теме): вам померещилось, господа, никаких нарушений и искусственных задержек при регистрации ННО нет; мы действуем строго в рамках закона; и по каждому конкретному случаю можем доказать это.
Ответ составлен грамотно, что исключает фактор некомпетентности, как возможного объяснения попрания законов и здравого смысла. Они все прекрасно понимают и глядя нам в глаза нагло врут. И это орган, который должен защищать законы в нашей стране. Лучше бы промолчали...
Стыд и позор! Что еще тут можно сказать?
Газета.uz
Отказ в регистрации ННО: причины и следствия
Министерство юстиции Узбекистана подготовило ответ на статью «Регистрировать нельзя отказать», опубликованную в понедельник на «Газете.uz». Приводим его полностью.
Весьма содержательная статья (http://ced.uz/issledovaniya/eaes-vstupat-nelzya-otkladyvat/) членов экспертного совета проекта "Вектор реформ" (http://ced.uz/vektor-reform/) Умиды Хакназар и Зиёдулло Парпиева о ВТО, ЕАЭС и перспективах вступления Узбекистана в эти организации.
ced.uz
ЕАЭС: Вступать нельзя откладывать
<p>Что из себя представляет Евразийский экономический союз (ЕАЭС)? С какими проблемами сталкиваются участники ЕАЭС? Какие плюсы и минусы получит Узбекистан при вступлении в ЕАЭС? Является ли ЕАЭС альтернативой ВТО для Узбекистана? </p>
ИМИТАЦИЯ РЕФОРМ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЮРОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Юлий Юсупов
В 2019 году в четырех аэропортах Узбекистана был внедрен режим "открытого неба". Тем не менее, к перевозкам пассажиров не была привлечена ни одна зарубежная авиакомпания: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/nesmotrya-na-vnedrenie-rezhima-otkrytogo-neba-k-perevozkam-passazhirov-v-uzbekistane-ne-byla-privlech/.
Президент поставил довольно точный диагноз данной проблеме: "реформы в сфере гражданской авиации буксуют из-за того, что Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports, созданные на базе национального авиаперевозчика, до сих пор не заработали как самостоятельные организации. Ситуация вызывает недовольство пассажиров, которые предпочитают обращаться к иностранным авиаперевозчикам".
Если переформулировать: провозглашенные реформы отрасли остались на бумаге, Uzbekistan Airways как был монополистом, так и остался. А раз нет конкуренции, ничего меняться в лучшую сторону не будет.
Вот так у нас проходят многие реформы: принимаются вроде бы правильные документы, происходят даже какие-то структурные изменения. Но старая система приспосабливается к новым формам, не меняясь по сути.
Наши чиновники двумя руками за реформы, но только за те, в рамках которых можно сохранить старые монополии и кормушки. Другие реформы им не нужны. Ну разве что кроме тех, которые позволяют создать новые монополии и кормушки...
Юлий Юсупов
В 2019 году в четырех аэропортах Узбекистана был внедрен режим "открытого неба". Тем не менее, к перевозкам пассажиров не была привлечена ни одна зарубежная авиакомпания: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/nesmotrya-na-vnedrenie-rezhima-otkrytogo-neba-k-perevozkam-passazhirov-v-uzbekistane-ne-byla-privlech/.
Президент поставил довольно точный диагноз данной проблеме: "реформы в сфере гражданской авиации буксуют из-за того, что Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports, созданные на базе национального авиаперевозчика, до сих пор не заработали как самостоятельные организации. Ситуация вызывает недовольство пассажиров, которые предпочитают обращаться к иностранным авиаперевозчикам".
Если переформулировать: провозглашенные реформы отрасли остались на бумаге, Uzbekistan Airways как был монополистом, так и остался. А раз нет конкуренции, ничего меняться в лучшую сторону не будет.
Вот так у нас проходят многие реформы: принимаются вроде бы правильные документы, происходят даже какие-то структурные изменения. Но старая система приспосабливается к новым формам, не меняясь по сути.
Наши чиновники двумя руками за реформы, но только за те, в рамках которых можно сохранить старые монополии и кормушки. Другие реформы им не нужны. Ну разве что кроме тех, которые позволяют создать новые монополии и кормушки...
Podrobno.uz
Несмотря на внедрение режима "открытого неба", к перевозкам пассажиров в Узбекистане не была привлечена ни одна зарубежная авиакомпания
В 2019 году в четырех аэропортах Узбекистана был внедрен режим "открытого неба" с введением "пятой свободы воздушного пространства". Тем не менее, к п...
ЭКОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ МОНОПОЛИИ
Юлий Юсупов
С 1 января 2022 года будет запрещен ввоз в Узбекистан колесных транспортных средств, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4»: https://www.spot.uz/ru/2020/01/31/euro-4/.
Я лично двумя руками за жесткие экологические стандарты к транспортным средствам. Однако не понятно, почему эти стандарты применяются только к импортным автомобилям. Ведь воздух то загрязняют преимущественно наши отечественные.
То есть, если уж и вводить стандарты, то для всех: и зарубежных местных. Или другой вариант: разрешить импорт машин, соответствующих стандартам «Евро-4» и «Евро-5», вообще без таможенных платежей.
Но оба варианта не устраивают нашего автомонополиста и его кураторов в правительстве. Их задача не допустить конкуренции с импортом, в том числе и посредством ужесточения экологических стандартов (неужели запретительных таможенных платежей уже мало?). Ранее они собирались облагать таможенными платежами даже электромобили. Хорошо хоть этого не случилось.
Короче говоря, всё готовы положить, в том числе и наше здоровье, на удержание монополии в автопроме. У безумия протекционизма и протекционистов нет границ.
Юлий Юсупов
С 1 января 2022 года будет запрещен ввоз в Узбекистан колесных транспортных средств, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4»: https://www.spot.uz/ru/2020/01/31/euro-4/.
Я лично двумя руками за жесткие экологические стандарты к транспортным средствам. Однако не понятно, почему эти стандарты применяются только к импортным автомобилям. Ведь воздух то загрязняют преимущественно наши отечественные.
То есть, если уж и вводить стандарты, то для всех: и зарубежных местных. Или другой вариант: разрешить импорт машин, соответствующих стандартам «Евро-4» и «Евро-5», вообще без таможенных платежей.
Но оба варианта не устраивают нашего автомонополиста и его кураторов в правительстве. Их задача не допустить конкуренции с импортом, в том числе и посредством ужесточения экологических стандартов (неужели запретительных таможенных платежей уже мало?). Ранее они собирались облагать таможенными платежами даже электромобили. Хорошо хоть этого не случилось.
Короче говоря, всё готовы положить, в том числе и наше здоровье, на удержание монополии в автопроме. У безумия протекционизма и протекционистов нет границ.
Spot
С 2022 запрещается ввоз автомобилей, не соответствующих классу Евро-4
Евро-4 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах.
ЧТО БУДЕТ С ОБМЕННЫМ КУРСОМ В 2020 ГОДУ?
Юлий Юсупов
Мой ответ-комментарий на просьбу журналиста podrobno.uz спрогнозировать изменение обменного курса сума в 2020 году:
Прогнозировать изменение обменного курса – самое бесперспективное и неблагодарное дело из всех, которые я знаю. Дело в том, что на обменный курс влияет очень много факторов, большинство из которых более-менее точно спрогнозировать невозможно, а некоторые невозможно в принципе. Поэтому лучше говорить лишь о сценариях, но не о точных прогнозах.
Обменный курс сума отражает внешнюю покупательскую способность нашей валюты (сколько валюты, а, следовательно, зарубежных товаров мы можем купить за, скажем 100 тыс. сумов). Но внешняя покупательская способность тесно связанна с внутренней (сколько товаров на внутреннем рынке мы можем купить за 100 тыс. сумов). Поэтому фактор номер один обменного курса – рост цен в сумах внутри страны (инфляция). Эти два параметра между собой очень тесно связанны. Так, по официальным данным, в 2019 году инфляция (индекс потребительских цен) составила 15,2%, девальвация же национальной валюты к доллару США - 13,9%.
Соответственно можно предположить, что и в 2020 году обменный курс сума будет девальвироваться примерно в той же пропорции, как и растут цены внутри страны. Центральный банк намерен опустить уровень инфляции в 2020 году до 12-13,5%. Если: а) Центробанку удастся снизить рост внутренних цен до прогнозируемых параметров, б) уровень инфляции был бы единственным фактором изменений обменного курса, то тогда бы мы могли назвать более-менее точное значение обменного курса сума на конец 2020 года – 10600-10800 сумов за 1 долл. США.
Но, во-первых, у нас нет уверенности в том, что инфляция опустится до искомых 12-13,5%. Во-вторых, имеется много других факторов, которые влияют на приток и отток валюты на валютный рынок, а, следовательно, влияют и на обменный курс. Самые главные из них:
- Политика Центрального банка. Например, до середины 2019 г. ЦБ своими продажами золота на мировом рынке волей-неволей поддерживал обменный курс сума, не давая возможности доллару расти. Зато во второй половине года он от этой политики отказался и доллар вырос (сум упал). Как будет действовать ЦБ в 2020 году – трудно сказать.
- Обменные курсы наших главных торговых партнеров и стран покупателей нашей рабочей силы – Китая, России и Казахстана. Именно из этих стран приходит к нам большая часть иностранной валюты. Если по поводу стабильности китайского юаня особых опасений нет, то российский рубль и казахстанский тенге очень сильно зависят от колебаний мировых цен на нефть. Если цены на нефть упадут, то это будет означать падение рубля и тенге к доллару, а, следовательно, и сокращение наших доходов от экспорта товаров и услуг, а также размеров денежных переводов (в долларах) трудовых мигрантов из этих стран. Следовательно, неизбежна девальвация (падение курса) сума. Рост цен на нефть приведет к обратным последствиям.
- Мировые цены на наши основные экспортные товары (а это в основном сырьевые ресурсы): золото, газ, уран, медь, хлопковое сырье (хлопок, пряжа, ткани). Эти цены, как и цены на нефть, довольно сложно прогнозировать.
Таким образом, если не будет значительных колебаний мировых цен на нефть, газ, золото и некоторые другие сырьевые товары, а также политика ЦБ на валютном рынке сильно не поменяется, можно предположить, что обменный курс сума будет меняться примерно в той же пропорции, как и рост внутренних цен. А если мы верим (надеемся), что темпы инфляции в 2020 году снизятся по сравнению с 2019 годом, то в этом случае сум не должен девальвироваться выше уровня 11000 сумов за один доллар. Но, повторяю, при условии, что другие факторы не окажут сильного влияния (или компенсируют друг друга) на курс сума.
Источник: https://podrobno.uz/cat/economic/vyrastet-ili-upadet-eksperty-rasskazali-chego-zhdat-ot-amerikanskoy-valyuty-v-uzbekistane-v-2020-god/
Юлий Юсупов
Мой ответ-комментарий на просьбу журналиста podrobno.uz спрогнозировать изменение обменного курса сума в 2020 году:
Прогнозировать изменение обменного курса – самое бесперспективное и неблагодарное дело из всех, которые я знаю. Дело в том, что на обменный курс влияет очень много факторов, большинство из которых более-менее точно спрогнозировать невозможно, а некоторые невозможно в принципе. Поэтому лучше говорить лишь о сценариях, но не о точных прогнозах.
Обменный курс сума отражает внешнюю покупательскую способность нашей валюты (сколько валюты, а, следовательно, зарубежных товаров мы можем купить за, скажем 100 тыс. сумов). Но внешняя покупательская способность тесно связанна с внутренней (сколько товаров на внутреннем рынке мы можем купить за 100 тыс. сумов). Поэтому фактор номер один обменного курса – рост цен в сумах внутри страны (инфляция). Эти два параметра между собой очень тесно связанны. Так, по официальным данным, в 2019 году инфляция (индекс потребительских цен) составила 15,2%, девальвация же национальной валюты к доллару США - 13,9%.
Соответственно можно предположить, что и в 2020 году обменный курс сума будет девальвироваться примерно в той же пропорции, как и растут цены внутри страны. Центральный банк намерен опустить уровень инфляции в 2020 году до 12-13,5%. Если: а) Центробанку удастся снизить рост внутренних цен до прогнозируемых параметров, б) уровень инфляции был бы единственным фактором изменений обменного курса, то тогда бы мы могли назвать более-менее точное значение обменного курса сума на конец 2020 года – 10600-10800 сумов за 1 долл. США.
Но, во-первых, у нас нет уверенности в том, что инфляция опустится до искомых 12-13,5%. Во-вторых, имеется много других факторов, которые влияют на приток и отток валюты на валютный рынок, а, следовательно, влияют и на обменный курс. Самые главные из них:
- Политика Центрального банка. Например, до середины 2019 г. ЦБ своими продажами золота на мировом рынке волей-неволей поддерживал обменный курс сума, не давая возможности доллару расти. Зато во второй половине года он от этой политики отказался и доллар вырос (сум упал). Как будет действовать ЦБ в 2020 году – трудно сказать.
- Обменные курсы наших главных торговых партнеров и стран покупателей нашей рабочей силы – Китая, России и Казахстана. Именно из этих стран приходит к нам большая часть иностранной валюты. Если по поводу стабильности китайского юаня особых опасений нет, то российский рубль и казахстанский тенге очень сильно зависят от колебаний мировых цен на нефть. Если цены на нефть упадут, то это будет означать падение рубля и тенге к доллару, а, следовательно, и сокращение наших доходов от экспорта товаров и услуг, а также размеров денежных переводов (в долларах) трудовых мигрантов из этих стран. Следовательно, неизбежна девальвация (падение курса) сума. Рост цен на нефть приведет к обратным последствиям.
- Мировые цены на наши основные экспортные товары (а это в основном сырьевые ресурсы): золото, газ, уран, медь, хлопковое сырье (хлопок, пряжа, ткани). Эти цены, как и цены на нефть, довольно сложно прогнозировать.
Таким образом, если не будет значительных колебаний мировых цен на нефть, газ, золото и некоторые другие сырьевые товары, а также политика ЦБ на валютном рынке сильно не поменяется, можно предположить, что обменный курс сума будет меняться примерно в той же пропорции, как и рост внутренних цен. А если мы верим (надеемся), что темпы инфляции в 2020 году снизятся по сравнению с 2019 годом, то в этом случае сум не должен девальвироваться выше уровня 11000 сумов за один доллар. Но, повторяю, при условии, что другие факторы не окажут сильного влияния (или компенсируют друг друга) на курс сума.
Источник: https://podrobno.uz/cat/economic/vyrastet-ili-upadet-eksperty-rasskazali-chego-zhdat-ot-amerikanskoy-valyuty-v-uzbekistane-v-2020-god/
В ЧЕМ ПРИЧИНЫ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА?
Быстрый экономический рост Китая последних десятилетий часто объясняют тем, что Китай якобы сохранил и использует преимущества плановой (социалистической) экономики. Это большое заблуждение, считает автор статьи.
Во-первых, китайская экономика уже давно рыночная. Частный сектор обеспечивает 60% ВВП, 90% новых рабочих мест, 70% инвестиций и 90% экспорта Китая. Когда же в стране доминировал государственный сектор (при Мао Цзедуне) экономика была в катастрофической ситуации.
Во-вторых, бурный рост китайской экономики обусловлен тем, что а) он начался в ситуации полной нищеты населения (с этого уровня расти гораздо проще), б) Китай воспользовался технологическими достижениями и рынками западных стран, что существенно облегчало рост китайской экономики. С переходом на более высокий уровень развития темпы экономического роста страны неизбежно замедляются.
http://ced.uz/zarubezhnye-publikatsii/gosudarstvennyj-kapitalizm-net-dvigatelem-ekonomicheskogo-rosta-kitaya-yavlyaetsya-chastnyj-sektor/
P.S. Юлий Юсупов: если же говорить об отсутствии демократии, как о якобы преимуществе в экономическом развитии Китая, то напомню, что при Дэн Сяопине в Китае был введен институт периодической сменяемости власти, включая полную смену высшего руководства каждые 10 лет. Плюс там существует высокий уровень самостоятельности регионов. Далеко не все постсоветские страны имеют такого рода институты.
Подробности: http://ced.uz/publitsistika/perspektivy-demokratizatsii-stran-tsentralnoj-azii-glazami-ekonomista/
Быстрый экономический рост Китая последних десятилетий часто объясняют тем, что Китай якобы сохранил и использует преимущества плановой (социалистической) экономики. Это большое заблуждение, считает автор статьи.
Во-первых, китайская экономика уже давно рыночная. Частный сектор обеспечивает 60% ВВП, 90% новых рабочих мест, 70% инвестиций и 90% экспорта Китая. Когда же в стране доминировал государственный сектор (при Мао Цзедуне) экономика была в катастрофической ситуации.
Во-вторых, бурный рост китайской экономики обусловлен тем, что а) он начался в ситуации полной нищеты населения (с этого уровня расти гораздо проще), б) Китай воспользовался технологическими достижениями и рынками западных стран, что существенно облегчало рост китайской экономики. С переходом на более высокий уровень развития темпы экономического роста страны неизбежно замедляются.
http://ced.uz/zarubezhnye-publikatsii/gosudarstvennyj-kapitalizm-net-dvigatelem-ekonomicheskogo-rosta-kitaya-yavlyaetsya-chastnyj-sektor/
P.S. Юлий Юсупов: если же говорить об отсутствии демократии, как о якобы преимуществе в экономическом развитии Китая, то напомню, что при Дэн Сяопине в Китае был введен институт периодической сменяемости власти, включая полную смену высшего руководства каждые 10 лет. Плюс там существует высокий уровень самостоятельности регионов. Далеко не все постсоветские страны имеют такого рода институты.
Подробности: http://ced.uz/publitsistika/perspektivy-demokratizatsii-stran-tsentralnoj-azii-glazami-ekonomista/
ced.uz
Государственный капитализм? Нет, двигателем экономического роста Китая является частный сектор
Быстрый Экономический рост Китая последних десятилетий часто объясняют якобы тем, что Китай сохранил и использует преимущества плановой (социалистической экономики). Это большое заблуждение, считает автор статьи.
Иван Преображенский:
«Кремлевская пропаганда радикально изменила роль медиа по сравнению с пропагандой советской, где, в соответствии с известной цитатой из Ленина, газета была "не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но также и коллективным организатором". СМИ сейчас снова стали в России агитаторами и пропагандистами, об объективности на центральных телеканалах в большинстве случаев можно просто забыть. Но пропагандистские медиа больше не организаторы - совсем наоборот. Теперь "кремлевская газета", то есть телеканал - это коллективный организатор хаоса или попросту дезорганизатор. Причем сами создатели этого хаоса, как показывает, например, антиукраинская истерия последних пяти лет, сами начинают верить в собственные мифы про "распятых мальчиков".
… от бесконечного бессмысленного жужжания по любой значимой теме человек теряет ориентацию в информационном пространстве, у него формируется стойкий рвотный рефлекс на любые новости. Неважно, правдивые или пропагандистские. Он одновременно не верит ничему и готов поверить в любой горячечный бред телевизионного "болтолога".
Смещаются и критерии правдоподобности. Могут быть летающие тарелки? Разумеется, ведь про них целый бывший советник министра обороны СССР рассказывает. Генетически модифицирующее детское питание? Так вот почему родилась внучка, когда хотели внука! Искусственно созданный для уничтожения всех китайцев вирус? Похоже на правду, ведь Китай - главная угроза для США.
Каналы эти, конечно же, врут, это и ребенку понятно, это знает каждый россиянин. Но в то же время, он считает, что врут все. И кремлевское вранье еще не самое лживое - дыма без огня не бывает. Кто-то же должен был, в конце концов, создать этот зловредный вирус. Не китайцы, не американцы - так нацисты в подземной полости в Антарктиде…
Создание десятков взаимоисключающих версий - фирменный стиль кремлевской пропаганды. Ведь ее цель не обман, а воспитание конспирологического сознания».
https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81-%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0/a-52291848?maca=rus-facebook-dw&fbclid=IwAR0VVmVFGOPkwfjwiJGbEjYsqnp8PVyU030cXHrT7a85SiviZ6SjUOVSlWg
«Кремлевская пропаганда радикально изменила роль медиа по сравнению с пропагандой советской, где, в соответствии с известной цитатой из Ленина, газета была "не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но также и коллективным организатором". СМИ сейчас снова стали в России агитаторами и пропагандистами, об объективности на центральных телеканалах в большинстве случаев можно просто забыть. Но пропагандистские медиа больше не организаторы - совсем наоборот. Теперь "кремлевская газета", то есть телеканал - это коллективный организатор хаоса или попросту дезорганизатор. Причем сами создатели этого хаоса, как показывает, например, антиукраинская истерия последних пяти лет, сами начинают верить в собственные мифы про "распятых мальчиков".
… от бесконечного бессмысленного жужжания по любой значимой теме человек теряет ориентацию в информационном пространстве, у него формируется стойкий рвотный рефлекс на любые новости. Неважно, правдивые или пропагандистские. Он одновременно не верит ничему и готов поверить в любой горячечный бред телевизионного "болтолога".
Смещаются и критерии правдоподобности. Могут быть летающие тарелки? Разумеется, ведь про них целый бывший советник министра обороны СССР рассказывает. Генетически модифицирующее детское питание? Так вот почему родилась внучка, когда хотели внука! Искусственно созданный для уничтожения всех китайцев вирус? Похоже на правду, ведь Китай - главная угроза для США.
Каналы эти, конечно же, врут, это и ребенку понятно, это знает каждый россиянин. Но в то же время, он считает, что врут все. И кремлевское вранье еще не самое лживое - дыма без огня не бывает. Кто-то же должен был, в конце концов, создать этот зловредный вирус. Не китайцы, не американцы - так нацисты в подземной полости в Антарктиде…
Создание десятков взаимоисключающих версий - фирменный стиль кремлевской пропаганды. Ведь ее цель не обман, а воспитание конспирологического сознания».
https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81-%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0/a-52291848?maca=rus-facebook-dw&fbclid=IwAR0VVmVFGOPkwfjwiJGbEjYsqnp8PVyU030cXHrT7a85SiviZ6SjUOVSlWg
Deutsche Welle
Комментарий: Коронавирус и российская пропаганда
Даже в СССР при появлении таинственного вируса СМИ просвещали бы "народные массы", чтобы предотвратить панику. Но в России пропаганда забивает головы сограждан конспирологией, сокрушается Иван Преображенский.
ДОЛОЙ ФЕОДАЛИЗМ!
Юлий Юсупов
В соответствии с недавними заявлениями президента готовится ликвидация двух самых настоящих пережитков феодализма (если вещи называть своими именами) в нашей стране:
- С 1 апреля планируется внедрить порядок, по которому все граждане Узбекистана, независимо от прописки, смогут приобретать недвижимость в Ташкенте и Ташкентской области: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/11/propiska/. Наконец произойдет отмена антиконституционного разделения граждан страны на ташкентцев и "второсортных".
- В этом году предполагается начать отмену практики обязательного государственного заказа на хлопок. Кроме того, на 35% снизится план по обязательной продаже зерна: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/11/gosplan/. Наконец мы пришли к отмене крепостного права для наших фермеров, к развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве.
В Западной Европе крепостное право исчезло в XIV-XVI веках, сословные различия отменили в XVIII-XIX столетиях. Мы это начинаем делать в 20-м году XXI века.
Поздновато, конечно. Но лучше поздно, чем никогда.
________________________________
Мои "наказы депутатам" (http://ced.uz/sobytiya/nakazy-deputatam/) вдруг начал выполнять наш президент. Может он и дальше по списку пойдет? Ой как хотелось бы.
Юлий Юсупов
В соответствии с недавними заявлениями президента готовится ликвидация двух самых настоящих пережитков феодализма (если вещи называть своими именами) в нашей стране:
- С 1 апреля планируется внедрить порядок, по которому все граждане Узбекистана, независимо от прописки, смогут приобретать недвижимость в Ташкенте и Ташкентской области: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/11/propiska/. Наконец произойдет отмена антиконституционного разделения граждан страны на ташкентцев и "второсортных".
- В этом году предполагается начать отмену практики обязательного государственного заказа на хлопок. Кроме того, на 35% снизится план по обязательной продаже зерна: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/11/gosplan/. Наконец мы пришли к отмене крепостного права для наших фермеров, к развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве.
В Западной Европе крепостное право исчезло в XIV-XVI веках, сословные различия отменили в XVIII-XIX столетиях. Мы это начинаем делать в 20-м году XXI века.
Поздновато, конечно. Но лучше поздно, чем никогда.
________________________________
Мои "наказы депутатам" (http://ced.uz/sobytiya/nakazy-deputatam/) вдруг начал выполнять наш президент. Может он и дальше по списку пойдет? Ой как хотелось бы.
Газета.uz
Покупку жилья в Ташкенте разрешат независимо от прописки
С апреля планируется отменить требование постоянной прописки в Ташкенте и Ташкентской области для всех граждан при покупке недвижимости в этих регионах.
В секторе авиаперевозок начались реформы?
С недавним приходом Эльёра Ганиева на пост Министра транспорта в секторе авиаперевозок начались весьма серьезные изменения. Новости как из рога изобилия:
- Зарубежные управляющие компании по аэропортам теперь будут отбираться через тендеры: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/12/airports/. То есть до этого отбор компаний проходил кулуарно в привычном нашим чиновникам стиле ручного управления. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
- Осуществляются меры по снижению цены на авиатопливо до уровня среднерегиональных (сверхвысокие цены на авиакеросин - одна из главных причин того, что зарубежные авиакомпании не охотно работают в аэропортами Узбекистана), планируется снижение аэропортовских сборов на 20%: https://www.spot.uz/ru/2020/02/12/aviation/.
- Планируется модернизация наших аэропортов: https://t.me/uzbekistanairways/821.
- Планируется привлечь на рынок ряд заребужных авиакомпаний в качестве резидентов Узбекистана: https://www.spot.uz/ru/2020/02/12/airline/.
Будем надеяться, что процесс пошел... И в секторе начнутся настоящие реформы.
С недавним приходом Эльёра Ганиева на пост Министра транспорта в секторе авиаперевозок начались весьма серьезные изменения. Новости как из рога изобилия:
- Зарубежные управляющие компании по аэропортам теперь будут отбираться через тендеры: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/12/airports/. То есть до этого отбор компаний проходил кулуарно в привычном нашим чиновникам стиле ручного управления. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
- Осуществляются меры по снижению цены на авиатопливо до уровня среднерегиональных (сверхвысокие цены на авиакеросин - одна из главных причин того, что зарубежные авиакомпании не охотно работают в аэропортами Узбекистана), планируется снижение аэропортовских сборов на 20%: https://www.spot.uz/ru/2020/02/12/aviation/.
- Планируется модернизация наших аэропортов: https://t.me/uzbekistanairways/821.
- Планируется привлечь на рынок ряд заребужных авиакомпаний в качестве резидентов Узбекистана: https://www.spot.uz/ru/2020/02/12/airline/.
Будем надеяться, что процесс пошел... И в секторе начнутся настоящие реформы.
Газета.uz
Аэропорты Узбекистана будут передавать в управление по тендеру
Зарубежные компании будут привлекаться к управлению аэропортами Узбекистана по тендеру, сообщил глава Минтранса, комментируя ситуацию вокруг планируемого сотрудничества с российским «Новапортом».
Диалог Бехзода Хошимова и Юлия Юсупова о экономическом росте и экономической науке:
https://www.youtube.com/watch?v=eI08BLHbgd8&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=eI08BLHbgd8&feature=youtu.be
YouTube
Юлий Юсупов: Экономический рост в Узбекистане
Беседа с экономистом Юлием Юсуповым о экономической истории Узбекистана, "Узбекской модели" экономики, экономическом образовании, институтах, коррупции и демократизации.
"Hoshimov Iqtisodiyoti" («Экономика Хошимова») - это не интервью, это беседа.
Subtitrlar…
"Hoshimov Iqtisodiyoti" («Экономика Хошимова») - это не интервью, это беседа.
Subtitrlar…
Слабая защищенность прав собственности - проблема номер один для экономического развития сегодняшнего Узбекистана. Поэтому очень важно отслеживать все ключевые события, связанные с этим вопросом.
И вот недавно случилось настоящее чудо: рядовой акционер выиграл в нашем узбекском (ни в каком-нибудь лондонском) суде иск по делу компании «Совпластитал», которую в 2017 году чиновники раздраконили, наплевав на закон, в том числе на совсем свежие для того времени решения президента о недопустимости отмены результатов приватизации.
Правда, дело еще не закончено. Подана апелляция на решение суда (хотя нормативных актов о недопустимости отмены итогов приватизации за это время стало в несколько раз больше - но нашим чиновникам все нипочем).
Остаются открытыми также вопросы о нарушенных интересах других собственников и привлечения к ответственности чиновников и судей, виноватых в правовом беспределе.
Будем следить за событиями.
http://ced.uz/sobytiya/stanet-li-2020-god-proryvnym-v-voprosah-zashhity-prav-sobstvennosti/
И вот недавно случилось настоящее чудо: рядовой акционер выиграл в нашем узбекском (ни в каком-нибудь лондонском) суде иск по делу компании «Совпластитал», которую в 2017 году чиновники раздраконили, наплевав на закон, в том числе на совсем свежие для того времени решения президента о недопустимости отмены результатов приватизации.
Правда, дело еще не закончено. Подана апелляция на решение суда (хотя нормативных актов о недопустимости отмены итогов приватизации за это время стало в несколько раз больше - но нашим чиновникам все нипочем).
Остаются открытыми также вопросы о нарушенных интересах других собственников и привлечения к ответственности чиновников и судей, виноватых в правовом беспределе.
Будем следить за событиями.
http://ced.uz/sobytiya/stanet-li-2020-god-proryvnym-v-voprosah-zashhity-prav-sobstvennosti/
ced.uz
Станет ли 2020 год прорывным в вопросах защиты прав собственности?
<p>Слабая защищенность прав собственности — проблема номер один для экономического развития сегодняшнего Узбекистана. Новый поворот в деле компании «Совпластитал» дает надежду, что в 202о-м году может произойти перелом в этом вопросе. </p>
А ДАВАЙТЕ ЛУЧШЕ ЗАПРЕТИМ ГОСУДАРСТВУ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ
Юлий Юсупов
Логика наших чиновников предельно неизменна: если проштрафилась какая-то частная компания, надо запретить вообще весь частный бизнес в этой отрасли и пусть останутся только государственные конторы.
Раньше так закрыли кредитные союзы, частных нотариусов. Теперь хотят закрыть все частные агентства занятости: https://kun.uz/ru/89754734. Останется только государственное Агентство по внешней трудовой миграции.
Тогда уж давайте решим все проблемы радикально: запретим частный сектор и пусть все делает государство. Вернемся к социализму.
Хотя, если быть до конца последовательным и использовать данный принцип (виновата одна организация - уничтожаем весь сектор), то в первую очередь надо закрыть все государственные учреждения, включая министерства и ведомства. Ведь именно они наносят самый главный вред экономике и населению страны. И этот вред ну никак не сопоставим с вредом со стороны частных компаний. Просто в силу разных возможностей заниматься вредительством.
А если серьезно, то запрещать надо как раз обратное: государству заниматься хозяйственной деятельностью. Не царское это дело. Царское - создание цивилизованных правил игры для бизнеса и профилактика правонарушений. Но этого делать наши чиновники категорически не хотят. Зато хотят сами заниматься бизнесом.
Юлий Юсупов
Логика наших чиновников предельно неизменна: если проштрафилась какая-то частная компания, надо запретить вообще весь частный бизнес в этой отрасли и пусть останутся только государственные конторы.
Раньше так закрыли кредитные союзы, частных нотариусов. Теперь хотят закрыть все частные агентства занятости: https://kun.uz/ru/89754734. Останется только государственное Агентство по внешней трудовой миграции.
Тогда уж давайте решим все проблемы радикально: запретим частный сектор и пусть все делает государство. Вернемся к социализму.
Хотя, если быть до конца последовательным и использовать данный принцип (виновата одна организация - уничтожаем весь сектор), то в первую очередь надо закрыть все государственные учреждения, включая министерства и ведомства. Ведь именно они наносят самый главный вред экономике и населению страны. И этот вред ну никак не сопоставим с вредом со стороны частных компаний. Просто в силу разных возможностей заниматься вредительством.
А если серьезно, то запрещать надо как раз обратное: государству заниматься хозяйственной деятельностью. Не царское это дело. Царское - создание цивилизованных правил игры для бизнеса и профилактика правонарушений. Но этого делать наши чиновники категорически не хотят. Зато хотят сами заниматься бизнесом.
Kun.uz
В Узбекистане, возможно, приостановят деятельность всех частных агентств занятости
Возможно, скоро в Узбекистане приостановят деятельность всех частных агентств занятости. Об этом сегодня, 17 февраля, сообщил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.
Вынесен на обсуждение проект Концепции развития водного хозяйства Узбекистана на 2020-2030 годы. Документ опубликован на узбекском и русском языках.
В проекте Концепции предлагаются довольно кардинальные меры по решению накопившихся проблем водного сектора.
http://ced.uz/sobytiya/defitsit-vody-smozhet-li-uzbekistan-sozdat-effektivnuyu-sistemu-upravleniya-vodnymi-resursami/
В проекте Концепции предлагаются довольно кардинальные меры по решению накопившихся проблем водного сектора.
http://ced.uz/sobytiya/defitsit-vody-smozhet-li-uzbekistan-sozdat-effektivnuyu-sistemu-upravleniya-vodnymi-resursami/
Сайт Центра Экономического Развития - Center for Economic Development
Дефицит воды: сможет ли Узбекистан создать эффективную систему управления водными ресурсами - Сайт Центра Экономического Развития
Вынесен на обсуждение проект Концепции развития водного хозяйства Узбекистана на 2020-2030 годы. Документ нацелен на решение накопившихся проблем вызовов в водном секторе.
НАДО ПОВЫШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГНК И БУХГАЛТЕРОВ
Юлий Юсупов
На пост в ФБ бывшего регионального директора «Яндекса» в Узбекистане Евгения Лукьянчикова по поводу того, что «налог на Google» является digital-суицидом для страны, ответил Налоговый комитет. ГНК решил успокоить интернет-компании тем, что это никакой не новый налог, а всем хорошо знакомый НДС, который "как косвенный налог будет по сути оплачивать потребитель, а иностранные компании, заложив в цену услуг НДС в размере 15%, будут получать сумму налога от потребителей и направлять ее в бюджет Узбекистана" (https://uz24.uz/ru/economics/gnk-prokommentiroval-situaciyu-s-nalogom-na-googleq-kotoriy-ranee-nazvali-digital-suicidom-dlya-stra).
Экономически безграмотную историю о том, что косвенные налоги якобы оплачивает потребитель, а прямые - производитель, я слышал до сих пор только от бухгалтеров (некоторые даже на этом основании не считают НДС как налоговую нагрузку на бизнес, так как ее "все равно же платит покупатель"), понять которых можно, так как: а) в бухгалтерских программах эти налоги рассчитываются разными способами, б) бухгалтеры, как правило, не владеют основами микроэкономики. Но оказывается этими основами не владеют и в Налоговом комитете. Или делают вид, что не владеют, когда им это выгодно.
Так вот, как утверждает экономическая теория, налоговая нагрузка распределяется между продавцами и покупателями независимо от того прямые это налоги или косвенные. Пропорция распределения зависит от эластичности спроса и предложения. Если спрос неэластичен от цены (то есть сильно не сокращается при росте цены), то рост налоговой нагрузки (и по прямым, и по косвенным налогам) продавцы перекладывают на потребителей. Если спрос эластичен, то продавцы вынуждены брать значительную часть роста нагрузки на себя. Правда, их готовность брать нагрузку на себя зависит уже от эластичности предложения.
Короче говоря, рост налоговой нагрузки как по прямым, так и по косвенным налогам (в одинаковой степени) сказывается не только на кармане покупателей, но и на доходах производителей. А учитывая, что менеджеры IT-сектора микроэкономику в большинстве своем знают неплохо, рассказами о том, что НДС платят не они, а потребители, вряд ли их успокоишь.
Юлий Юсупов
На пост в ФБ бывшего регионального директора «Яндекса» в Узбекистане Евгения Лукьянчикова по поводу того, что «налог на Google» является digital-суицидом для страны, ответил Налоговый комитет. ГНК решил успокоить интернет-компании тем, что это никакой не новый налог, а всем хорошо знакомый НДС, который "как косвенный налог будет по сути оплачивать потребитель, а иностранные компании, заложив в цену услуг НДС в размере 15%, будут получать сумму налога от потребителей и направлять ее в бюджет Узбекистана" (https://uz24.uz/ru/economics/gnk-prokommentiroval-situaciyu-s-nalogom-na-googleq-kotoriy-ranee-nazvali-digital-suicidom-dlya-stra).
Экономически безграмотную историю о том, что косвенные налоги якобы оплачивает потребитель, а прямые - производитель, я слышал до сих пор только от бухгалтеров (некоторые даже на этом основании не считают НДС как налоговую нагрузку на бизнес, так как ее "все равно же платит покупатель"), понять которых можно, так как: а) в бухгалтерских программах эти налоги рассчитываются разными способами, б) бухгалтеры, как правило, не владеют основами микроэкономики. Но оказывается этими основами не владеют и в Налоговом комитете. Или делают вид, что не владеют, когда им это выгодно.
Так вот, как утверждает экономическая теория, налоговая нагрузка распределяется между продавцами и покупателями независимо от того прямые это налоги или косвенные. Пропорция распределения зависит от эластичности спроса и предложения. Если спрос неэластичен от цены (то есть сильно не сокращается при росте цены), то рост налоговой нагрузки (и по прямым, и по косвенным налогам) продавцы перекладывают на потребителей. Если спрос эластичен, то продавцы вынуждены брать значительную часть роста нагрузки на себя. Правда, их готовность брать нагрузку на себя зависит уже от эластичности предложения.
Короче говоря, рост налоговой нагрузки как по прямым, так и по косвенным налогам (в одинаковой степени) сказывается не только на кармане покупателей, но и на доходах производителей. А учитывая, что менеджеры IT-сектора микроэкономику в большинстве своем знают неплохо, рассказами о том, что НДС платят не они, а потребители, вряд ли их успокоишь.
http://uz24.uz/
ГНК прокомментировал ситуацию с «налогом на Google», который ранее назвали digital-суицидом для страны
Новости Узбекистана,Информационный портал Узбекистана
Юлий Юсупов ответил на вопросы казахского сайта platon.asia.
https://platon.asia/ekonomika/yulij-yusupov-uzbekistan-stanet-ekonomicheskim-liderom-regiona
https://platon.asia/ekonomika/yulij-yusupov-uzbekistan-stanet-ekonomicheskim-liderom-regiona
Platon.asia
Юлий Юсупов: "Узбекистан станет экономическим лидером региона"
Сегодня на вопросы портала Platon.asia отвечает известный узбекский экономист, директор Центра содействия экономическому развитию Узбекистана Юлий Юсупов.