Стартап дня. Александр Горный.
54.2K subscribers
153 photos
16 videos
1 file
3.03K links
Авторский канал о стартапах и интернет-бизнесе. Подробнее - в закрепленном сообщении.

Реклама на этом канале: https://docs.google.com/presentation/d/1BFSEj7FEQZpB4K83iBXo1yqIoPnwJaVGpsyKDHKSX0s/edit

Личный аккаунт: @gornal
Реклама: @Vzuhcha
Download Telegram
Uber и его аналоги десятках стран жгут немыслимые деньги и обещают инвесторам светлое будущее. Китайский такси-агрегатор #стартапдня Didi показывает, как можно жечь деньги и при этом не расти. Ниже – самое важное из его проспекта перед IPO, которое он планирует в ближайшее время.

Главное, повторюсь, DiDi в Китае больше уже толком не растет. В 2019 году выручка увеличилась всего на 11% по сравнению с 2018, а дальше началась пандемия и локдауны, числа перестали быть показательными. Насыщение случилось на относительно маленьком уровне: предковидный оборот платформы – 35 миллиардов долларов, 0.25% ВВП Китая. Для монополиста – мало. В России это было бы 275 миллиардов рублей. Яндекс, скорее всего, уже делает больше – и у него-то есть конкуренты, и он-то продолжает расти.

Средняя комиссия сервиса 25.6%, из которых 4.6% он возвращает субсидиями водителю, а на 11% делает скидку пассажиру. DiDi в итоге остается 10%, которые уходят на маркетинг – с его учетом Unit-экономика компании болтается около нуля. Расходы на программистов и подобные – это уже чистый минус, грубо 10% от GMV. По меркам такси – всё более или менее нормально, все мировые агрегаторы примерно так выглядят, но опять повторюсь – у всех это сопровождается ростом. Маркетинг и скидки новую аудиторию привлекают, а не старую поддерживают.

Кроме основного бизнеса есть и побочные инициативы.

DiDi запускается в других странах (между прочим, включая Россию). Это пока проценты от китайских оборотов, но зато там есть кратный рост – отгрызать долю у местных конкурентов получается проще, чем растить домашний рынок.

DiDi очень хочет быть электрическим и карбонно-нейтральным. Слово “electric” встречается в документе 187 раз, всего в 3 раз реже, чем China или значок доллара. Кроме слов есть и дела. К DiDi подключено миллион электромобилей, ему принадлежит 30% всех электрозарядок, а его автомобили делают 40% всех электропоездок в Китае. В прошлом ноябре DiDi выпустил собственную модель электромобиля – но она, кажется, скорее провалилась, до сих пор не продано тысячного экземпляра.

Как и все в индустрии, DiDi делает свой автопилот, но тут прогресса меньше, чем с электричеством. Да, тестируют. Нет, когда он поедет, – неизвестно.

В других странах DiDi, как и все, развозит еду из ресторанов, в родном Китае он занимается только мобильностью – видимо, его акционеры, AliBaba и Tencent, запрещают конкурировать с собственными сервисами. Но это я гадаю.

Цена акций на IPO пока не объявлена.

P.S.: О проспекте, наверное, пишут многие. Некоторые упомянут прибыльный последний квартал или просто прибыль компании. Все они некомпетентны и не умеют читать отчетность. Учтите на будущее.

https://www.didiglobal.com/
https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1764757/000104746921001194/a2243272zf-1.htm

#китай #ipo #uber
Оборот магазинов на Shopify за прошлый год – 120 миллиардов долларов. Выручка Shopify – 3 миллиарда, 2.5% от оборота. Эти деньги он берет за сложнейшую платформу для интернет-магазинов, сотни фич и интеграций.

Оборот Stripe за прошлый год – 350 миллиардов долларов, выручка – 3 миллиарда, чуть меньше 1% от оборота. Эти деньги он берет, по сути, за одну форму “введите номер карты”. Да, там внутри чудеса антифрода и правильного роутинга, но всё равно соотношение выглядит непропорциональным – о-го-го сколько всего против простого приема платежей, а разница всего в 3 раза.

Ресурсы самого Shopify неограниченны, он свой аналог Stripe написал, Shopify Payments. Аналогичные компании поменьше вынуждены интегрироваться с внешними процессорами и отдавать им существенную часть потенциальной выручки. Американский #стартапдня Tilled предлагает им демпинг – мы, дескать, такие же как Stripe, но в 3 раза дешевле, почти ничего сверх доли Visa и банка-эквайера не берем, всё вам оставляем.

Стартап работает только с платформами, аналогами Shopify, а не отдельными бизнесами. Он не тратит деньги на маркетинг среди магазинов, не занимается поддержкой продавцов и конечных клиентов – теоретически, экономика может сойтись и с меньшей комиссией, чем принято на рынке.

При этом, возможно, платформы менее требовательны к качеству платежного окна, его конверсионности и защите от фрода. Если магазин выбрал платежку на 1% хуже и на 1% дешевле – он в нуле. Если тоже самое сделал условный Shopify, то 1% оборота заработал он и это треть его выручки, а потеряли деньги продавцы на площадке – и, скорее всего, они даже этого не заметили, инструментов аккуратного теста им не дали.

В мае Tilled привлек 11 миллионов долларов инвестиций.

https://www.tilled.com/

#сша #rounda #fintech #технология
#реклама

На что вы тратите свое время?

На поиск возможностей для бизнеса или на составление плана задач в попытке найти время хотя бы для половины из них? Если вместо запуска новых проектов вы все чаще работаете руками — пора начать делегировать.

NeedSupport — сервис персональных ассистентов в Telegram, которые 24/7 решают ваши личные и рабочие задачи, например:
🚝 Срочно купить билеты на Cапсан.
📊 Составить сравнительную таблицу по контрагентам.
🚪 Найти монтажную бригаду для дачи.
🎙 Сделать фоллоу-ап встречи.
☎️ Обзвонить клиентов.
📞 Настроить Zoom.
👩‍🎨 Собрать, нарисовать и отредактировать презентацию.
🎁 Заказать подарки семье по случаю праздников.
💇 Записать на стрижку к любимому мастеру.
👩‍💻 Разместить объявление о поиске сотрудника.

NeedSupport стоит 5 000 ₽ в месяц, и это дешевле, чем персональный ассистент. Количество задач не ограничено. Испытайте сервис сейчас — есть 5 дней бесплатного периода.
Профиль соцсети – ярмарка тщеславия. Люди ставят в профиль лучшие фото, а некоторые ещё и смотрят, как они друг с другом сочетаются. Те, кто особенно серьезно относятся к своему инстаграму, – так и специальные фотосессии для него делают. Изначальная идея платформы для общения и связи между друзьями выхолащивается, мы видим памятник вместо живого человека.

Snapchat предложил решение проблемы через исчезающие Stories – там-то можно не притворяться, все равно завтра контент пропадет. Идею переняли все, а в капитализации Snapchat её доля – миллиардов 50 долларов, наверное. Но хочется-то что-то человеческое сделать и с профилем тоже!

Американский #стартапдня Poparazzi (неужели название кто-то русскоязычный придумал?) пробует новую идею. Он запустил социальную сеть с фоточками, прямой аналог Инстаграма, с одним главным отличием: профиль пользователя состоит из его фото, сделанных друзьями. Самому про себя выкладывать ничего нельзя. Каждый фотографирует не себя, а других и добавляет фотографии на их страницу. Понятно, что с совсем плохой стороны друзей фоткать всё равно не будут – они и обидятся, и забанят, но и лоск наводить смысла нет. В итоге страницы наполняются жизнью вместо успешного успеха. По крайней мере, так задумывали основатели.

Приложение появилось в сторе три недели назад, взлетело в топы буквально на следующий день, сразу объявило о раунде по оценке больше ста миллионов долларов – но хайп прошел молниеносно, сейчас новых скачиваний у Poparazzi почти нет. Будет ли новый подъём – никто не знает, стартап на то и стартап.

https://www.poparazzi.xyz/

#seed #сша #общение
В каждом декабре-январе все пишут о трендах, и, понятное дело, всё время приходится писать одно и то же – тренды на то и тренды, чтобы не меняться десятилетиями, не путайте их с хайпами. “Искусственный интеллект, шаринг, аутсорс домашней работы, онлайн-потребление,” – продолжать не буду, сейчас июнь, а не декабрь.

Но, кажется, есть один мощнейший тренд, который как-то проскочил мимо радаров, и никто его не формулирует вслух.  Ни на русском, ни на английском он в лоб не гуглится, по крайней мере. А тренд важный. И он меняет мир.  

Я бы назвал его Измеримость. Мы начинаем мерить всё и вся, использовать числа, а не общие ощущения. Отовсюду уходят интуиция и вера, везде появляются арифметика и расчет.

Самый яркий пример – маркетинг. «Половина денег, которую я трачу на рекламу неэффективна. Проблема в том, что я не знаю какая половина,» - актуальная цитата ещё 20 лет назад. Сравните это с тем, как сейчас бизнес видит эффект каждого потраченного доллара чуть ли не реальном времени.

Близкая тема – управление продуктами. А/Б-тесты, метрики, когортный анализ – это ж всё совсем недавно появилось. Википедия пишет, что Google свой первый тест запустил через три года после запуска – что бы вы сейчас сказали о таком стартапе?

Или совершенно другая область – взлет Income Sharing Agreement. Студент платит школе не по некому случайному прайсу, а долю от зарплаты. Как научили – так и получили. Добавили в одну из групп дополнительный курс – через год его финансовый результат известен с точностью до копейки. Модель изобретена в 1955 году, впервые неудачно протестирована в 1970-ые, активно завелась – уже буквально на днях.

Эпидемия гонконгского гриппа в конце шестидесятых убила “от 1 до 4 миллионов человек”. От СПИД к 2018 году умерли 35 миллионов (но уже не от 20 до 80). Жертв COVID на момент написания – 3 848 940. Да, понятно, число очень условно, кто-то в статистику не попал, кто-то её исказил – но число есть. Цивилизация без него уже не может.

Аналоги 23andme рутинно считают проценты разных национальностей в ДНК – гитлеровская Германия обходилась меньшей точностью.

Приложение-десктопный клиент Upwork измеряет минуты работы программистов. Вообще, вся мода на фриланс и аутсорс – это же про измеримость, никто не переплачивает за рабочее время, заказчик берет ровно сколько ему надо и ни задачкой больше.

Примеры, конечно, ничего не доказывают, но хорошо иллюстрируют мысль: считается всё. И если что-то ещё не считается, то скоро обязательно будет считаться. А тот стартап, который первым начнет что-то считать на большом рынке, обязательно станет единорогом.

#мысли
Хотел написать что-то вроде “сегодня не про деньги, а лично мне продукт очень нравится, не могу не прорекламировать”, а он, оказывается, и инвестиции поднял огромные. Но сначала про продукт, ведь и правда очень нравится.

Насколько я могу судить, я пишу по-русски достаточно грамотно; постоянным читателям блога, конечно, виднее, но самооценка у меня такая. И такая же самооценка была про английский язык: я понимал, что мои тексты очень упрощенные, без сложных конструкций и ярких идиом, но думал, что явных ошибок в них мало, тем более что и браузер с Word’ом подчеркивали что-то редко. Ха! Стоило установить себе плагин от #стартапдня Grammarly, и иллюзии развеялись как дым.

Это всего лишь проверка грамотности текста, но это хорошая проверка грамотности. Он не проверяет слова по словарю, а действительно знает английскую (только английскую) орфографию с пунктуацией, видит пропущенные запятые, несогласование времен, неправильные артикли, понимает, что player должен обязательно has, а не have и замечает ещё огромную кучу разных проблем. Меня правит практически в каждом абзаце, при том что, повторюсь, стандартные средства не подчеркивают почти ничего. Важно, что ошибки не просто отмечаются, но и полноценно разъясняются. В общем, действительно полезное применение технологий AI.

Технически в Grammarly есть три варианта реализации: плагин к Chrome/Safari/Firefox/IE, плагин к MS Office и самостоятельный текстовый редактор. Работоспособным кажется только вариант в браузере – менять привычный редактор даже ради проверки английского это чересчур, а в Word’е он почему-то ломает возможность Undo через Ctrl-Z (как?? кто так программирует??), что, конечно, полностью убивает возможность использования.

Модель монетизации, естественно, основана на подписке – бесплатно можно видеть только явные ошибки, а премиум-пользователи за примерно 20 долларов в месяц получают ещё и стилистические рекомендации в духе “a lot of тут не подходит, используйте лучше much”. Платит за такое скорее всего очень маленький процент аудитории, но при текущих 7 миллионах DAU это должно быть несколько сот тысяч человек (т.е. десятки миллионов годовой выручки).

Компания говорит, что она прибыльная, да и инвестиций до этого года не было, убытки покрывать было нечем, куда бы они делись без прибыльности. Но сейчас решили расти быстрее, взяли аж 110 миллионов долларов в недавнем раунде. Успеха им и спасибо за отличный продукт.

--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. Через 4 года не могу ни добавить, ни прибавить почти ничего. Баг с Word, надеюсь, починили за это время, но я не проверял. В остальном – работает по-прежнему хорошо. В конце 2019 года Grammarly привлек ещё один раунд инвестиций, оценку тогда не называли, но говорили, что она превысила миллиард долларов. IPO пока не обещают, хотя казалось бы для SPAC – идеальная компания.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156284187313012

#украина #мегараунд #технология #сша
Первая ссылка поисковика говорит, что 63% американцев живут от зарплаты до зарплаты. Вторая утверждает, что таких 78%. Какое число не бери – огромное число людей, причем людей платежеспособных – ведь зарплата у них в принципе есть.

Их финансовая жизнь напоминает белку в колесе: получил зарплату, раздал долги, потратил зарплату, набрал минус по кредитке, получил зарплату и всё сначала. И, понятно, что время получения зарплаты тут критично: даже лишний день – это дополнительные нервы и шанс выскочить из льготного периода банковской карты. Страдает и работодатель – когда на счету ноль, сотрудник явно теряет в продуктивности.

Американский #стартапдня DailyPay и его многочисленные аналоги в разных странах мира предлагают решение проблемы. Они подключаются к HR-системам предприятия, узнают, сколько человек уже точно заработал и гарантированно получит в конце месяца, – и в пределах этих сумм его кредитуют, а в день зарплаты автоматически списывают свою долю. В пиаре эта схема обычно называется не “займом”, а чем-то типа “ежедневных выплат”, и платит сотрудник не “процент за кредит”, а “комиссию за срочность” – но какая разница, суть не меняется.

Бедный как обычно становится ещё беднее. Теперь помимо обычных трат, он ещё и DailyPay копеечку платит, но, если сравнивать с обычной кредиткой, – должно получаться выгоднее, стартап меньше рискует и может позволить себе процент ниже обычного банка. К тому же иногда часть расходов берет на себя работодатель – т. е. в конечном итоге более разумные коллеги, общий бюджет на ФОТ компания-то явно не увеличивает.  

В майском раунде стартап оценили в круглый миллиард долларов. В России есть не меньше двух клонов. Оба пока, насколько я понимаю, непропорционально меньше.

https://www.dailypay.com/ (из России не открывается)

#мегараунд #сша #кредиты #fintech
Самый популярный пост в моем канале инфографик за последнюю пару недель. Не забудьте подписаться на @ventureinpics, если ещё нет.
Самые прибыльные компании мира

О капитализации все писать любят, про прибыль часто забывают. Вот лидеры в этой категории.

@ventureinpics
Самый успешный среди всех сервисов для онлайн-мероприятий – Hopin. Его фишка – перенести в онлайн всё лоб-в-лоб, как было в офлайн, ничего не выдумывая и не оптимизируя. Если люди привыкли к ресепшен – то пусть у них и в онлайне будет ресепшен.

Шведский #стартапдня Teemyco использует тот же подход для удаленной работы. Офисные работники привыкли к столам, кухням и переговоркам – так давайте дадим им столы, кухни и переговорки вместо дурацких ссылок Zoom.

Администратор один раз расчерчивает карту офиса, дальше сотрудники видят все имеющиеся кабинеты, и кто в них сейчас находится. Клик мышки – и человек оказывается в нужной переговорке, т. е. подключается к общему видеозвонку, а на карте его аватар рисуется теперь в выбранной комнате. О встречах можно договариваться в “большом зале”, сигнал о перекуре можно подать, переместившись “к кулеру”. Если в кабинете у главного никого нет – можно постучаться и спросить, не против ли он поговорить. Если вся команда встречается без тебя – лучше уточнить, вдруг просто приглашение потерялось.

Со стороны кажется, что это скорее фича, чем продукт, и соответствующее расширение для Google Meet или Zoom продавалось бы лучше. Но основатели решили по-другому и пошли конкурировать с гигантами. Официальный запуск проекта состоялся в начале июня, тогда же стартап объявил о привлеченном раунде инвестиций – 2.6 миллиона евро.

https://teemyco.com/

#швеция #seed #общение
Хочу говорить о технологиях, но приходится говорить о законах, регуляторах и штрафах. Такая неделя. Выложил очередной ролик с новостями.

Законы, законы, законы
Китай против DiDi
Германия против Telegram
HR против EdTech
Покупка Сбера
Роскомнадзор против VPN
Нотариус почти онлайн

https://youtu.be/oelvFFN_w-s
Помните взлет Мамбы в нулевых? Тысячи сайтов подключались к единой партнерской программе и предлагали клиентам классный сервис знакомств, с удобным интерфейсом и огромной базой анкет, чтобы было с кем знакомиться. И все под собственным брендом, конечный пользователь ни про какую мамбу не знал. Он как был на любимом megasite.ru, так на нём и оставался, когда в раздел знакомств переходил.  Больше 15 лет уже прошло с тех пор…

Американский #стартапдня Wheel реализует сейчас такую же схему с телемедициной. У него есть свои технологии, своя база врачей, свои лицензии, и всё это он перепродает всем желающим. Медицина – не знакомства, настройка нового проекта не обходится клик-кликом по админке, но с запуском собственного продукта усилия несопоставимы. После пары недель возни у офлайновой сети аптек или местной больницы появляется свой телемедицинский портал, можно отправлять туда клиентов. Да, если не считать логотипа, он выглядит точно так же, как соседский, и доктора там те же самые – но ведь хуже сервис от этого не становится.

По оборотам стартап пока маленький, но модель кажется красивой, а рынок точно большой, телемедицина нужна всем. В майском раунде Wheel привлек 50 миллионов долларов инвестиций.

https://www.wheel.com/

#здоровье #сша #roundb
Все знают, как выглядит покупка в интернет-магазине после выбора товара: ввел данные карты, заполнил адрес, прокликал пару форм с подтверждениями – и вот новый телевизор уже едет домой. Людям, родившимся в 1970 году, кажется, что это просто и удобно – не надо никуда ходить, стоять в очередях, нести коробки в машину и из машины.  Для тех, кому сейчас двадцать, это невыносимо тяжелый и нудный процесс: ведь сначала надо ввести карту, потом заполнять адрес, потом прокликивать формы – кто угодно устанет от таких усилий.

Американский #стартапдня nate делает покупки приятными для самой взыскательной аудитории. Пользователь один раз скачивает приложение, настраивает в нем данные для платежа и доставки, а дальше начинается магия. На любой странице товара в любом интернет-магазине можно вызвать системную функцию шаринга, там выбрать nate, и он сам всё купит за вас. Искусственный интеллект автоматически заполняет все формы, человеку остается только ждать посылки.

Вторая функция приложения – единый вишлист. Товар можно не покупать сразу, а отложить и вернуться к нему через месяц. И опять же – никаких дополнительных усилий: два клика, чтобы сохранить, два клика, чтобы в нужный момент купить.

Зарабатывает nate на встроенной в приложение рассрочке. Если денег нет сейчас, то стартап платит магазину сам, а потом по расписанию списывает платежи с карты пользователя. Ну и, конечно, напрашивается рекламная монетизация. В вишлисты можно вставлять партнерские блоки “посмотрите ещё и это”, в процесс покупки – предложения в стиле Яндекс.Советника “такой же товар за углом стоит дешевле, купить там?”. Или можно даже спросить один раз “экономить ли автоматически?”, а потом сразу покупать у партнера без дополнительных подтверждений.

В недавнем раунде nate привлек 38 миллионов долларов инвестиций.

https://www.nate.tech/

#сша #rounda #магазин #кредиты #fintech #технология
Стандартный канал коммуникации с клиентом – электронная почта. И часто – электронная почта сотрудника, а не какой-то общий адрес типа sales@ или support@. Компания тем не менее хотела бы, чтобы эта переписка попадала в централизованный софт, CRM или тикет-систему.

И разработчики софта тоже этого бы хотели – это ж новая фича, новый тариф, новые деньги и новые клиенты, но с разумными усилиями они не могут её реализовать, доступ к ящику – штука сложная. IMAP-протокол, по которому работают почтовые сервисы – это ад 1986 года выпуска. И сам стандарт жуткий, и каждый большой сервис реализует его по-своему.  Аккуратно поддержать все особенности, чтобы интеграция всегда работала хорошо и стабильно – очень большая и сложная задача. Для отдельного проекта – ну почему бы и нет, почтовые клиенты существуют, но как фича в CRM – реально тяжело и дорого.

Американский #стартапдня Nylas упростил работу для всех. Он написал прокси к почтовым серверам: сам подключается к ним либо по их уникальному API, либо по IMAP, а наружу выдает универсальный и современным интерфейс. Разработчик подключает его за часы, а не за месяцы, клиенты получают новую фичу, конечные пользователи более качественную поддержку, все счастливы. Кроме почты Nylas работает с календарем и контактами и предлагает натреннированные ML-модели, которые помогают разобраться с содержанием писем – но, кажется, это все бантики вокруг цивилизованного почтового API.

На днях Nylas привлек 120 миллионов долларов инвестиций – ещё не единорог, но где-то недалеко от него.  Основатель, между прочим, русскоязычный – и, кажется, именно из России, а не Украины или Беларуси.

http://www.nylas.com/

#сша #мегараунд #технология #crm
Стартап дня. Александр Горный. pinned «Добро пожаловать на канал! О чем он в двух словах. Обычный пост - один стартап. Я рассказываю, в чем особенность его бизнес-модели, чем он отличается от других, каких успехов добился. Всё что пишу – только мое мнение, с пиар-службами его не согласовываю.…»
Как-то получилось, что важный пост я в Facebook отправил, а в канал он почему-то не попал. Исправляю ошибку.

Все знают, что бизнес должен строиться на метриках, что без метрик никуда. Инвесторы спрашивают метрики у стартаперов, стартаперы хвастаются метриками на конференциях, а наемные продакты на собеседованиях. Лепота.

Беда в том, что большинство общепринятых метрик не имеют физического смысла и вообще ничего не значат, и все разговоры о них – зря. Вот, например, всеми любимый CAC. Представим себе интернет-магазин. Маркетолог может крутить в Facebook кампании с холодильниками ценой 50 000 или с разделочными досками по 500 рублей. Понятно, что CAC в первом случае будет драматически больше, чем во втором. Понятно, что общая цена привлечения пользователя в магазин прямо регулируется соотношением между той и другой рекламой. Больше холодильников – больше CAC, больше досок – меньше CAC, эффективность бизнеса при этом не меняется ни на йоту. А аналитик инвест-фонда смотрит на графики и делает из них глубокомысленные выводы.

Посмотрим теперь на онлайн-школу. Курс стоит 10 тысяч, в рекламу вложили 10 тысяч, привлекли 10 студентов. CAC 1000 рублей, 10% LTV, отличный результат. Но зачем-то решили его изгадить. В последний день менеджер обзвонил тех, кто колебался до последней секунды, и сделал ещё одну продажу со скидкой 50%. Добавляем 5000 в расходы на маркетинг, CAC вырос почти в полтора раза. Бизнес стал эффективнее, всё стало лучше, а метрика резко испортились.

Этот пример можно спасти, сказав, что скидки вычитаются из выручки, а не добавляются в маркетинг. Что ж, запомним такой подход и применим его в другой ситуации. В рекламной кампании курса за полную цену CAC был равен 1000. Добавили в неё промокод на 500 рублей, а ставку в Facebook опустили, трафик теперь стоит по 800 за человека. Стоимость привлечения “упала”, доля маркетинга в выручке – тоже, было 1000/10000=10%, стало 800/9500=8.4%. Все метрики улучшились, бизнес ухудшился.

Примеры можно продолжать бесконечно, но, кажется, для иллюстрации достаточно. Без чисел, конечно, никуда, но и числа – очень часто фейк, динамика которого не говорит вообще ни о чем кроме фазы Луны. И, кажется, самые опасные из них те, что измеряются в деньгах за штуку (CAC, LTV, AOV и подобные), там и в числителе и знаменателе подлянка может оказаться. Разбирайтесь в них особенно дотошно. --

#мысли

А вот продолжение и в телеграме было, вот оно: https://t.me/startupoftheday/1851
Раз в неделю рассказываю на YouTube о последних новостях стартапов, IT и инвестиций.

В этот раз провожу эксперимент - прямой эфир вместо ролика. В воскресенье в 20:30 обсудим с моим партнером по Мо Андреем Молчановым (https://www.instagram.com/andrey.molchanov/), что в мире случилось за неделю и что из этого следует.

https://www.youtube.com/watch?v=RqpGdzz0CEs
Про успехи #стартапдня Cloudera рассказывать скучно, всё слишком как обычно в истории про нужный продукт в нужное время и нужном месте. Талантливые инженеры создали свой дистрибутив хорошего набора opensource продуктов (Hadoop и экосистемы вокруг него), а талантливый менеджер построил систему консалтинга и саппорта – и рассказывать про них нечего, все такие бизнесы очень похожи.

Бум Big Data приумножил востребованность стартапа, иметь много данных стало модно, всем надо их хранить и обрабатывать, Hadoop – популярнейшее решение, а Cloudera – крупнейший его поставщик. Проект стал не просто хорошим, а суперуспешным, в списке клиентов – весь цвет мирового бизнеса от Cisco до MasterCard.

Итог развития – закономерное IPO в этом году, текущая капитализация в 2 миллиарда долларов, в P&L сплошные убытки, а выручка стремительно растет – всё опять же по классическим канонам. Но на этом благостном фоне есть один очень интересный и необычный факт: IPO-то на самом деле downround! Последние венчурные деньги поднимались в 2014-ом году по оценке четыре миллиарда, а не два.

Инвестором тогда был Intel, причем уже тогда было известно, что он существенно переплатил – всего лишь за две недели до него в Cloudera инвестировали другие фонды и их оценка была 1.8 миллиарда, так быстро проекты не растут. Точные мотивы этого шага всплывут в мемуарах лет через двадцать, но, по слухам, необоснованность цены Intel отлично понимал, и это была осознанная премия за большую долю и дальнейшее влияние на развитие стартапа. Софт от Cloudera – один из самых популярных потребителей процессорной мощности в мире, и теперь его оптимизируют в первую очередь именно под железо от Intel – и это факт, а не домыслы, для подтверждения достаточно блог проекта полистать. При этом важно помнить, что программисты Cloudera ведь не только свой код пишут, но и в основной opensource репозиторий Hadoop коммитят, а значит новые Xeon’ы получают преимущество перед конкурентами вообще по всему рынку. Такой бонус вполне может стоить 400 миллионов долларов, которые потерял Intel в этой инвестиции…

--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. Взрывной рост компании закончился аккурат вместе с приходом вируса – но естественно не в связи с ним, просто так совпало, должен же он был когда-нибудь закончиться. Выручка за 2020 год – 870 миллионов долларов с ростом меньше 10% и убытком в 160 миллионов. Арифметически такая компания должна стоить около нуля, на самом деле текущая капитализация – 4.5 миллиарда долларов. Intel плюс-минус вернул свои вложения за 7 лет. Если б он тогда купил собственных акций вместо Cloudera – заработал бы за это время x2, а если б индексный фонд NASDAQ – x3.5.

P.S.: пропустил новость - Cloudera готовится к полному выкупу одним из крупных P/E фондов, скоро с биржи она уйдет.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156322352283012
#реклама

Как за 3 месяца научиться всему, что предприниматель должен знать и уметь делать в финансах своей компании?

Специалисты онлайн-университета SF Education детально изучили боли предпринимателей и разработали уникальную обучающую программу, переведя язык финансов, который они знают в совершенстве, на язык бизнеса, который понятен каждому.

На курсе «Финансы для предпринимателей» преподаватели из реального сектора учат выбирать подходящую организационную форму для своего бизнеса и структурировать корпоративное управление. На курсе - 80% практики, и за 6 часов в неделю вы научитесь оценивать реальную доходность каждого продукта и бизнес-единицы, определять драйверы роста вашей компании и направлять ресурсы лишь на них. Под присмотром куратора разберетесь, как привлекать акционерные и заёмные средства в свой бизнес. А по итогу курса вам выдадут диплом.

Запишитесь на курс со скидкой 45%. Старт: 1 июля.

Также рассмотрите другие курсы SF Education по этой тематике: «Финансовый аналитик», «Бизнес-аналитик», «Школа инвестиций» и др. На них действуют скидки до 65% до 30 июня.