Стартап дня. Александр Горный.
54.5K subscribers
130 photos
15 videos
1 file
2.93K links
Авторский канал о стартапах и интернет-бизнесе. Подробнее - в закрепленном сообщении.

Реклама на этом канале: https://docs.google.com/presentation/d/1BFSEj7FEQZpB4K83iBXo1yqIoPnwJaVGpsyKDHKSX0s/edit

Личный аккаунт: @gornal
Реклама: @Vzuhcha
Download Telegram
Образец чего-то приятного – компьютерные игры. Образец чего-то полезного – лекарства. Совмещаем приятное с полезным – получаем лекарства в форме компьютерных игр. Да, такое уже тоже есть!

Американский #стартапдня Akili Interactive написал игрушки для iPhone, которые помогают при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Судя по проморолику, выглядят они красочно, даже лучше обычных казуальных игр. Ребенок играет, двигает своего персонажа между уровнями. Для успеха ему нужно быть внимательным – вот внимание и развивается, симптомы СДВГ проходят. Сравните с шахматами – тоже игра, а утверждение, что они аналитическое мышление развивают, ни у кого не вызовет протеста.

Впрочем, понятно, что таких аналогий недостаточно для подтверждения действенности средства. Akili рассказывают об исследованиях по правилам доказательной медицины – двойное, слепое, плацебо-контролируемое, всё как положено. FDA полученных данных хватило, и теперь игра – официальное лекарство, оплачивается страховыми, продается только по рецепту и никак иначе. Стоимость трехмесячного курса – от 300 долларов.

В прошлом стартап привлек около 150 миллионов долларов инвестиций, этого хватило на 8 лет разработки и получение одобрения FDA. Недавний раунд – 110 миллионов – уже, видимо, предназначен для маркетинга.

P.S.: Случайный факт: статья в русской википедии о синдроме дефицита внимания в 2 раза короче, чем английская, содержит в 3 раза меньше ссылок и в 3 раза больше упоминаний критики самого факта существования СДВГ.

https://www.akiliinteractive.com
Оффер старой-доброй платной школы прост: дай нам денег, мы тебя научим. Как так, не хочешь платить? Посмотри, какой у нас красивый лендинг! Какие отзывы оставляли предыдущие пользователи! Какая у нас доходимость и какой процент трудоустройства! Ну, ладно, так и быть, вот тебе 40% скидки и беспроцентная рассрочка.

Современные модные сервисы предлагают другую модель: давай мы тебя научим, благодаря знаниям ты устроишься на хорошую работу и заплатишь процент зарплаты. Студент не рискует деньгами. Школа зарабатывает в разы больше, да ещё и учить вынуждена лучше, ей теперь и вправду трудоустраивать выпускника надо. Все довольны, Income Share Agreement покоряет мир.

Проигрывают от него только старые школы из первого абзаца – им надо либо оставаться на обочине прогресса, либо переходить на новую модель. А переходить на неё и дорого, и сложно. Сначала надо выключить предоплату, полгода-год посидеть без денег, а потом начать заниматься коллекшеном, выяснять кто уже успел трудоустроиться и трясти с него деньги – нужной экспертизы внутри компании нет.

Решает боль американский #стартапдня Leif, его миссия – максимально бесшовный переход на работу через ISA. На входе он скорит студентов, потом платит за них предоплату, потом выколачивает деньги их тех, кто нашел работу. Для школы традиционный процесс почти не меняется, всё новое делает стартап, она только больше денег зарабатывает.

Leif появился в 2017 году, привлек 20 миллионов долларов инвестиций и 100 миллионов долларов займов для покрытия предоплат. У меня получается, что примерно 10 тысяч студентов с его помощью сейчас обучается.

https://leif.org/

#сша #roundb #образование #fintech #кредит
На площадке United Investors прошла очередная сделка. Федор Ченков синдицировал раунд в 700 тысяч долларов в российский #стартапдня Qvalon (в России работает под брендом mdaudit.ru). Ниже с сокращениями копирую инвест-мемо, которое он писал для членов клуба.

Что это такое

Они написали софт, который сейчас использует большое количество российских торговых сетей.

Начали с простой вещи: админ задаёт чеклисты, мерчендайзер проходит и проверяет. Потом добавили фотоотчеты (хранение в облаке, редактор, где можно нарушения маркером обвести и т. п.). Потом добавили задачи: мерчандайзер видит пустые полки -> поставить задачу "заполнить полки" ответственному.

Потом добавили аналитику: оценивают качество бизнес-процессов по дивизионам, регионам, магазинам. Например: увидели, что в части магазинов бананы быстро чернеют -> выяснили, что с этими магазами работает склад с неправильной температурой. Потом добавили интеграции: вместо мерчандайзера кое-где могут уже быть камеры, теперь на полки смотрят они, и ставят людям задачи.

Потом добавили нормирование: раньше реально замеряли секундомером операции в бизнес-процессе, сейчас они снимают метрики и это нормирование делается в реальном времени, что позволяет оптимизировать численность персонала. Потом добавили к этому мотивацию персонала - расчет ЗП.

И сейчас они могут посчитать зависимость продаж от качества разных бизнес-процессов. Например, в одной сети выяснилось, что есть корреляция между временем, когда приходит уборщица, и продажами.

В общем мне ОЧЕНЬ нравится, что
- эти ребята касдевят клиентов и бешено развивают свою софтину!
- в софтине всё гармонично складывается в одну структуру, которая со всем интегрируется

И в итоге получается:
- в ритейле цифровизирована бухгалтерия, закупки, логистика, ...
- но вот куча бизнес-процессов операционной деятельности ещё не цифровизирована, и они это и делают.
- софт, который они делают - исключительно липкий, клиенты будут платить им (думаю) всегда, и платить со временем больше
- разворачивается под клиента очень быстро и помодульно - чеклисты можно развернуть за 2 недели, и дальше допродавать другой функционал

[Сравнение с аналогами и результаты общения с клиентом я вырезал, пост и так слишком длинным получается – А.Г.]

Что происходит сейчас и параметры раунда и что еще хорошего
* С этим софтом они выходят в США, уже его локализовали, и уже там есть первый клиент, сеть кофеен; клиент очень доволен (я видел видео отзыв)
* Cейчас они проходят топовый b2b акселератор Alchemist
* сейчас оценивают себя в [..]М, осенью собираются поднимать раунд по оценке в [..]М – для этого им надо [..] и это будет соответствовать скромной оценке в [..] run rate (MRR * 12)
[…]

* софт уже написан и проверен, и продается даже в России, несмотря на то что тут недорогие (по сравнению с США) программисты и сети любят сами пилить софт под себя
* программисты у них в России (экономия на разработке по сравнению с США)

Что плохого [вырезал, что сейчас о плохом говорить – А. Г.]
Команда [вырезал, личное – А. Г.]
Что можно заработать и условия [опять вырезал, тоже личное – А. Г.]

Удачи им!

https://qvalon.com/

#россия #seed #unitedinvestors #магазин
Самый очевидный X в “Airbnb для X” – автомобили: вещь дорогая, востребованная, индустрия B2C аренды развита, получается идеальная область для p2p аренды. Проектов, которые работают в этом направлении, несколько, #стартапдня будет Getaround, он не лидер индустрии, но зато у него инвестиции недавно были, повод есть.

Ключевой момент в их решении – электронный замок, который Getaround за свой счет устанавливает во все машины в системе. Он позволяет арендатору не встречаться с арендодателем, а просто открывать машину кликом в мобильном приложении, и заодно уменьшает риски: мониторит GPS-координаты автомобиля и дает возможность удаленно заблокировать двигатель, если что-то пошло совсем не так. Ещё одно важное правило – “верни туда, где взял”. Оно практически убивает короткие поездки, осмысленная аренда длится не меньше дня, но и плюсы такого подхода для арендодателя и сервиса очевидны.

Всё остальное в интерфейсе и логике работы вопросов вызывать не должно: новый пользователь верифицируется по фотографии прав, все поездки страхуются для обеих сторон за счет Getaround, зарабатывает стартап на комиссии – что из этого могло бы быть иначе? Единственное, стоит отметить, что комиссия необычно большая, 40% в современном мире выглядят очень непривычно.

Сейчас машины есть в шести городах – Сан-Франциско, Нью-Йорке, Портленде, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне, причем в Сан-Франциско их существенно больше, чем в остальных пяти вместе взятых. Впрочем, даже там они стоят далеко не на каждом шагу, а учитывая, что есть подходящие и неподходящие предложения, около дома автомобиль почти точно не найти. Основной сценарий использования – поездки на природу, в городе слишком много других менее обязывающих вариантов перемещения.

Проекту уже восемь лет (Airbnb, для сравнения, – девять), за все время получили порядка 100 миллионов долларов инвестиций, из них 45 – в последнем раунде, пару месяцев назад.
--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. И в общем-то ничего не изменилось с того времени, только инвестиций, автомобилей и городов стало больше. Стартап аж 440 миллионов долларов в двух новых раундах привлек и даже до Европы успел добраться.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156270457978012
Подвел итоги недели в ролике с новостями.

Событий в этот раз было много:
Выход Ecwid и выход Momentus
Проблемы YouTube блогеров
Конвертируемый займ в России
Демодень United Investors
Регулирование самокатов
Закрылся tvzavr
Яндекс теперь магазин
Uchi.ru теперь стратег
Биткоин теперь валюта
Квартиры на Ozon
Яндекс купил Hypee
Сбер купил Jivosite
Раунд BestDoctor
Байден простил ТикТок
IPO DiDi
Безос в космосе
FaceTime в браузере
Рекордная нейросетка

https://youtu.be/x9dqod8npfo
Uber и его аналоги десятках стран жгут немыслимые деньги и обещают инвесторам светлое будущее. Китайский такси-агрегатор #стартапдня Didi показывает, как можно жечь деньги и при этом не расти. Ниже – самое важное из его проспекта перед IPO, которое он планирует в ближайшее время.

Главное, повторюсь, DiDi в Китае больше уже толком не растет. В 2019 году выручка увеличилась всего на 11% по сравнению с 2018, а дальше началась пандемия и локдауны, числа перестали быть показательными. Насыщение случилось на относительно маленьком уровне: предковидный оборот платформы – 35 миллиардов долларов, 0.25% ВВП Китая. Для монополиста – мало. В России это было бы 275 миллиардов рублей. Яндекс, скорее всего, уже делает больше – и у него-то есть конкуренты, и он-то продолжает расти.

Средняя комиссия сервиса 25.6%, из которых 4.6% он возвращает субсидиями водителю, а на 11% делает скидку пассажиру. DiDi в итоге остается 10%, которые уходят на маркетинг – с его учетом Unit-экономика компании болтается около нуля. Расходы на программистов и подобные – это уже чистый минус, грубо 10% от GMV. По меркам такси – всё более или менее нормально, все мировые агрегаторы примерно так выглядят, но опять повторюсь – у всех это сопровождается ростом. Маркетинг и скидки новую аудиторию привлекают, а не старую поддерживают.

Кроме основного бизнеса есть и побочные инициативы.

DiDi запускается в других странах (между прочим, включая Россию). Это пока проценты от китайских оборотов, но зато там есть кратный рост – отгрызать долю у местных конкурентов получается проще, чем растить домашний рынок.

DiDi очень хочет быть электрическим и карбонно-нейтральным. Слово “electric” встречается в документе 187 раз, всего в 3 раз реже, чем China или значок доллара. Кроме слов есть и дела. К DiDi подключено миллион электромобилей, ему принадлежит 30% всех электрозарядок, а его автомобили делают 40% всех электропоездок в Китае. В прошлом ноябре DiDi выпустил собственную модель электромобиля – но она, кажется, скорее провалилась, до сих пор не продано тысячного экземпляра.

Как и все в индустрии, DiDi делает свой автопилот, но тут прогресса меньше, чем с электричеством. Да, тестируют. Нет, когда он поедет, – неизвестно.

В других странах DiDi, как и все, развозит еду из ресторанов, в родном Китае он занимается только мобильностью – видимо, его акционеры, AliBaba и Tencent, запрещают конкурировать с собственными сервисами. Но это я гадаю.

Цена акций на IPO пока не объявлена.

P.S.: О проспекте, наверное, пишут многие. Некоторые упомянут прибыльный последний квартал или просто прибыль компании. Все они некомпетентны и не умеют читать отчетность. Учтите на будущее.

https://www.didiglobal.com/
https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1764757/000104746921001194/a2243272zf-1.htm

#китай #ipo #uber
Оборот магазинов на Shopify за прошлый год – 120 миллиардов долларов. Выручка Shopify – 3 миллиарда, 2.5% от оборота. Эти деньги он берет за сложнейшую платформу для интернет-магазинов, сотни фич и интеграций.

Оборот Stripe за прошлый год – 350 миллиардов долларов, выручка – 3 миллиарда, чуть меньше 1% от оборота. Эти деньги он берет, по сути, за одну форму “введите номер карты”. Да, там внутри чудеса антифрода и правильного роутинга, но всё равно соотношение выглядит непропорциональным – о-го-го сколько всего против простого приема платежей, а разница всего в 3 раза.

Ресурсы самого Shopify неограниченны, он свой аналог Stripe написал, Shopify Payments. Аналогичные компании поменьше вынуждены интегрироваться с внешними процессорами и отдавать им существенную часть потенциальной выручки. Американский #стартапдня Tilled предлагает им демпинг – мы, дескать, такие же как Stripe, но в 3 раза дешевле, почти ничего сверх доли Visa и банка-эквайера не берем, всё вам оставляем.

Стартап работает только с платформами, аналогами Shopify, а не отдельными бизнесами. Он не тратит деньги на маркетинг среди магазинов, не занимается поддержкой продавцов и конечных клиентов – теоретически, экономика может сойтись и с меньшей комиссией, чем принято на рынке.

При этом, возможно, платформы менее требовательны к качеству платежного окна, его конверсионности и защите от фрода. Если магазин выбрал платежку на 1% хуже и на 1% дешевле – он в нуле. Если тоже самое сделал условный Shopify, то 1% оборота заработал он и это треть его выручки, а потеряли деньги продавцы на площадке – и, скорее всего, они даже этого не заметили, инструментов аккуратного теста им не дали.

В мае Tilled привлек 11 миллионов долларов инвестиций.

https://www.tilled.com/

#сша #rounda #fintech #технология
#реклама

На что вы тратите свое время?

На поиск возможностей для бизнеса или на составление плана задач в попытке найти время хотя бы для половины из них? Если вместо запуска новых проектов вы все чаще работаете руками — пора начать делегировать.

NeedSupport — сервис персональных ассистентов в Telegram, которые 24/7 решают ваши личные и рабочие задачи, например:
🚝 Срочно купить билеты на Cапсан.
📊 Составить сравнительную таблицу по контрагентам.
🚪 Найти монтажную бригаду для дачи.
🎙 Сделать фоллоу-ап встречи.
☎️ Обзвонить клиентов.
📞 Настроить Zoom.
👩‍🎨 Собрать, нарисовать и отредактировать презентацию.
🎁 Заказать подарки семье по случаю праздников.
💇 Записать на стрижку к любимому мастеру.
👩‍💻 Разместить объявление о поиске сотрудника.

NeedSupport стоит 5 000 ₽ в месяц, и это дешевле, чем персональный ассистент. Количество задач не ограничено. Испытайте сервис сейчас — есть 5 дней бесплатного периода.
Профиль соцсети – ярмарка тщеславия. Люди ставят в профиль лучшие фото, а некоторые ещё и смотрят, как они друг с другом сочетаются. Те, кто особенно серьезно относятся к своему инстаграму, – так и специальные фотосессии для него делают. Изначальная идея платформы для общения и связи между друзьями выхолащивается, мы видим памятник вместо живого человека.

Snapchat предложил решение проблемы через исчезающие Stories – там-то можно не притворяться, все равно завтра контент пропадет. Идею переняли все, а в капитализации Snapchat её доля – миллиардов 50 долларов, наверное. Но хочется-то что-то человеческое сделать и с профилем тоже!

Американский #стартапдня Poparazzi (неужели название кто-то русскоязычный придумал?) пробует новую идею. Он запустил социальную сеть с фоточками, прямой аналог Инстаграма, с одним главным отличием: профиль пользователя состоит из его фото, сделанных друзьями. Самому про себя выкладывать ничего нельзя. Каждый фотографирует не себя, а других и добавляет фотографии на их страницу. Понятно, что с совсем плохой стороны друзей фоткать всё равно не будут – они и обидятся, и забанят, но и лоск наводить смысла нет. В итоге страницы наполняются жизнью вместо успешного успеха. По крайней мере, так задумывали основатели.

Приложение появилось в сторе три недели назад, взлетело в топы буквально на следующий день, сразу объявило о раунде по оценке больше ста миллионов долларов – но хайп прошел молниеносно, сейчас новых скачиваний у Poparazzi почти нет. Будет ли новый подъём – никто не знает, стартап на то и стартап.

https://www.poparazzi.xyz/

#seed #сша #общение
В каждом декабре-январе все пишут о трендах, и, понятное дело, всё время приходится писать одно и то же – тренды на то и тренды, чтобы не меняться десятилетиями, не путайте их с хайпами. “Искусственный интеллект, шаринг, аутсорс домашней работы, онлайн-потребление,” – продолжать не буду, сейчас июнь, а не декабрь.

Но, кажется, есть один мощнейший тренд, который как-то проскочил мимо радаров, и никто его не формулирует вслух.  Ни на русском, ни на английском он в лоб не гуглится, по крайней мере. А тренд важный. И он меняет мир.  

Я бы назвал его Измеримость. Мы начинаем мерить всё и вся, использовать числа, а не общие ощущения. Отовсюду уходят интуиция и вера, везде появляются арифметика и расчет.

Самый яркий пример – маркетинг. «Половина денег, которую я трачу на рекламу неэффективна. Проблема в том, что я не знаю какая половина,» - актуальная цитата ещё 20 лет назад. Сравните это с тем, как сейчас бизнес видит эффект каждого потраченного доллара чуть ли не реальном времени.

Близкая тема – управление продуктами. А/Б-тесты, метрики, когортный анализ – это ж всё совсем недавно появилось. Википедия пишет, что Google свой первый тест запустил через три года после запуска – что бы вы сейчас сказали о таком стартапе?

Или совершенно другая область – взлет Income Sharing Agreement. Студент платит школе не по некому случайному прайсу, а долю от зарплаты. Как научили – так и получили. Добавили в одну из групп дополнительный курс – через год его финансовый результат известен с точностью до копейки. Модель изобретена в 1955 году, впервые неудачно протестирована в 1970-ые, активно завелась – уже буквально на днях.

Эпидемия гонконгского гриппа в конце шестидесятых убила “от 1 до 4 миллионов человек”. От СПИД к 2018 году умерли 35 миллионов (но уже не от 20 до 80). Жертв COVID на момент написания – 3 848 940. Да, понятно, число очень условно, кто-то в статистику не попал, кто-то её исказил – но число есть. Цивилизация без него уже не может.

Аналоги 23andme рутинно считают проценты разных национальностей в ДНК – гитлеровская Германия обходилась меньшей точностью.

Приложение-десктопный клиент Upwork измеряет минуты работы программистов. Вообще, вся мода на фриланс и аутсорс – это же про измеримость, никто не переплачивает за рабочее время, заказчик берет ровно сколько ему надо и ни задачкой больше.

Примеры, конечно, ничего не доказывают, но хорошо иллюстрируют мысль: считается всё. И если что-то ещё не считается, то скоро обязательно будет считаться. А тот стартап, который первым начнет что-то считать на большом рынке, обязательно станет единорогом.

#мысли
Хотел написать что-то вроде “сегодня не про деньги, а лично мне продукт очень нравится, не могу не прорекламировать”, а он, оказывается, и инвестиции поднял огромные. Но сначала про продукт, ведь и правда очень нравится.

Насколько я могу судить, я пишу по-русски достаточно грамотно; постоянным читателям блога, конечно, виднее, но самооценка у меня такая. И такая же самооценка была про английский язык: я понимал, что мои тексты очень упрощенные, без сложных конструкций и ярких идиом, но думал, что явных ошибок в них мало, тем более что и браузер с Word’ом подчеркивали что-то редко. Ха! Стоило установить себе плагин от #стартапдня Grammarly, и иллюзии развеялись как дым.

Это всего лишь проверка грамотности текста, но это хорошая проверка грамотности. Он не проверяет слова по словарю, а действительно знает английскую (только английскую) орфографию с пунктуацией, видит пропущенные запятые, несогласование времен, неправильные артикли, понимает, что player должен обязательно has, а не have и замечает ещё огромную кучу разных проблем. Меня правит практически в каждом абзаце, при том что, повторюсь, стандартные средства не подчеркивают почти ничего. Важно, что ошибки не просто отмечаются, но и полноценно разъясняются. В общем, действительно полезное применение технологий AI.

Технически в Grammarly есть три варианта реализации: плагин к Chrome/Safari/Firefox/IE, плагин к MS Office и самостоятельный текстовый редактор. Работоспособным кажется только вариант в браузере – менять привычный редактор даже ради проверки английского это чересчур, а в Word’е он почему-то ломает возможность Undo через Ctrl-Z (как?? кто так программирует??), что, конечно, полностью убивает возможность использования.

Модель монетизации, естественно, основана на подписке – бесплатно можно видеть только явные ошибки, а премиум-пользователи за примерно 20 долларов в месяц получают ещё и стилистические рекомендации в духе “a lot of тут не подходит, используйте лучше much”. Платит за такое скорее всего очень маленький процент аудитории, но при текущих 7 миллионах DAU это должно быть несколько сот тысяч человек (т.е. десятки миллионов годовой выручки).

Компания говорит, что она прибыльная, да и инвестиций до этого года не было, убытки покрывать было нечем, куда бы они делись без прибыльности. Но сейчас решили расти быстрее, взяли аж 110 миллионов долларов в недавнем раунде. Успеха им и спасибо за отличный продукт.

--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. Через 4 года не могу ни добавить, ни прибавить почти ничего. Баг с Word, надеюсь, починили за это время, но я не проверял. В остальном – работает по-прежнему хорошо. В конце 2019 года Grammarly привлек ещё один раунд инвестиций, оценку тогда не называли, но говорили, что она превысила миллиард долларов. IPO пока не обещают, хотя казалось бы для SPAC – идеальная компания.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156284187313012

#украина #мегараунд #технология #сша
Первая ссылка поисковика говорит, что 63% американцев живут от зарплаты до зарплаты. Вторая утверждает, что таких 78%. Какое число не бери – огромное число людей, причем людей платежеспособных – ведь зарплата у них в принципе есть.

Их финансовая жизнь напоминает белку в колесе: получил зарплату, раздал долги, потратил зарплату, набрал минус по кредитке, получил зарплату и всё сначала. И, понятно, что время получения зарплаты тут критично: даже лишний день – это дополнительные нервы и шанс выскочить из льготного периода банковской карты. Страдает и работодатель – когда на счету ноль, сотрудник явно теряет в продуктивности.

Американский #стартапдня DailyPay и его многочисленные аналоги в разных странах мира предлагают решение проблемы. Они подключаются к HR-системам предприятия, узнают, сколько человек уже точно заработал и гарантированно получит в конце месяца, – и в пределах этих сумм его кредитуют, а в день зарплаты автоматически списывают свою долю. В пиаре эта схема обычно называется не “займом”, а чем-то типа “ежедневных выплат”, и платит сотрудник не “процент за кредит”, а “комиссию за срочность” – но какая разница, суть не меняется.

Бедный как обычно становится ещё беднее. Теперь помимо обычных трат, он ещё и DailyPay копеечку платит, но, если сравнивать с обычной кредиткой, – должно получаться выгоднее, стартап меньше рискует и может позволить себе процент ниже обычного банка. К тому же иногда часть расходов берет на себя работодатель – т. е. в конечном итоге более разумные коллеги, общий бюджет на ФОТ компания-то явно не увеличивает.  

В майском раунде стартап оценили в круглый миллиард долларов. В России есть не меньше двух клонов. Оба пока, насколько я понимаю, непропорционально меньше.

https://www.dailypay.com/ (из России не открывается)

#мегараунд #сша #кредиты #fintech
Самый популярный пост в моем канале инфографик за последнюю пару недель. Не забудьте подписаться на @ventureinpics, если ещё нет.
Самые прибыльные компании мира

О капитализации все писать любят, про прибыль часто забывают. Вот лидеры в этой категории.

@ventureinpics
Самый успешный среди всех сервисов для онлайн-мероприятий – Hopin. Его фишка – перенести в онлайн всё лоб-в-лоб, как было в офлайн, ничего не выдумывая и не оптимизируя. Если люди привыкли к ресепшен – то пусть у них и в онлайне будет ресепшен.

Шведский #стартапдня Teemyco использует тот же подход для удаленной работы. Офисные работники привыкли к столам, кухням и переговоркам – так давайте дадим им столы, кухни и переговорки вместо дурацких ссылок Zoom.

Администратор один раз расчерчивает карту офиса, дальше сотрудники видят все имеющиеся кабинеты, и кто в них сейчас находится. Клик мышки – и человек оказывается в нужной переговорке, т. е. подключается к общему видеозвонку, а на карте его аватар рисуется теперь в выбранной комнате. О встречах можно договариваться в “большом зале”, сигнал о перекуре можно подать, переместившись “к кулеру”. Если в кабинете у главного никого нет – можно постучаться и спросить, не против ли он поговорить. Если вся команда встречается без тебя – лучше уточнить, вдруг просто приглашение потерялось.

Со стороны кажется, что это скорее фича, чем продукт, и соответствующее расширение для Google Meet или Zoom продавалось бы лучше. Но основатели решили по-другому и пошли конкурировать с гигантами. Официальный запуск проекта состоялся в начале июня, тогда же стартап объявил о привлеченном раунде инвестиций – 2.6 миллиона евро.

https://teemyco.com/

#швеция #seed #общение
Хочу говорить о технологиях, но приходится говорить о законах, регуляторах и штрафах. Такая неделя. Выложил очередной ролик с новостями.

Законы, законы, законы
Китай против DiDi
Германия против Telegram
HR против EdTech
Покупка Сбера
Роскомнадзор против VPN
Нотариус почти онлайн

https://youtu.be/oelvFFN_w-s
Помните взлет Мамбы в нулевых? Тысячи сайтов подключались к единой партнерской программе и предлагали клиентам классный сервис знакомств, с удобным интерфейсом и огромной базой анкет, чтобы было с кем знакомиться. И все под собственным брендом, конечный пользователь ни про какую мамбу не знал. Он как был на любимом megasite.ru, так на нём и оставался, когда в раздел знакомств переходил.  Больше 15 лет уже прошло с тех пор…

Американский #стартапдня Wheel реализует сейчас такую же схему с телемедициной. У него есть свои технологии, своя база врачей, свои лицензии, и всё это он перепродает всем желающим. Медицина – не знакомства, настройка нового проекта не обходится клик-кликом по админке, но с запуском собственного продукта усилия несопоставимы. После пары недель возни у офлайновой сети аптек или местной больницы появляется свой телемедицинский портал, можно отправлять туда клиентов. Да, если не считать логотипа, он выглядит точно так же, как соседский, и доктора там те же самые – но ведь хуже сервис от этого не становится.

По оборотам стартап пока маленький, но модель кажется красивой, а рынок точно большой, телемедицина нужна всем. В майском раунде Wheel привлек 50 миллионов долларов инвестиций.

https://www.wheel.com/

#здоровье #сша #roundb
Все знают, как выглядит покупка в интернет-магазине после выбора товара: ввел данные карты, заполнил адрес, прокликал пару форм с подтверждениями – и вот новый телевизор уже едет домой. Людям, родившимся в 1970 году, кажется, что это просто и удобно – не надо никуда ходить, стоять в очередях, нести коробки в машину и из машины.  Для тех, кому сейчас двадцать, это невыносимо тяжелый и нудный процесс: ведь сначала надо ввести карту, потом заполнять адрес, потом прокликивать формы – кто угодно устанет от таких усилий.

Американский #стартапдня nate делает покупки приятными для самой взыскательной аудитории. Пользователь один раз скачивает приложение, настраивает в нем данные для платежа и доставки, а дальше начинается магия. На любой странице товара в любом интернет-магазине можно вызвать системную функцию шаринга, там выбрать nate, и он сам всё купит за вас. Искусственный интеллект автоматически заполняет все формы, человеку остается только ждать посылки.

Вторая функция приложения – единый вишлист. Товар можно не покупать сразу, а отложить и вернуться к нему через месяц. И опять же – никаких дополнительных усилий: два клика, чтобы сохранить, два клика, чтобы в нужный момент купить.

Зарабатывает nate на встроенной в приложение рассрочке. Если денег нет сейчас, то стартап платит магазину сам, а потом по расписанию списывает платежи с карты пользователя. Ну и, конечно, напрашивается рекламная монетизация. В вишлисты можно вставлять партнерские блоки “посмотрите ещё и это”, в процесс покупки – предложения в стиле Яндекс.Советника “такой же товар за углом стоит дешевле, купить там?”. Или можно даже спросить один раз “экономить ли автоматически?”, а потом сразу покупать у партнера без дополнительных подтверждений.

В недавнем раунде nate привлек 38 миллионов долларов инвестиций.

https://www.nate.tech/

#сша #rounda #магазин #кредиты #fintech #технология
Стандартный канал коммуникации с клиентом – электронная почта. И часто – электронная почта сотрудника, а не какой-то общий адрес типа sales@ или support@. Компания тем не менее хотела бы, чтобы эта переписка попадала в централизованный софт, CRM или тикет-систему.

И разработчики софта тоже этого бы хотели – это ж новая фича, новый тариф, новые деньги и новые клиенты, но с разумными усилиями они не могут её реализовать, доступ к ящику – штука сложная. IMAP-протокол, по которому работают почтовые сервисы – это ад 1986 года выпуска. И сам стандарт жуткий, и каждый большой сервис реализует его по-своему.  Аккуратно поддержать все особенности, чтобы интеграция всегда работала хорошо и стабильно – очень большая и сложная задача. Для отдельного проекта – ну почему бы и нет, почтовые клиенты существуют, но как фича в CRM – реально тяжело и дорого.

Американский #стартапдня Nylas упростил работу для всех. Он написал прокси к почтовым серверам: сам подключается к ним либо по их уникальному API, либо по IMAP, а наружу выдает универсальный и современным интерфейс. Разработчик подключает его за часы, а не за месяцы, клиенты получают новую фичу, конечные пользователи более качественную поддержку, все счастливы. Кроме почты Nylas работает с календарем и контактами и предлагает натреннированные ML-модели, которые помогают разобраться с содержанием писем – но, кажется, это все бантики вокруг цивилизованного почтового API.

На днях Nylas привлек 120 миллионов долларов инвестиций – ещё не единорог, но где-то недалеко от него.  Основатель, между прочим, русскоязычный – и, кажется, именно из России, а не Украины или Беларуси.

http://www.nylas.com/

#сша #мегараунд #технология #crm
Стартап дня. Александр Горный. pinned «Добро пожаловать на канал! О чем он в двух словах. Обычный пост - один стартап. Я рассказываю, в чем особенность его бизнес-модели, чем он отличается от других, каких успехов добился. Всё что пишу – только мое мнение, с пиар-службами его не согласовываю.…»
Как-то получилось, что важный пост я в Facebook отправил, а в канал он почему-то не попал. Исправляю ошибку.

Все знают, что бизнес должен строиться на метриках, что без метрик никуда. Инвесторы спрашивают метрики у стартаперов, стартаперы хвастаются метриками на конференциях, а наемные продакты на собеседованиях. Лепота.

Беда в том, что большинство общепринятых метрик не имеют физического смысла и вообще ничего не значат, и все разговоры о них – зря. Вот, например, всеми любимый CAC. Представим себе интернет-магазин. Маркетолог может крутить в Facebook кампании с холодильниками ценой 50 000 или с разделочными досками по 500 рублей. Понятно, что CAC в первом случае будет драматически больше, чем во втором. Понятно, что общая цена привлечения пользователя в магазин прямо регулируется соотношением между той и другой рекламой. Больше холодильников – больше CAC, больше досок – меньше CAC, эффективность бизнеса при этом не меняется ни на йоту. А аналитик инвест-фонда смотрит на графики и делает из них глубокомысленные выводы.

Посмотрим теперь на онлайн-школу. Курс стоит 10 тысяч, в рекламу вложили 10 тысяч, привлекли 10 студентов. CAC 1000 рублей, 10% LTV, отличный результат. Но зачем-то решили его изгадить. В последний день менеджер обзвонил тех, кто колебался до последней секунды, и сделал ещё одну продажу со скидкой 50%. Добавляем 5000 в расходы на маркетинг, CAC вырос почти в полтора раза. Бизнес стал эффективнее, всё стало лучше, а метрика резко испортились.

Этот пример можно спасти, сказав, что скидки вычитаются из выручки, а не добавляются в маркетинг. Что ж, запомним такой подход и применим его в другой ситуации. В рекламной кампании курса за полную цену CAC был равен 1000. Добавили в неё промокод на 500 рублей, а ставку в Facebook опустили, трафик теперь стоит по 800 за человека. Стоимость привлечения “упала”, доля маркетинга в выручке – тоже, было 1000/10000=10%, стало 800/9500=8.4%. Все метрики улучшились, бизнес ухудшился.

Примеры можно продолжать бесконечно, но, кажется, для иллюстрации достаточно. Без чисел, конечно, никуда, но и числа – очень часто фейк, динамика которого не говорит вообще ни о чем кроме фазы Луны. И, кажется, самые опасные из них те, что измеряются в деньгах за штуку (CAC, LTV, AOV и подобные), там и в числителе и знаменателе подлянка может оказаться. Разбирайтесь в них особенно дотошно. --

#мысли

А вот продолжение и в телеграме было, вот оно: https://t.me/startupoftheday/1851