👉 https://www.youtube.com/live/sP7HzEQmeHY?feature=share 👈
Внутри 2 разбора:
04:29 - 🧘 Mental Health Boutique - приложение для ментального здоровья, использующее виртуальную реальность.
25:44 - 🛂 Multipass - Web3-паспорт, который позволяет собрать активы, данные и опыт пользователя из различных проектов в одном месте, сохраняя анонимность.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Если вам полезно - поделитесь постом с друзьями/ коллегами/ подписчиками
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ ДЛЯ СТАРТАПА И ИНВЕСТОРА
Вы сделали питч-дек, собрали базу целевых инвесторов, провели встречи и инвестор сказал "ДА".
Что делать дальше? Как превратить "ДА" на словах в документ с условиями сделки.
Вместе с Еленой Симон, инвестиционным юристом, автором канала Венчур в законе мы написали пост про
Term-sheet - самый маленький, но самый важный документ в венчурной сделке
Это соглашение о намерениях, в котором прописывают основные условия венчурной сделки. Оно не имеет юридической силы (за исключений нескольких условий).
Почему же TERM SHEET самый важный документ в венчурной сделке?
🫣 Если вы не сможете договориться с инвестором на 3 листах по основным условиям сделки, то на 103 листах корпоративных документов вы точно никогда не договоритесь.
🫣 TERM SHEET позволяет на самой начальной стадии понимать партнерам сработаются они или нет.
🫣 Недоговоренность по условиям TERM SHEET - тоже результат. Вы сэкономите кучу времени и денег на юристов, если сразу поймете, что вам не по пути.
🫣 TERM SHEET предоставляет возможность исключить условие из документов сделки, которое противоречит вашим договоренностям.
🫣 TERM SHEET имеет значительную моральную и психологическую силу для участников сделки.
Ключевые условия Term-sheet:
👍 Структура сделки
👍 Оценка компании
👍 Коммерческие условия
👍 Вопросы распределения корпоративного контроля
👍 Порядок отчетности
👍 Ликвидационные привилегии
👍 Дополнительные права инвестора: Pro Rata Right, Co-sale, Tag-along, Drag-along и др.
👍 Эксклюзивный период
👍 Конфиденциальность
👍 Порядок проведения Due diligence
👍 Ковенанты (обязательства фаундеров не совершать определенные действия)
👍 Расходы на сделку
Андрей Резинкин | Money For Startup
❓ Друзья, как видите тема условий соглашений с инвесторами довольно обширная. Нужно ли углубляться и писать больше постов на эту тему?
Вы сделали питч-дек, собрали базу целевых инвесторов, провели встречи и инвестор сказал "ДА".
Что делать дальше? Как превратить "ДА" на словах в документ с условиями сделки.
Вместе с Еленой Симон, инвестиционным юристом, автором канала Венчур в законе мы написали пост про
Term-sheet - самый маленький, но самый важный документ в венчурной сделке
Это соглашение о намерениях, в котором прописывают основные условия венчурной сделки. Оно не имеет юридической силы (за исключений нескольких условий).
Почему же TERM SHEET самый важный документ в венчурной сделке?
Ключевые условия Term-sheet:
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤17👍15🔥4
Нужны ли ещё посты на тему соглашений с инвесторами?
Anonymous Poll
79%
Да, мне это актуально 👍
11%
Нет, лучше про привлечение инвестиций 💲
10%
Да, но не по пятницам же 🥂
❤6
Меня зовут Андрей Резинкин.
Последние 5 лет инвестирую в стартапы ранних стадий.
Здесь рассказываю о построении стартапов и привлечении инвестиций в технологические проекты с точки зрения венчурного инвестора.
Привлекаем инвестиции
Сколько денег просить у инвестора?
18 акселераторов для ранних стартапов
За что инвесторы дают чеки на разных этапах
Написать инвестору чтобы он ответил: составляем E-MAIL в 5 шагов
12 ключевых слайдов для успешного питч-дека стартапа
34 вопроса, которые можно задать инвестору
Подготовьте эти документы и расслабьтесь
Получаем первых пользователей
Привлекаем аудиторию без вложений в маркетинг
Как бесплатно найти 500 юзеров в SaaS-продукт
Как продвигать стартап, если у вас ограничен бюджет?
Что такое go-to-market (GTM)?
Как безболезненно запускаться на Product Hunt?
Собираем команду в стартап
Шаблон соглашения между фаундерами и Гайд для первичных переговоров
Как найти сотрудника, который принесёт стартапу трэкшн, а не проблемы?
Проанализировал 210 стартапов, чтобы ответить на вопрос: как собрать команду готовую к любой турбулентности
Создаём продукт
SaaS переходит в агентскую модель: вы продаёте не тулзы, а результат
SaaS метрики: все в сборе
5 вопросов, которые нужно себе задать при создании MVP
Проблема Product-Market Fit. Взгляд легендарной Sequoia
Бонус: обучающие видео
Как писать инвесторам?
12 ключевых слайдов для успешного питч-дека стартапа
Как договориться с инвестором об оценке?
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤185👍39🔥14👌3👎2🦄1
$23M инвестиций в Edtech-стартап и клиенты из 27 стран. Как начать этот путь?
На последний эфир в клубе MFS я приглашал Сашу Желтова, CEO и фаундера моего любимого портфельного проекта Educate Online.
EO работают в 27 странах, крупнейшие рынки присутствия - Индия, Бразилия, Нигерия и Вьетнам.
Общий объем привлеченных инвестиций $23М.
Отвечая на вопрос об особенностях привлечения своих первых раундов, Саша сказал:
Ангелы и фонды ранних стадий (оценка до $30М) заходят в проекты "на вере". Они визионеры.
Ты встречаешься с ними и ощущаешь, что некоторые инвесторы еще больше визионеры чем ты (фаундер). Эти инвесторы верят в идею, они понимают что есть математическое обоснование тому чем мы занимаемся, но они заходят на ресурсе веры, точнее на смеси математики и веры.
Когда мы идем к инвесторам более зрелых стадий - это уже чисто математическая история. Есть фин модель и есть трэкшн. И ты доказываешь что модель жизнеспособна, оперируя когортами и метриками.
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
1️⃣ Научитесь кратко и увлекательно доносить идею своего проекта до инвесторов. Чтобы инвестор горел идеей стартапа вместе с вами.
2️⃣ Выясните вдохновляет ли инвестора ваша тема. Разделяет ли инвестор ваше видение.
3️⃣ Уже на ранних этапах собирайте всю аналитику и данные. Это сильно упростит вам подъем денег на более поздних стадиях, когда потребуются венчурные фонды-математики 🤓
Андрей Резинкин | Money For Startup
На последний эфир в клубе MFS я приглашал Сашу Желтова, CEO и фаундера моего любимого портфельного проекта Educate Online.
EO работают в 27 странах, крупнейшие рынки присутствия - Индия, Бразилия, Нигерия и Вьетнам.
Общий объем привлеченных инвестиций $23М.
Отвечая на вопрос об особенностях привлечения своих первых раундов, Саша сказал:
Ангелы и фонды ранних стадий (оценка до $30М) заходят в проекты "на вере". Они визионеры.
Ты встречаешься с ними и ощущаешь, что некоторые инвесторы еще больше визионеры чем ты (фаундер). Эти инвесторы верят в идею, они понимают что есть математическое обоснование тому чем мы занимаемся, но они заходят на ресурсе веры, точнее на смеси математики и веры.
Когда мы идем к инвесторам более зрелых стадий - это уже чисто математическая история. Есть фин модель и есть трэкшн. И ты доказываешь что модель жизнеспособна, оперируя когортами и метриками.
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18❤10🔥5🐳2
КАК ПОДНЯТЬ ИНВЕСТИЦИИ НА СТАДИИ PRE-SEED И SEED
Друзья, уже через 3 часа в 18:00 мск совместно с Prosto VC проведу разбор 2-х стартапов:
🇸🇬 Somin -SaaS платформа без сложных настроек умеет с помощью Искусственного Интеллекта (AI) делать цифровую рекламу эффективнее в среднем на 30%. Поднимают seed.
🏠 SquareFi - позволяет людям с любым доходом начать инвестировать в недвижимость. Поднимают seed.
Формат максимально бодрый:
4️⃣ минуты на питч стартапа
5️⃣ минут на мои вопросы
5️⃣ минут на мой разбор
5️⃣ минут на вопросы фаундера
Присоединяйтесь к трансляции по ссылке:
👉 https://www.youtube.com/live/Bej84Ki-5wk?feature=share 👈
Не забудьте поставить 🔔 в YouTube чтобы получить уведомление о начале трансляции
Андрей Резинкин | Money For Startup
Друзья, уже через 3 часа в 18:00 мск совместно с Prosto VC проведу разбор 2-х стартапов:
Формат максимально бодрый:
4️⃣ минуты на питч стартапа
5️⃣ минут на мои вопросы
5️⃣ минут на мой разбор
5️⃣ минут на вопросы фаундера
Присоединяйтесь к трансляции по ссылке:
👉 https://www.youtube.com/live/Bej84Ki-5wk?feature=share 👈
Не забудьте поставить 🔔 в YouTube чтобы получить уведомление о начале трансляции
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7⚡4👍4🦄2🔥1👌1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Друзья, спасибо большое всем кто поучаствовал в опросе 🙏
В итоге наибольшую полезность большинство участников видит в темеКак привлечь инвестиции , на втором месте Ключевые метрики для инвестора .
Поэтому сейчас я готовлю для вас большой материал - Пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап.
Этот план можно будет использовать как чек-лист для вашей Фандрейзинг стратегии. Формат Бери и делай.
Также я буду продолжать писать посты на тему Ключевых метрик для инвесторов.
Рассмотрю бизнес-модели: подписка, usage-based, e-commerce, реклама и deep (hard, bio) tech.
И конечно традиционные разборы стартапов, которые я делаю по четвергам.
Если не попали на вчерашний эфир, то вот вам самый сок:
🗣 В конце эфира, здесь 51:17 я рассказываю о том как инвестор смотрит на ранние стартапы и ребята решают переделать питч-дек 🍿
А вот вчерашние разборы с таймкодами:
04:37 Somin - SaaS платформа без сложных настроек умеет с помощью Искусственного Интеллекта (AI) делать цифровую рекламу эффективнее в среднем на 30%. Поднимают pre-round A.
30:26 SquareFi - позволяет людям с любым доходом начать инвестировать в недвижимость. Поднимают seed.
Следите за анонсами в канале - июль будет месяцем горячего контента❤️🔥 .
Андрей Резинкин | Money For Startup
В итоге наибольшую полезность большинство участников видит в теме
Поэтому сейчас я готовлю для вас большой материал - Пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап.
Этот план можно будет использовать как чек-лист для вашей Фандрейзинг стратегии. Формат Бери и делай.
Также я буду продолжать писать посты на тему Ключевых метрик для инвесторов.
Рассмотрю бизнес-модели: подписка, usage-based, e-commerce, реклама и deep (hard, bio) tech.
И конечно традиционные разборы стартапов, которые я делаю по четвергам.
Если не попали на вчерашний эфир, то вот вам самый сок:
А вот вчерашние разборы с таймкодами:
04:37 Somin - SaaS платформа без сложных настроек умеет с помощью Искусственного Интеллекта (AI) делать цифровую рекламу эффективнее в среднем на 30%. Поднимают pre-round A.
30:26 SquareFi - позволяет людям с любым доходом начать инвестировать в недвижимость. Поднимают seed.
Следите за анонсами в канале - июль будет месяцем горячего контента
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤5🔥2🦄2👍1
Как привлечь инвестиции в стартап. Пошаговый план.
Друзья, в пятницу я анонсировал большой материал - пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап. И сегодня он наконец готов.
Старался написать наиболее практично, чтобы план служил руководством к действию, а не информацией к размышлению.
Акцент в плане сделан на сценарии когда фаундер делает свою первую фандрейзинг кампанию. Начиная буквально с 0.
План подойдет тебе если:
🟢 Ты - фаундер стартапа
🟢 Уже есть продукт, MVP или продажи
🟢 Работаете на международном рынке или у вас есть цель выйти на новый рынок в ближайшее время
🟢 Вкладываешь в стартап собственные деньги или привлек от друзей/ семьи/ коллег
Забрать план можно через бота нажав на кнопку ниже⤵️ ⤵️
Друзья, в пятницу я анонсировал большой материал - пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап. И сегодня он наконец готов.
Старался написать наиболее практично, чтобы план служил руководством к действию, а не информацией к размышлению.
Акцент в плане сделан на сценарии когда фаундер делает свою первую фандрейзинг кампанию. Начиная буквально с 0.
План подойдет тебе если:
Забрать план можно через бота нажав на кнопку ниже
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12🔥4👌3❤2
📈 КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ МЕТРИКИ ПОКАЗЫВАТЬ ИНВЕСТОРУ
Продолжаем серию постов про метрики в разных бизнес-моделях. Cегодня разберем ключевые метрики Подписочной бизнес-модель (Subscription), которые нужно включать в свои презентации инвесторам.
Почему важно включить в питч-дек правильные ключевые метрики?
❗️ Сам факт наличия правильных метрик скажет инвестору о том на сколько фаундер понимает бизнес, в котором работает.
Подписка позволяет стартапу продавать продукт или сервис на повторяющейся (рекуррентной) основе. Покупателем подписки чаще всего является потребитель, в отличие от b2b SaaS, где покупатель обычно - другой бизнес. С подписочной моделью каждый из нас сталкивается ежедневно, оплачивая Netflix или Яндекс плюс.
Частое заблуждение, что в Subscription и B2B SaaS нужно показывать одни и те же метрики.
В чем же отличие ключевых метрик Подписки от b2b SaaS
1️⃣ Месячная рекуррентная выручка (MRR)
Здесь все также как в SaaS.
Главное - четко отделять рекуррентную часть выручки (которую клиент платит по подписке и которая включается в MRR) от выручки за доп сервисы, единоразовые платежи и т.д. Эта часть в MRR не включается.
Если вы допускаете эту ошибку, то даете сигнал инвестору, что его вводят в заблуждение, либо стартап сам не понимает что происходит. И то и другое играет против фаундера.
2️⃣ Составной месячный темп роста MRR (CMGR - Compounded Monthly Growth Rate).
Формула такая CMGR = (MRR последнего месяца / MRR первого месяца) ^ (1/номер последнего месяца) - 1.
Предположим, у вас MRR за январь = 1000 и MRR за июнь = 1500. Июнь - 6-ой месяц.
MRR CMGR = (1500 / 1000)^(1/6) - 1 = 0.1055 или 10.55%
MRR CMGR составляет 10.55%, что означает среднемесячный рост MRR на уровне 10.55% за период в 6 месяцев.
Частая ошибка - мерить обычный темп роста (growth rate), а не CMGR❗️
3️⃣ Gross User Churn - количество пользователей, отменивших подписку в текущем месяце / общее количество пользователей в прошлом месяце.
В подписочной модели ключевое - уход клиентов в количестве, в отличие от B2B SaaS где важнее отвал выручки в деньгах (Gross MRR Churn).
Логика здесь простая - в b2b SaaS если от вас ушло 2 мелких клиента, то это окажет небольшое влияние на MRR, в отличие от ухода крупного. Поэтому общий отвал в деньгах показательнее чем количество.
Когда же вы продаете потребителям подписку всего за 10$, то важно видеть картину целиком, поэтому % ушедших пользователей играет для инвестора ключевую роль.
4️⃣ CAC: Затраты на привлечение нового клиента.
Эта метрика одинаково важна как для B2B SaaS так и для подписочной модели.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Продолжаем серию постов про метрики в разных бизнес-моделях. Cегодня разберем ключевые метрики Подписочной бизнес-модель (Subscription), которые нужно включать в свои презентации инвесторам.
Почему важно включить в питч-дек правильные ключевые метрики?
Подписка позволяет стартапу продавать продукт или сервис на повторяющейся (рекуррентной) основе. Покупателем подписки чаще всего является потребитель, в отличие от b2b SaaS, где покупатель обычно - другой бизнес. С подписочной моделью каждый из нас сталкивается ежедневно, оплачивая Netflix или Яндекс плюс.
Частое заблуждение, что в Subscription и B2B SaaS нужно показывать одни и те же метрики.
В чем же отличие ключевых метрик Подписки от b2b SaaS
Здесь все также как в SaaS.
Главное - четко отделять рекуррентную часть выручки (которую клиент платит по подписке и которая включается в MRR) от выручки за доп сервисы, единоразовые платежи и т.д. Эта часть в MRR не включается.
Если вы допускаете эту ошибку, то даете сигнал инвестору, что его вводят в заблуждение, либо стартап сам не понимает что происходит. И то и другое играет против фаундера.
Формула такая CMGR = (MRR последнего месяца / MRR первого месяца) ^ (1/номер последнего месяца) - 1.
Предположим, у вас MRR за январь = 1000 и MRR за июнь = 1500. Июнь - 6-ой месяц.
MRR CMGR = (1500 / 1000)^(1/6) - 1 = 0.1055 или 10.55%
MRR CMGR составляет 10.55%, что означает среднемесячный рост MRR на уровне 10.55% за период в 6 месяцев.
Частая ошибка - мерить обычный темп роста (growth rate), а не CMGR
В подписочной модели ключевое - уход клиентов в количестве, в отличие от B2B SaaS где важнее отвал выручки в деньгах (Gross MRR Churn).
Логика здесь простая - в b2b SaaS если от вас ушло 2 мелких клиента, то это окажет небольшое влияние на MRR, в отличие от ухода крупного. Поэтому общий отвал в деньгах показательнее чем количество.
Когда же вы продаете потребителям подписку всего за 10$, то важно видеть картину целиком, поэтому % ушедших пользователей играет для инвестора ключевую роль.
Эта метрика одинаково важна как для B2B SaaS так и для подписочной модели.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍15❤3🔥3
Названо время, которое инвестор тратит на презу стартапа
Друзья, простите, я вам врал 🙈.
Всё последнее время, например, здесь и здесь я писал, что инвесторы смотрят питч-дек 4 минуты.
Оказалось, что это уже не актуально.
По данным DocSend2 минуты 42 секунды - столько в среднем инвестор потратил на первичный анализ питч-дека в 2022 году.
Речь идет про стадию pre-seed, но и на seed ситуация не сильно лучше - 2:59
При этом инвесторы стали больше времени тратить на слайды - company purpose (обычно первый) и traction.
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
1️⃣ Краткость и ясность - ключевые факторы, т.к. времени у инвестора в обрез.
2️⃣ Для Сompany purpose используйте формулу Определение + цель, писал об этом здесь.
3️⃣ Убедитесь, что traction отражает ключевые метрики для вашей бизнес-модели.
4️⃣ Удаляйте весь мелкий текст и рассказы о фичах.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Друзья, простите, я вам врал 🙈.
Всё последнее время, например, здесь и здесь я писал, что инвесторы смотрят питч-дек 4 минуты.
Оказалось, что это уже не актуально.
По данным DocSend
Речь идет про стадию pre-seed, но и на seed ситуация не сильно лучше - 2:59
При этом инвесторы стали больше времени тратить на слайды - company purpose (обычно первый) и traction.
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍20❤6
Пост про Заголовок письма вызвал повышенный интерес, значит пора писать про содержание.
В том посте я дал пример темы письма:
👉 Edutech | $10K MRR | 3 VCs on board | Raising $500К
Вот схема для написания самого письма:
Покажите что вы знаете чем “живет” инвестор.
Максимально кратко в какой вертикали работаете и чью проблему решаете.
Самая главная метрика (та что в теме письма) + ещё одна ключевая метрика.
Кто из инвесторов на борту и сколько осталось собрать.
Простой вопрос, требующий ответа Да/ Нет
Пример,
Jim, saw your post about SaaS metrics for Edtech. Makes sense.
Built AI-based Edtech for blue collar workers in the US, $10K MRR now after April’s launch. NRR 107%.
Green Stripe Ventures are on board, $450K left to raise.
Keep you in the loop?
Да, именно так, время длинных писем-докладов безвозвратно ушло. Цените время инвестора и вам воздастся сторицей.
Follow up, на который хочется ответить
Как стартапу написать blurb: пример от фаундера Loom
—
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍40❤23🔥3🤯3🤩3
👉 https://www.youtube.com/live/R5FxNdLLv14?feature=share 👈
Таймкоды:
00:50 Вступление и формат эфира
04:40 🎓 Cyberbox - web3 edTech платформа с AI-продюсером и краудфандингом в обучающие курсы.
31:11
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⚡12❤3👍3
Какой вопрос в привлечении инвестиций актуален для вашего стартапа (можно выбрать несколько вариантов)
Anonymous Poll
45%
Фандрейзинг стратегия: как грамотно составить план привлечения инвестиций
27%
Как составить идеальный питч-дек с точки зрения инвестора
52%
Как дотянуться до целевых инвесторов чтобы провести питч
39%
Как определить оценку стартапа
32%
Как договориться с инвестором об условиях сделки
36%
Ангел или фонд: к кому идти в первую очередь
❤1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
👍10
Названо сколько времени занимает фандрейзинг раннего стартапа
Друзья, несколько дней назад я опубликовал пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап.
В плане есть шаг № 9. На этом шаге я предлагаю фаундеру запланировать 5-6 часов в день для фокусировки на фандрейзинге.
И тут возникает резонный вопрос - сколько времени требуется на поднятие раунда?
По данным DocSend:
🔵 75% стартапов стадии pre-seed потратили на привлечение инвестиций больше 7 недель, при этом
🔴 42% потратили больше 13-ти недель.
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
1️⃣ Наберитесь терпения, первый фандрейзинг это не быстрый процесс
2️⃣ Составьте roadmap вашей будущей фандрейзинг-кампании заранее, чтобы не собирать раунд, когда деньги в стартапе уже закончились
3️⃣ Выберите окружение, которое будет помогать вам двигаться вперед в новом контексте раундов / терм шитов / valuation и т.д.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Друзья, несколько дней назад я опубликовал пошаговый план Как привлечь инвестиции в стартап.
В плане есть шаг № 9. На этом шаге я предлагаю фаундеру запланировать 5-6 часов в день для фокусировки на фандрейзинге.
И тут возникает резонный вопрос - сколько времени требуется на поднятие раунда?
По данным DocSend:
Какие выводы можно сделать раннему стартапу:
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8👍6❤🔥3
Что отличает опытного фаундера от начинающего
Анализировал разборы стартапов и последние питчи, которые слышал от фаундеров, и заметил, что у опытных основателей очень здорово сформулирован One-line value prop.
One-line value prop - это краткая формулировка уникальной пользы, которую дает ваш продукт вашим клиентам.
В пример приведу всем известный notion, сравните
🫥 Notion is a freemium productivity and note-taking web application
🫥 Notion is the all-in-one workspace for your notes, tasks, wikis, and databases.
Почувствовали разницу? Она небольшая и оба one-liner хорошо доносят value продукта. Но второй вариант даёт более яркий образ продукта.
Это тот самый крючок, который цепляет внимание инвестора с самого начала.
Хочешь сказать, что сделай классный value prop и инвесторы выстроятся в очередь?
Конечно нет. Но когда мы говорим про ранний проект, у которого мало traction, то решает личность фаундера. И если ты видишь человека первый раз в жизни, то точность формулировок и логика повествования играют значительную роль.
“Кто ясно мыслит, тот ясно излагает” ©
Андрей Резинкин | Money For Startup
Анализировал разборы стартапов и последние питчи, которые слышал от фаундеров, и заметил, что у опытных основателей очень здорово сформулирован One-line value prop.
One-line value prop - это краткая формулировка уникальной пользы, которую дает ваш продукт вашим клиентам.
В пример приведу всем известный notion, сравните
Почувствовали разницу? Она небольшая и оба one-liner хорошо доносят value продукта. Но второй вариант даёт более яркий образ продукта.
Это тот самый крючок, который цепляет внимание инвестора с самого начала.
Хочешь сказать, что сделай классный value prop и инвесторы выстроятся в очередь?
Конечно нет. Но когда мы говорим про ранний проект, у которого мало traction, то решает личность фаундера. И если ты видишь человека первый раз в жизни, то точность формулировок и логика повествования играют значительную роль.
“Кто ясно мыслит, тот ясно излагает” ©
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍28❤8🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Быстро про конвертируемый займ
Писал пост про SAFE и в конце обещал написать про конвертируемый займ (он же “конверт”).
У нас в клубе MFS пару недель назад был большой эфир на тему конверта. Там разбирали все тонкости.
Если сжать до ликбеза, то в конверте нужно прописать:
➖ Сумму займа (loan amount)
➖ Проценты (interest)
➖ Срок возврата (maturity date)
Конверт действует пока не наступит одно из событий:
✅ Cтартап выпустит акции и отдаст их инвестору
✅ Cтартап вернет сумму займа с процентами
Ключевое понятие в конверте это Qualifying financing.
По договору конверта инвестор и стартап договариваются о том какой раунд инвестиций будет считаться Qualifying.
Например, мы договорились что если размер раунда больше $5 млн, то он Qualifying. Тогда если стартап поднял $6М от новых инвесторов - это будет триггером для конвертации займа в акции для тех инвесторов, которые подписывали конверт.
Если Qualifying financing не произошло, то 4 варианта:
1️⃣ Стартап возвращает займ с % в maturity date.
2️⃣ Стартап делает конвертацию по valuation cap (см. пост про SAFE ).
3️⃣ Инвестор может согласиться на добровольную конвертацию на условиях раунда, НЕ являющегося Qualifying. В нашем примере на условия раунда размером меньше $5 млн.
4️⃣ Стартап и инвестор договариваются о компромиссном варианте, например, пролонгации срока займа или других условиях конвертации.
Если тема инвестиций актуальна для вашего стартапа - приходите в клуб MFS.
В клубе разбираем конкретные кейсы участников, чтобы не наступать на грабли.
❗️ Главное что фаундеру нужно знать про конверт - если SAFE вы можете скачать с сайта Y combinator и быстро подписать с инвестором, то с конвертом вам понадобится вникнуть в детали, чтобы потом не было мучительно больно.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Писал пост про SAFE и в конце обещал написать про конвертируемый займ (он же “конверт”).
У нас в клубе MFS пару недель назад был большой эфир на тему конверта. Там разбирали все тонкости.
Если сжать до ликбеза, то в конверте нужно прописать:
Конверт действует пока не наступит одно из событий:
Ключевое понятие в конверте это Qualifying financing.
По договору конверта инвестор и стартап договариваются о том какой раунд инвестиций будет считаться Qualifying.
Например, мы договорились что если размер раунда больше $5 млн, то он Qualifying. Тогда если стартап поднял $6М от новых инвесторов - это будет триггером для конвертации займа в акции для тех инвесторов, которые подписывали конверт.
Если Qualifying financing не произошло, то 4 варианта:
Если тема инвестиций актуальна для вашего стартапа - приходите в клуб MFS.
В клубе разбираем конкретные кейсы участников, чтобы не наступать на грабли.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍14🔥3❤2
📈 КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ МЕТРИКИ ПОКАЗЫВАТЬ ИНВЕСТОРУ
Продолжаем серию постов про метрики в разных бизнес-моделях. Cегодня разберем ключевые метрики E-commerce, которые нужно включать в свои презентации инвесторам.
Почему важно включить в питч-дек правильные ключевые метрики?
❗️ Сам факт наличия правильных метрик скажет инвестору о том на сколько фаундер понимает бизнес, в котором работает.
Итак, ключевые метрики для E-commerce.
1️⃣ Месячная выручка (Monthly Revenue)
Очень простая метрика. Я бы сказал классическая. Общая выручка за месяц.
2️⃣ Составной месячный темп роста выручки (Revenue CMGR - Compounded Monthly Growth Rate).
Revenue CMGR = (Выручка последнего месяца / Выручка первого месяца) ^ (1/номер последнего месяца) - 1.
Предположим, у вас Выручка за январь = 1000 и Выручка за июнь = 1500. Июнь - 6-ой месяц.
Revenue CMGR = (1500 / 1000)^(1/6) - 1 = 0.1055 или 10.55%
Revenue CMGR составляет 10.55%, что означает среднемесячный рост выручки на уровне 10.55% за период в 6 месяцев.
3️⃣ Валовая маржа (Gross Margin)
Валовая маржа = Валовая прибыль за месяц / Месячная выручка.
Валовая прибыль = Выручка - Cебестоимость проданных товаров (COGS).
В этом месте скрывается частая ошибка. В расчет COGS не включают все расходы, которые относятся к себестоимости. Другими словами, себестоимость занижается.
Что забывают включить - расходы на ВСЕ доставки, расходы на обработку заказов клиентов, расходы на обработку платежей.
По поводу Gross Margin часто происходит такой диалог между фаундером и инвестором.
Инвестор: Ребята, ваша валовая маржа немного больше нуля. Как вы планируете с этим работать?
Фаундер: Мы вырастим в объеме и маржа увеличится за счет эффекта масштаба.
Инвестор: Ок, давайте построим фин модель и предположим, что клиентов стало в 20 раз больше.
Очень часто в этот момент выясняется, что рост объема продаж не улучшает юнит-экономику так сильно как хотелось бы, и валовой маржи хватает только чтобы покрыть расходы на CAC. Учитывая что на раннем этапе мы мало что знаем об LTV клиентов, то у инвестора возникает риск того что стартап не сможет обеспечить сильную юнит-экономику.
4️⃣ CAC: Затраты на привлечение нового клиента.
Эта метрика важна для любой бизнес-модели, e-com не исключение.
Какие вопросы я задаю себе когда рассматриваю e-commerce стартап?
🔵 Умеет ли команда привлекать клиентов дёшево
🔵 Насколько сильная у стартапа юнит-экономика
Андрей Резинкин | Money For Startup
Продолжаем серию постов про метрики в разных бизнес-моделях. Cегодня разберем ключевые метрики E-commerce, которые нужно включать в свои презентации инвесторам.
Почему важно включить в питч-дек правильные ключевые метрики?
Итак, ключевые метрики для E-commerce.
Очень простая метрика. Я бы сказал классическая. Общая выручка за месяц.
Revenue CMGR = (Выручка последнего месяца / Выручка первого месяца) ^ (1/номер последнего месяца) - 1.
Предположим, у вас Выручка за январь = 1000 и Выручка за июнь = 1500. Июнь - 6-ой месяц.
Revenue CMGR = (1500 / 1000)^(1/6) - 1 = 0.1055 или 10.55%
Revenue CMGR составляет 10.55%, что означает среднемесячный рост выручки на уровне 10.55% за период в 6 месяцев.
Валовая маржа = Валовая прибыль за месяц / Месячная выручка.
Валовая прибыль = Выручка - Cебестоимость проданных товаров (COGS).
В этом месте скрывается частая ошибка. В расчет COGS не включают все расходы, которые относятся к себестоимости. Другими словами, себестоимость занижается.
Что забывают включить - расходы на ВСЕ доставки, расходы на обработку заказов клиентов, расходы на обработку платежей.
По поводу Gross Margin часто происходит такой диалог между фаундером и инвестором.
Инвестор: Ребята, ваша валовая маржа немного больше нуля. Как вы планируете с этим работать?
Фаундер: Мы вырастим в объеме и маржа увеличится за счет эффекта масштаба.
Инвестор: Ок, давайте построим фин модель и предположим, что клиентов стало в 20 раз больше.
Очень часто в этот момент выясняется, что рост объема продаж не улучшает юнит-экономику так сильно как хотелось бы, и валовой маржи хватает только чтобы покрыть расходы на CAC. Учитывая что на раннем этапе мы мало что знаем об LTV клиентов, то у инвестора возникает риск того что стартап не сможет обеспечить сильную юнит-экономику.
Эта метрика важна для любой бизнес-модели, e-com не исключение.
Какие вопросы я задаю себе когда рассматриваю e-commerce стартап?
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍25❤🔥6❤5🔥4
300 questions to founders.pdf
79.1 KB
Друзья, первым пунктом нашей программы на эфире 20 июля будет вопрос Как дотянуться до целевых инвесторов чтобы провести питч.
На эту тему я недавно сделал пошаговый план. Очень рекомендую скачать через бота если еще не.
Так вот, в пошаговом плане есть шаг № 4. Подготовьте fundraising toolbox.
И один из инструментов в этой коробке - Q&A с инвесторами.
Зачем нужно готовить Q&A заранее, почему бы не отвечать на вопросы инвесторов в момент их появления?
✅ Q&A позволит молниеносно отвечать на вопросы, что вызовет wow-эффект у инвестора
✅ Используя Q&A, переписку с инвесторами от имени фаундера можно делегировать помощнику, это позволит фаундеру сфокусироваться на питчах и развитии бизнеса.
Составить такой список вопросов-ответов можно вместе с опытным инвестором, либо выбрать подходящие вопросы из списка 300, который составил Pawel Maj, Partner @ Warsaw Equity Group, а пошарил Денис Ефремов. Забирайте над постом⬆️
Андрей Резинкин | Money For Startup
На эту тему я недавно сделал пошаговый план. Очень рекомендую скачать через бота если еще не.
Так вот, в пошаговом плане есть шаг № 4. Подготовьте fundraising toolbox.
И один из инструментов в этой коробке - Q&A с инвесторами.
Зачем нужно готовить Q&A заранее, почему бы не отвечать на вопросы инвесторов в момент их появления?
Составить такой список вопросов-ответов можно вместе с опытным инвестором, либо выбрать подходящие вопросы из списка 300, который составил Pawel Maj, Partner @ Warsaw Equity Group, а пошарил Денис Ефремов. Забирайте над постом
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8❤2🔥2
Инвестиции без оценки. А что, так можно было?
Сегодня расскажу о том как можно не определять оценку для своего стартапа, при этом получить чек от инвестора. Ещё и инвестор будет счастлив🥂 .
Как работает обычный SAFE я писал здесь
Сейчас про MFN (Most Favored Nation) SAFE, т.е. SAFE в режиме наибольшего благоприятствования.
MFN SAFE дает инвестору право присоединиться к сделке с лучшими для себя условиями.
Такой SAFE конвертируется в акции стартапа по наименьшей оценке (или cap), которая будет у других инвесторов. Или на других максимально выгодных условиях, которые получили другие инвесторы.
Проще говоря, стартап получает деньги от инвестора сейчас, а условия инвестор получит лучшие из тех что будут у следующих инвесторов. Таким образом вопрос об оценке отпадает. Фаундер согласует её позже с будущими инвесторами, а инвестор в MFN SAFE присоединится к этим условиям сделки.
Например, инвестор 1 вкладывает в стартап через MFN SAFE. Далее фаундер подписывает инвестора 2 через обычный SAFE с cap $15M. А через месяц подписывает инвестора 3 через SAFE с cap $10M . Еще через год стартап дорос до equity round по оценке $20М. В этом момент инвестор 1 получит свои акции на лучших условиях, которые были за весь период, т.е. на условиях инвестора 3 - по оценке $10M. *для простоты все cap и оценки post-money.
Кстати MFN SAFE - стандарт для инвестиций от Y Combinator. Стартап получает $125K, отдавая 7% компании, а еще $375K через MFN SAFE на лучших условиях из возможных.
❗️ Как вы понимаете MFN SAFE штука специфическая, и для стартапа не всегда подходящая.
Поэтому я провел эфир, где рассказал как определить оценку стартапа чтобы обойтись без MFN.
⏺ Запись эфира можно получить через бота @MFS_magnet_bot
Андрей Резинкин | Money For Startup
Сегодня расскажу о том как можно не определять оценку для своего стартапа, при этом получить чек от инвестора. Ещё и инвестор будет счастлив
Как работает обычный SAFE я писал здесь
Сейчас про MFN (Most Favored Nation) SAFE, т.е. SAFE в режиме наибольшего благоприятствования.
MFN SAFE дает инвестору право присоединиться к сделке с лучшими для себя условиями.
Такой SAFE конвертируется в акции стартапа по наименьшей оценке (или cap), которая будет у других инвесторов. Или на других максимально выгодных условиях, которые получили другие инвесторы.
Проще говоря, стартап получает деньги от инвестора сейчас, а условия инвестор получит лучшие из тех что будут у следующих инвесторов. Таким образом вопрос об оценке отпадает. Фаундер согласует её позже с будущими инвесторами, а инвестор в MFN SAFE присоединится к этим условиям сделки.
Например, инвестор 1 вкладывает в стартап через MFN SAFE. Далее фаундер подписывает инвестора 2 через обычный SAFE с cap $15M. А через месяц подписывает инвестора 3 через SAFE с cap $10M . Еще через год стартап дорос до equity round по оценке $20М. В этом момент инвестор 1 получит свои акции на лучших условиях, которые были за весь период, т.е. на условиях инвестора 3 - по оценке $10M. *для простоты все cap и оценки post-money.
Кстати MFN SAFE - стандарт для инвестиций от Y Combinator. Стартап получает $125K, отдавая 7% компании, а еще $375K через MFN SAFE на лучших условиях из возможных.
Поэтому я провел эфир, где рассказал как определить оценку стартапа чтобы обойтись без MFN.
Андрей Резинкин | Money For Startup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥7👍4❤3🔥1