💼 Распределение долей пропорционально капитализации
Все гениальное просто: чем крупнее компания - тем больше ей долю выделяем в портфеле.
Очевидный плюс: не надо следить за долями компаний и выполнять ребалансировку. Вслед за изменениями рыночной стоимости акций компании будет меняться ее капитализация, и, как следствие, плановая доля в итоговом портфеле.
Если смотреть стратегию в контексте трех аспектов Доходность, Риск, Диверсификация, то у меня сложилось такое впечатление, что в этом подходе вообще не уделяется внимание максимизации доходности.
Риски здесь тоже как-то отдельно не выделяются, но по смыслу можно предположить, что основной риск, который решается этой стратегией - отставание от среднерыночных результатов.
Если мы покупаем все компании пропорционально их участию в общем результате, то на выходе и получим этот самый общий результат.
А судя по статистике прошлых данных, в этом случае мы уже обойдем 80% инвесторов (но это не точно).
Диверсификация здесь будет максимально возможная, так как мы включаем в портфель вообще все бизнесы, которые нам подходят.
Среди минусов я бы выделил отсутствие защиты от "пузырей" на фондовом рынке. При чем негативное проявление возможных "пузырей" на итоговый результат будет максимальным: ведь чем сильнее пузырь надуется, тем бОльшую долю он будет занимать в портфеле.
И второй минус: микродоли компаний. Есть ли смысл размазывать 1% портфеля на пару десятков компаний с долями 0,1-0,01%?
Для снижения влияния этих минусов можно добавить ограничения на максимальную и/или минимальную долю эмитента или даже всего сектора экономики, чтобы иметь хоть какую-то защиту от "пузырей" и необходимости учета мизерных долей компаний.
Примерами таких портфелей могут служить большинство биржевых индексов (SP500, iMOEX).
А моя шальная идея с покупкой одной миллионной доли всех акций каждой компании - это прям эталонный пример (писал про идею тут)
Вывод
Для себя я принял необходимым учитывать капитализацию компаний при выделении долей в портфеле, потому что лично для меня "размер имеет значение".
Обязательно буду использовать ограничения доли одной компании как сверху, так и снизу (это чтобы сильно не мельчить). И про диверсификацию по секторам тоже нужно не забыть.
#стратегия2025
Все гениальное просто: чем крупнее компания - тем больше ей долю выделяем в портфеле.
Очевидный плюс: не надо следить за долями компаний и выполнять ребалансировку. Вслед за изменениями рыночной стоимости акций компании будет меняться ее капитализация, и, как следствие, плановая доля в итоговом портфеле.
Если смотреть стратегию в контексте трех аспектов Доходность, Риск, Диверсификация, то у меня сложилось такое впечатление, что в этом подходе вообще не уделяется внимание максимизации доходности.
Риски здесь тоже как-то отдельно не выделяются, но по смыслу можно предположить, что основной риск, который решается этой стратегией - отставание от среднерыночных результатов.
Если мы покупаем все компании пропорционально их участию в общем результате, то на выходе и получим этот самый общий результат.
А судя по статистике прошлых данных, в этом случае мы уже обойдем 80% инвесторов (но это не точно).
Диверсификация здесь будет максимально возможная, так как мы включаем в портфель вообще все бизнесы, которые нам подходят.
Среди минусов я бы выделил отсутствие защиты от "пузырей" на фондовом рынке. При чем негативное проявление возможных "пузырей" на итоговый результат будет максимальным: ведь чем сильнее пузырь надуется, тем бОльшую долю он будет занимать в портфеле.
И второй минус: микродоли компаний. Есть ли смысл размазывать 1% портфеля на пару десятков компаний с долями 0,1-0,01%?
Для снижения влияния этих минусов можно добавить ограничения на максимальную и/или минимальную долю эмитента или даже всего сектора экономики, чтобы иметь хоть какую-то защиту от "пузырей" и необходимости учета мизерных долей компаний.
Примерами таких портфелей могут служить большинство биржевых индексов (SP500, iMOEX).
А моя шальная идея с покупкой одной миллионной доли всех акций каждой компании - это прям эталонный пример (писал про идею тут)
Вывод
Для себя я принял необходимым учитывать капитализацию компаний при выделении долей в портфеле, потому что лично для меня "размер имеет значение".
Обязательно буду использовать ограничения доли одной компании как сверху, так и снизу (это чтобы сильно не мельчить). И про диверсификацию по секторам тоже нужно не забыть.
#стратегия2025
Telegram
Рациональный подход | Инвестиции
💥 Рубрика "А что если?"
Немного фактов:
🔸 Всего акций ПАО "Группа Черкизово": 42,2 млн.
🔸 У меня акций в портфеле: 41 штука.
Я владею почти что одной миллионной долей компании 😎
Другими словами, с каждой 1000 рублей прибыли компании примерно 0,1 копейки…
Немного фактов:
🔸 Всего акций ПАО "Группа Черкизово": 42,2 млн.
🔸 У меня акций в портфеле: 41 штука.
Я владею почти что одной миллионной долей компании 😎
Другими словами, с каждой 1000 рублей прибыли компании примерно 0,1 копейки…
1👍4🤔4🔥2
💼 В продолжение темы распределения долей акций по капитализации
Подвидом этого подхода можно считать выделение доли пропорционально общей стоимости акций, находящихся в свободном обращении (доля free-float).
Например, у Лукойла доля free-float 55% при общей рыночной капитализации в 5 трлн.
А у ГазпромНефти - 4,3% при капе 2,9 трлн.
Если считать доли по всей капитализации, то Лукойла будет в 1,72 раза больше в портфеле, чем Газпромнефти, а если считать по freefloat, то в 21,6 раза.
Я специально взял компании из одного сектора и с очень большим разрывом в коэффициенте free-float, чтобы показать различие.
В индексе Мосбиржи доли считаются по free-float, поэтому под Лукойл там отведено 13,44%, а Газпромнефть вообще не входит в индекс. Собственно, это одна из тех причин, почему я не следую индексу МосБиржи (не потому что там нет Газпромнефти, а потому что доли считают только по free-float).
Почему индексы считаются только по акциям, находящимся в свободном обращении, я понимаю: чтобы снизить риски.
Меньше free-float = > меньше ликвидность => больше волатильность.
То есть и здесь главным риском приняли рыночные колебания, которые мне до лампочки (по крайне мере пока я нахожусь в стадии накопления Капитала).
Еще в книжках пишут, что низкий free-float говорит о том, что там может сидеть какой-то мажоритарий, который не очень дружественно относится к миноритарным акционерам, поэтому такие акции лучше избегать.
Однако, лично я не считаю, что эта связь обязательно есть. Нехорошее отношение к миноритариям может быть и при высоком free-float. За примерами далеко ходить не надо: Polymetal (75% free float) и Globaltrans (56%).
Короче, я как не использовал коэффициент free-float в своей стратегии, так и не планирую его использовать. При расчете долей акций буду учитывать всю капитализацию всех выпущенных акций.
Там есть некоторые сложности с опционами и ЦФА, но пока что это явление носит единичный характер и в очень небольшом количестве, поэтому этим влиянием я решил пренебречь
#стратегия2025
Подвидом этого подхода можно считать выделение доли пропорционально общей стоимости акций, находящихся в свободном обращении (доля free-float).
Например, у Лукойла доля free-float 55% при общей рыночной капитализации в 5 трлн.
А у ГазпромНефти - 4,3% при капе 2,9 трлн.
Если считать доли по всей капитализации, то Лукойла будет в 1,72 раза больше в портфеле, чем Газпромнефти, а если считать по freefloat, то в 21,6 раза.
Я специально взял компании из одного сектора и с очень большим разрывом в коэффициенте free-float, чтобы показать различие.
В индексе Мосбиржи доли считаются по free-float, поэтому под Лукойл там отведено 13,44%, а Газпромнефть вообще не входит в индекс. Собственно, это одна из тех причин, почему я не следую индексу МосБиржи (не потому что там нет Газпромнефти, а потому что доли считают только по free-float).
Почему индексы считаются только по акциям, находящимся в свободном обращении, я понимаю: чтобы снизить риски.
Меньше free-float = > меньше ликвидность => больше волатильность.
То есть и здесь главным риском приняли рыночные колебания, которые мне до лампочки (по крайне мере пока я нахожусь в стадии накопления Капитала).
Еще в книжках пишут, что низкий free-float говорит о том, что там может сидеть какой-то мажоритарий, который не очень дружественно относится к миноритарным акционерам, поэтому такие акции лучше избегать.
Однако, лично я не считаю, что эта связь обязательно есть. Нехорошее отношение к миноритариям может быть и при высоком free-float. За примерами далеко ходить не надо: Polymetal (75% free float) и Globaltrans (56%).
Короче, я как не использовал коэффициент free-float в своей стратегии, так и не планирую его использовать. При расчете долей акций буду учитывать всю капитализацию всех выпущенных акций.
Там есть некоторые сложности с опционами и ЦФА, но пока что это явление носит единичный характер и в очень небольшом количестве, поэтому этим влиянием я решил пренебречь
#стратегия2025
👍12
💰 Подал заявку на долларовые облигации СИБУР
На укреплении рубля такие бумаги покупать считаю весьма разумным решением. Планирую довести долю квазивалютных и замещающих облигаций до 50% от всего портфеля долговых бумаг. Правда вряд ли это будет в ближайшей перспективе, зависит от свободного денежного потока.
Купон по бумаге обещают 10%, но я думаю, что будет такой же как у Новатэка (9,4%).
В заявке указал "купить при любом купоне", куплю только 3 штуки. Если заработок по итогам месяца будет хорошим, то на вторичке еще немного докуплю.
На укреплении рубля такие бумаги покупать считаю весьма разумным решением. Планирую довести долю квазивалютных и замещающих облигаций до 50% от всего портфеля долговых бумаг. Правда вряд ли это будет в ближайшей перспективе, зависит от свободного денежного потока.
Купон по бумаге обещают 10%, но я думаю, что будет такой же как у Новатэка (9,4%).
В заявке указал "купить при любом купоне", куплю только 3 штуки. Если заработок по итогам месяца будет хорошим, то на вторичке еще немного докуплю.
1🔥4👍3
💼 Изменения в портфеле акций
⛔ Исключил из портфеля дивидендных коровок
1. Пермэнергосбыт.
Стабильные и предсказуемые дивиденды, но из-за малой ликвидности акций, они сильно волатильны, и я на этом умудрился сыграть себе в прибыль.
Еще в этих акциях есть спред между префами и обычкой, который иногда исчезает, а иногда появляется. С учетом, что дивы одинаковые, то можно туда-сюда перекладываться, наращивая количество бумаг. И такой фигней я тоже маялся).
Моя средняя по ним вышла аж 90,67 рублей за бумагу (текущая цена на бирже около 260 рублей).
Прикола ради посчитал итоговую доходность (XIRR) за вычетом всех налогов и комиссий, получились сумасшедшие 64% годовых 🫣.
Общие вложения: 35138 рублей.
Дивидендами получено: 21212 руб (налоги вычтены).
С продажи получено: 99408 руб.
Бывает и так. Наверно, пора открывать канал с платными сигналами (сарказм).
2.🔌 Префы Ленэнерго
10% от прибыли по РСБУ идет на выплату дивов по префам. Есть прибыль = будут дивы. Очень понятно, предсказуемо, стабильно (с учетом сферы бизнеса). Но надолго ли? До 2028-го года, как говорит инвестиционная программа компании. Мои инвестиционные горизонты все-таки сильно дальше. Да и в принципе: дивиденды это, конечно, хорошо, но на данном этапе мне все же лучше рост Капитала, а не денежные выплаты (налоги, комиссии и пр.)
XIRR здесь еще выше (80% годовых), потому что я очень удачно закотлетил в 2022-м году на общей панике, и удачно же вышел перед дивами в 2023-м году (писал ранее). Дальше у меня эти акции в портфеле просто числились, но по факту я ими не владел.
➕ Новички в портфеле - строительный сектор.
1.🏠 Самолет - пока плановая доля 2%.
2.🏠 ЛСР - плановая доля 2%
3.🏠 ПИК - плановая доля 1%
Когда я формировал портфель в прошлый раз, на дворе был конец 2020-го - начало 2021-го года. Льготная ипотека набирала обороты, и застройщиков я посчитал переоцененными.
Сейчас ставка высокая, льготную ипотеку порезали, и я считаю застройщиков сильно недооцененными.
Выбирать одного лучшего не вижу смысла, добавил трех самых именитых.
Общие мысли
Деньги, полученные с продажи исключенных компаний, идут в раздел "КЭШ" (фонд "Ликвидность"), далее оттуда будут распределены согласно стратегии.
Отдельно отмечу, что удалось избежать налоговых последствий продажи акций в плюс: Пермэнергосбыт я продал на ИИСе, Ленэнерго продавал до дивидендов и засальдировал прибыль бумажным убытком от Газпрома (продал в минус, откупил назад).
"Всегда думайте о налогах" (с)
#стратегия2025
⛔ Исключил из портфеля дивидендных коровок
1. Пермэнергосбыт.
Стабильные и предсказуемые дивиденды, но из-за малой ликвидности акций, они сильно волатильны, и я на этом умудрился сыграть себе в прибыль.
Еще в этих акциях есть спред между префами и обычкой, который иногда исчезает, а иногда появляется. С учетом, что дивы одинаковые, то можно туда-сюда перекладываться, наращивая количество бумаг. И такой фигней я тоже маялся).
Моя средняя по ним вышла аж 90,67 рублей за бумагу (текущая цена на бирже около 260 рублей).
Прикола ради посчитал итоговую доходность (XIRR) за вычетом всех налогов и комиссий, получились сумасшедшие 64% годовых 🫣.
Общие вложения: 35138 рублей.
Дивидендами получено: 21212 руб (налоги вычтены).
С продажи получено: 99408 руб.
Бывает и так. Наверно, пора открывать канал с платными сигналами (сарказм).
2.
10% от прибыли по РСБУ идет на выплату дивов по префам. Есть прибыль = будут дивы. Очень понятно, предсказуемо, стабильно (с учетом сферы бизнеса). Но надолго ли? До 2028-го года, как говорит инвестиционная программа компании. Мои инвестиционные горизонты все-таки сильно дальше. Да и в принципе: дивиденды это, конечно, хорошо, но на данном этапе мне все же лучше рост Капитала, а не денежные выплаты (налоги, комиссии и пр.)
XIRR здесь еще выше (80% годовых), потому что я очень удачно закотлетил в 2022-м году на общей панике, и удачно же вышел перед дивами в 2023-м году (писал ранее). Дальше у меня эти акции в портфеле просто числились, но по факту я ими не владел.
➕ Новички в портфеле - строительный сектор.
1.
2.
3.
Когда я формировал портфель в прошлый раз, на дворе был конец 2020-го - начало 2021-го года. Льготная ипотека набирала обороты, и застройщиков я посчитал переоцененными.
Сейчас ставка высокая, льготную ипотеку порезали, и я считаю застройщиков сильно недооцененными.
Выбирать одного лучшего не вижу смысла, добавил трех самых именитых.
Общие мысли
Деньги, полученные с продажи исключенных компаний, идут в раздел "КЭШ" (фонд "Ликвидность"), далее оттуда будут распределены согласно стратегии.
Отдельно отмечу, что удалось избежать налоговых последствий продажи акций в плюс: Пермэнергосбыт я продал на ИИСе, Ленэнерго продавал до дивидендов и засальдировал прибыль бумажным убытком от Газпрома (продал в минус, откупил назад).
"Всегда думайте о налогах" (с)
#стратегия2025
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Рациональный подход | Инвестиции
💼 Затянувшийся спекуляционный эксперимент с дивидендными отсечками
Примерно 1,5 года назад я решил провести эксперимент: не уходить под дивидендную отсечку по акциям, которые я посчитал излишне разогнанными в цене.
Это было в 2023-м году, и таких компаний…
Примерно 1,5 года назад я решил провести эксперимент: не уходить под дивидендную отсечку по акциям, которые я посчитал излишне разогнанными в цене.
Это было в 2023-м году, и таких компаний…
👍16
💼 Еженедельные покупки
Ключевое событие недели - официальное подтверждение начала переговоров. Ну как вам покупать на растущем рынке?
Лично мне гораздо тяжелее покупать что-то дороже, чем в прошлый раз. Однако, это не повод отступать от своей стратегии.
Продолжаю пересмотр состава портфеля: исключено уже 5 эмитентов, добавлено 7 новых.
Покупки акций:
🔸 Самолет 5 шт: фактическая доля - 0,13%, плановая доля - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,09%, план - 2%
🔸 ПИК 5 шт: факт - 0,08%, план - 1%
🔸 НЛМК 70 шт: факт - 0,31%, план - 2%
🔸 Роснефть 37 шт: факт - 0,61%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 НОВАТЭК-USD
🔸 ОФЗ 26240
__
Сумма покупок на неделе: ~82,8 тыс. руб
Ключевое событие недели - официальное подтверждение начала переговоров. Ну как вам покупать на растущем рынке?
Лично мне гораздо тяжелее покупать что-то дороже, чем в прошлый раз. Однако, это не повод отступать от своей стратегии.
Продолжаю пересмотр состава портфеля: исключено уже 5 эмитентов, добавлено 7 новых.
Покупки акций:
🔸 Самолет 5 шт: фактическая доля - 0,13%, плановая доля - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,09%, план - 2%
🔸 ПИК 5 шт: факт - 0,08%, план - 1%
🔸 НЛМК 70 шт: факт - 0,31%, план - 2%
🔸 Роснефть 37 шт: факт - 0,61%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 НОВАТЭК-USD
RU000A10AUX8 - 3 шт: ААА; 3 года; 9,4% купон🔸 ОФЗ 26240
SU26240RMFS0 - 11 шт: ААА; 1 лет; 15,4% к погашению__
Сумма покупок на неделе: ~82,8 тыс. руб
🔥17
📈 Старт торгов расписками Русагро: подумаем о налогах
Сегодня на МосБирже начались торги акциями нового ПАО "Группа "Русагро". Продавцов в стакане пока что нет, но, думаю, это временно.
На старую расписку ROS AGRO PLC было начислено по 7,0135 акций ПАО "Группа "Русагро". У меня было 200 расписок, дали 1403 акции.
Основной подводный камень этого обмена: налоги.
Налогооблагаемая база будет считаться по формуле:
цена продажи 1 акции Русагро – (цена покупки 1 ГДР / 7.0135 шт акций Русагро * 10,94%
*коэффициент 10,94% - это доля ПАО "Группа "Русагро" в балансовой стоимости ROS AGRO PLC по отчетности за 2021-й год.
Пример на моих цифрах:
🔸 Средняя цена покупки одной ГДР: 910 руб.
🔸 Цена продажи акции пусть 216 рублей (текущая цена).
🔸 Получу с продажи: ~303 тыс. руб.
🔸 Налогооблагаемая база: ~283 тыс руб.
🔸 НДФЛ 13% от налогооблагаемой базы: 36,8 тыс руб.
Если прикинуть, что мои затраты на приобретение ГДР составили ~182 тыс. руб, то я заплачу 36,8 тыс руб налогов с прибыли в 121 тыс.
Второй момент: в срок ЛДВ не будет засчитываться время владения расписками. А значит продавать эти новенькие акции лучше после 2028-го года (а перед этим желательно уточнить точную дату поступления акций на счет).
Не то, чтобы я прям собирался их продавать, просто в рамках перетряхивания портфеля я стал обращать больше внимания на налоговые последствия ребалансировок.
И в такие моменте все чаще на ум приходит ИИС-3 с его освобождением от налогов до 30 млн прибыли по счету.
P. S. "Всегда думайте о налогах" (с)
Сегодня на МосБирже начались торги акциями нового ПАО "Группа "Русагро". Продавцов в стакане пока что нет, но, думаю, это временно.
На старую расписку ROS AGRO PLC было начислено по 7,0135 акций ПАО "Группа "Русагро". У меня было 200 расписок, дали 1403 акции.
Основной подводный камень этого обмена: налоги.
Налогооблагаемая база будет считаться по формуле:
цена продажи 1 акции Русагро – (цена покупки 1 ГДР / 7.0135 шт акций Русагро * 10,94%
*коэффициент 10,94% - это доля ПАО "Группа "Русагро" в балансовой стоимости ROS AGRO PLC по отчетности за 2021-й год.
Пример на моих цифрах:
🔸 Средняя цена покупки одной ГДР: 910 руб.
🔸 Цена продажи акции пусть 216 рублей (текущая цена).
🔸 Получу с продажи: ~303 тыс. руб.
🔸 Налогооблагаемая база: ~283 тыс руб.
🔸 НДФЛ 13% от налогооблагаемой базы: 36,8 тыс руб.
Если прикинуть, что мои затраты на приобретение ГДР составили ~182 тыс. руб, то я заплачу 36,8 тыс руб налогов с прибыли в 121 тыс.
Второй момент: в срок ЛДВ не будет засчитываться время владения расписками. А значит продавать эти новенькие акции лучше после 2028-го года (а перед этим желательно уточнить точную дату поступления акций на счет).
Не то, чтобы я прям собирался их продавать, просто в рамках перетряхивания портфеля я стал обращать больше внимания на налоговые последствия ребалансировок.
И в такие моменте все чаще на ум приходит ИИС-3 с его освобождением от налогов до 30 млн прибыли по счету.
P. S. "Всегда думайте о налогах" (с)
👍10
💼 Распределение долей между акциями в портфеле
Продолжаю серию публикаций на эту тему. Ранее уже кратко рассмотрел портфельную теорию Марковица и расчет долей пропорционально капитализации компаний. Сегодня хочу поговорить о третьем способе расчета долей: по потенциальной доходности. Рассматривать буду по тем же трем аспектам, что и другие подходы:
1) максимизация доходности
2) снижение рисков
3) диверсификация.
Идея простая: сначала по каким-то критериям выполняется прогноз стоимости активов (+денежного потока с них) на каком-то временном промежутке.
Далее считается потенциальная доходность (ПД) по каждому активу, а доли в портфеле выделяются согласно рассчитанной ПД: чем она выше, тем больше доля.
Очевидно, что для максимизации доходности в портфель нужно включить только один актив с самой большой ПД.
Интересно, что некоторые особо рисковые парни реально так делают, например компания MicroStrategy в своих активах имеет только Биткоины на несколько млрд долларов.
Риск здесь очевиден: можно ошибиться в расчетах с ПД, и вместо планируемых иксов получить нулевой прирост, либо вообще отрицательный. Чтобы снизить этот риск, в портфель добавляют несколько активов с максимальными расчетными ПД.
Другими словами, мерой риска, здесь будет неполучение расчетной доходности, а защитой от риска - более широкая диверсификация.
Чем шире диверсифицирован портфель (больше эмитентов), тем менее он рискован и, как следствие, менее доходен (каждый добавляемый в портфель эмитент будет иметь меньшую ПД, чем уже добавленные).
Среди минусов этого подхода стоит выделить большие транзакционные издержки для поддержания портфеля в актуальном состоянии. Расчетная ПД зависит от цены на актив, а цены меняются буквально каждый день. Соответственно, при изменении цен происходит пересчет ПД каждого эмитента с последующим пересмотром долей и, следовательно, ребалансировка.
Использование этого подхода в том или ином виде - идеальная ситуация для брокера, который живет с комиссий от сделок своих клиентов.
Примерами портфелей, построенных по этому принципу, являются все активно управляемые фонды. И если принцип работы у таких фондов одинаков, то вот методы расчеты потенциальной доходности могут отличаться кардинально: от технического анализа до прогноза показателей работы бизнеса.
Счета активных трейдеров тоже можно считать примерами таких портфелей: на каждую сделку выделяется определенный процент средств, который зависит от соотношения Profit/Lose (та же ПД по сути). Чем выше Profit/Lose, тем больше средств на сделку выделяет трейдер.
Интересно, что в зависимости от выбора методики расчета потенциала конкретной бумаги итоговое действие с ней может быть прямо противоположным. Любая сделка на бирже заключается между контрагентами с прямо противоположными мнениями.
Как говорится, чтобы я купил Газпром по 120 рублей, нужно чтобы кто-то его мне продал. И мы оба будем считать эту сделку выгодной, а контрагента по ней - дураком. Но это я уже немного отвлекся от темы статьи.
Итак, выводы лично для себя (не ИИР!):
1. Обязательно буду учитывать ПД при расчете доли эмитента в портфеле.
2. Самостоятельно считать ПД по каждому эмитенту не буду, это слишком высокие трудозатраты, которые не окупятся на моем портфеле.
3. Возьму готовую модель прогнозирования от УК Арсагера и использую ее результаты в своих расчетах, наряду с рыночной капитализацией (этот пункт раскрою подробно в одной из следующих публикаций).
Чем выше ПД и Капитализация, тем больше будет доля эмитента.
#стратегия2025
Продолжаю серию публикаций на эту тему. Ранее уже кратко рассмотрел портфельную теорию Марковица и расчет долей пропорционально капитализации компаний. Сегодня хочу поговорить о третьем способе расчета долей: по потенциальной доходности. Рассматривать буду по тем же трем аспектам, что и другие подходы:
1) максимизация доходности
2) снижение рисков
3) диверсификация.
Идея простая: сначала по каким-то критериям выполняется прогноз стоимости активов (+денежного потока с них) на каком-то временном промежутке.
Далее считается потенциальная доходность (ПД) по каждому активу, а доли в портфеле выделяются согласно рассчитанной ПД: чем она выше, тем больше доля.
Очевидно, что для максимизации доходности в портфель нужно включить только один актив с самой большой ПД.
Интересно, что некоторые особо рисковые парни реально так делают, например компания MicroStrategy в своих активах имеет только Биткоины на несколько млрд долларов.
Риск здесь очевиден: можно ошибиться в расчетах с ПД, и вместо планируемых иксов получить нулевой прирост, либо вообще отрицательный. Чтобы снизить этот риск, в портфель добавляют несколько активов с максимальными расчетными ПД.
Другими словами, мерой риска, здесь будет неполучение расчетной доходности, а защитой от риска - более широкая диверсификация.
Чем шире диверсифицирован портфель (больше эмитентов), тем менее он рискован и, как следствие, менее доходен (каждый добавляемый в портфель эмитент будет иметь меньшую ПД, чем уже добавленные).
Среди минусов этого подхода стоит выделить большие транзакционные издержки для поддержания портфеля в актуальном состоянии. Расчетная ПД зависит от цены на актив, а цены меняются буквально каждый день. Соответственно, при изменении цен происходит пересчет ПД каждого эмитента с последующим пересмотром долей и, следовательно, ребалансировка.
Использование этого подхода в том или ином виде - идеальная ситуация для брокера, который живет с комиссий от сделок своих клиентов.
Примерами портфелей, построенных по этому принципу, являются все активно управляемые фонды. И если принцип работы у таких фондов одинаков, то вот методы расчеты потенциальной доходности могут отличаться кардинально: от технического анализа до прогноза показателей работы бизнеса.
Счета активных трейдеров тоже можно считать примерами таких портфелей: на каждую сделку выделяется определенный процент средств, который зависит от соотношения Profit/Lose (та же ПД по сути). Чем выше Profit/Lose, тем больше средств на сделку выделяет трейдер.
Интересно, что в зависимости от выбора методики расчета потенциала конкретной бумаги итоговое действие с ней может быть прямо противоположным. Любая сделка на бирже заключается между контрагентами с прямо противоположными мнениями.
Как говорится, чтобы я купил Газпром по 120 рублей, нужно чтобы кто-то его мне продал. И мы оба будем считать эту сделку выгодной, а контрагента по ней - дураком. Но это я уже немного отвлекся от темы статьи.
Итак, выводы лично для себя (не ИИР!):
1. Обязательно буду учитывать ПД при расчете доли эмитента в портфеле.
2. Самостоятельно считать ПД по каждому эмитенту не буду, это слишком высокие трудозатраты, которые не окупятся на моем портфеле.
3. Возьму готовую модель прогнозирования от УК Арсагера и использую ее результаты в своих расчетах, наряду с рыночной капитализацией (этот пункт раскрою подробно в одной из следующих публикаций).
Чем выше ПД и Капитализация, тем больше будет доля эмитента.
#стратегия2025
Telegram
Рациональный подход | Инвестиции
💼 Портфельная теория Марковица
Это первое, что всплывает в памяти при упоминании задачи "Распределение активов в портфеле".
В этой теории в качестве базы для расчетов используются данные о ценах на активы в прошлом. По ним считают историческую доходность…
Это первое, что всплывает в памяти при упоминании задачи "Распределение активов в портфеле".
В этой теории в качестве базы для расчетов используются данные о ценах на активы в прошлом. По ним считают историческую доходность…
🤔3👍2🔥1
📑 Обновление таблицы учета долей акций: версия 2.0
Придумал, как уменьшить ошибки в таблице и получать по ней более актуальные данные.
1. Ключевой апдейт таблицы заключается в изменении способа получения данных о ценах на активы.
В старой таблице использовалась функция IMPORTXML для каждой ячейки. Это периодически приводило к ошибкам, особенно если на одном листе было очень много ячеек с этой функцией (много запросов = зло).
В новой версии данные по акциям и облигациям выгружаются одной функцией IMPORTRANGE на отдельный лист, далее можно эти данные использовать на любых других листах с помощью стандартного VLOOKUP (ВПР).
2. Второй апдейт связан с актуальностью данных.
Функция IMPORTRANGE тянет таблицу с данными по акциям и облигациям с другой рабочей книги, в которой раз в час запускается написанный мною скрипт, подтягивающий свежие данные с МосБиржи.
Другими словами: если раньше в таблице отображались вчерашние цены (задержка сутки), то теперь будут отображаться с задержкой примерно в 1 час.
Кстати, эту формулу Вы можете использовать в любых своих гугл-таблицах, выгружая данные о бумагах на отдельный лист (кликните по формуле, чтобы скопировать её в буфер обмена, бесплатно, без регистрации и смс):
3. Состав моего портфеля
Внес в шаблон текущие данные по составу своего портфеля, планирую дальше учет вести в этом шаблоне, чтобы в любой момент времени Вы могли посмотреть, что там у меня в портфеле (правда я так до конца и не понял, в чем польза этой информации)
Ссылка на видео с объяснением структуры таблицы и сделанных изменений: https://youtu.be/tWxnjI9khy4
Ссылка на шаблон таблицы (и мой портфель): https://docs.google.com/spreadsheets/d/1JYfiADEoqPU-seUDorggS0uJAXk2r1H9Wemgt721BuM
Придумал, как уменьшить ошибки в таблице и получать по ней более актуальные данные.
1. Ключевой апдейт таблицы заключается в изменении способа получения данных о ценах на активы.
В старой таблице использовалась функция IMPORTXML для каждой ячейки. Это периодически приводило к ошибкам, особенно если на одном листе было очень много ячеек с этой функцией (много запросов = зло).
В новой версии данные по акциям и облигациям выгружаются одной функцией IMPORTRANGE на отдельный лист, далее можно эти данные использовать на любых других листах с помощью стандартного VLOOKUP (ВПР).
2. Второй апдейт связан с актуальностью данных.
Функция IMPORTRANGE тянет таблицу с данными по акциям и облигациям с другой рабочей книги, в которой раз в час запускается написанный мною скрипт, подтягивающий свежие данные с МосБиржи.
Другими словами: если раньше в таблице отображались вчерашние цены (задержка сутки), то теперь будут отображаться с задержкой примерно в 1 час.
Кстати, эту формулу Вы можете использовать в любых своих гугл-таблицах, выгружая данные о бумагах на отдельный лист (кликните по формуле, чтобы скопировать её в буфер обмена, бесплатно, без регистрации и смс):
=IMPORTRANGE("https://docs.google.com/spreadsheets/d/10ulca0xKfY9cVFNRj8KSQPAWTeGaqTgEwadfaACo2aQ"; "prices!A1:K10000")3. Состав моего портфеля
Внес в шаблон текущие данные по составу своего портфеля, планирую дальше учет вести в этом шаблоне, чтобы в любой момент времени Вы могли посмотреть, что там у меня в портфеле (правда я так до конца и не понял, в чем польза этой информации)
Ссылка на видео с объяснением структуры таблицы и сделанных изменений: https://youtu.be/tWxnjI9khy4
Ссылка на шаблон таблицы (и мой портфель): https://docs.google.com/spreadsheets/d/1JYfiADEoqPU-seUDorggS0uJAXk2r1H9Wemgt721BuM
Google Docs
Таблица для учета долей компаний 2.0
👍19
💼 Как считать потенциальную доходность акций?
Итак, в прошлый раз я остановил свой рассказ на том, что решил при расчете долей компаний в портфеле акций учитывать капитализацию и потенциальную доходность.
1) Капитализация считается по одной общеизвестной формуле: количество акций в штуках умножить на цену одной акции.
2) С потенциальной доходностью все сложнее. Методик расчета потенциальной доходности существует столько же, сколько людей, пытавшихся ее создать.
Весь прикол в том, что при одних и тех же известных фактах о компании и ее акциях, одна методика будет рекомендовать акцию покупать, а другая - продавать.
Любая такая методика - это лишь субъективное мнение, которое основано на каких-то умозаключениях (тоже субъективных).
Из всего разнообразия подходов я решил выбрать методику, которая основывается на понятных мне умозаключениях (с которыми я согласен), и у которой более менее прозрачен путь получения итогового значения ПД исходя из этих субъективных умозаключений.
Я читал много книжек, смотрел много обучающих (и не очень) видео, которые рассказывали о тех или иных подходах к определению потенциальной доходности акций.
Наиболее близкой к моим взглядам на инвестиции можно считать методику УК "Арсагера".
Если не знакомы с их подходом, то можете прочитать их книжку (скачать) и посмотреть курс видео-лекций (плейлист на Ютубе)
Почему именно УК Арсагера?
1) Наиболее прозрачная и целостная модель
2) Расчет прогнозов на 3 года, а не "наш таргет цены на горизонте года"
3) В методике идет именно расчет ПД, а не прикидывание будущей цены на глазок по круглым цифрам.
Если они такие крутые, то почему просто не покупать паи их фондов?
1) они могут ошибаться, также, как и все, кто пытается прогнозировать будущее
2) мне нравится их прогнозная модель, но не совсем нравится алгоритм составления портфеля (буду изобретать велосипед)
3) даже если я сейчас решу перейти на их фонды, то такая кардинальная смена стратегии будет иметь серьезные налоговые последствия для меня. Ведь у меня много бумаг имеют бумажную прибыль, а время для ЛДВ ещё не прошло.
Что дальше?
А дальше самое интересное. Буду скрещивать два подхода расчета доли компании в портфеле: по капитализации и по потенциальной доходности.
Пока что скрестить "бульдога с носорогом" вообще не получается.
#стратегия2025
Итак, в прошлый раз я остановил свой рассказ на том, что решил при расчете долей компаний в портфеле акций учитывать капитализацию и потенциальную доходность.
1) Капитализация считается по одной общеизвестной формуле: количество акций в штуках умножить на цену одной акции.
2) С потенциальной доходностью все сложнее. Методик расчета потенциальной доходности существует столько же, сколько людей, пытавшихся ее создать.
Весь прикол в том, что при одних и тех же известных фактах о компании и ее акциях, одна методика будет рекомендовать акцию покупать, а другая - продавать.
Любая такая методика - это лишь субъективное мнение, которое основано на каких-то умозаключениях (тоже субъективных).
Из всего разнообразия подходов я решил выбрать методику, которая основывается на понятных мне умозаключениях (с которыми я согласен), и у которой более менее прозрачен путь получения итогового значения ПД исходя из этих субъективных умозаключений.
Я читал много книжек, смотрел много обучающих (и не очень) видео, которые рассказывали о тех или иных подходах к определению потенциальной доходности акций.
Наиболее близкой к моим взглядам на инвестиции можно считать методику УК "Арсагера".
Если не знакомы с их подходом, то можете прочитать их книжку (скачать) и посмотреть курс видео-лекций (плейлист на Ютубе)
Почему именно УК Арсагера?
1) Наиболее прозрачная и целостная модель
2) Расчет прогнозов на 3 года, а не "наш таргет цены на горизонте года"
3) В методике идет именно расчет ПД, а не прикидывание будущей цены на глазок по круглым цифрам.
Если они такие крутые, то почему просто не покупать паи их фондов?
1) они могут ошибаться, также, как и все, кто пытается прогнозировать будущее
2) мне нравится их прогнозная модель, но не совсем нравится алгоритм составления портфеля (буду изобретать велосипед)
3) даже если я сейчас решу перейти на их фонды, то такая кардинальная смена стратегии будет иметь серьезные налоговые последствия для меня. Ведь у меня много бумаг имеют бумажную прибыль, а время для ЛДВ ещё не прошло.
Что дальше?
А дальше самое интересное. Буду скрещивать два подхода расчета доли компании в портфеле: по капитализации и по потенциальной доходности.
Пока что скрестить "бульдога с носорогом" вообще не получается.
#стратегия2025
YouTube
Лекториум об инвестировании
Инвестиции от А до Я: почему инвестиции необходимы, когда стоит начинать, какие инструменты выбирать, как инвестировать и как оценивать результат и мн. др.
👍14🔥3
💼 Еженедельные покупки
На этой неделе весь новостной фон опять забит геополитикой, а я опять все пропускаю, потому что был погружен в решение математической задачи распределения долей компаний в портфеле.
В гугл-табличках это оказалось делать не очень удобно, поэтому написал отдельную программку. Может быть даже опубликую её в общем доступе.
Такое "развлечение" я смог себе позволить только по причине полного штиля в заработках вне биржи.. Стало больше свободного времени, но дельта между доходами и расходами за месяц скорее всего будет околонулевая.
Почти все покупки в этом месяце - ребалансировка из одного ведра в другое. Такие вот дела.
Покупки акций:
🔸 Самолет 5 шт: фактическая доля - 0,25%, плановая доля - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,17%, план - 2%
🔸 НОВАТЭК 15 шт: факт - 1,76%, план - 5%
🔸 Роснефть 80 шт: факт - 1,45%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 СИБУР-USD RU000A10AXW4 - 3 шт: ААА; 3,5 года; 9,6% купон
🔸 ОФЗ 26240 SU26240RMFS0 - 2 шт: ААА; 1 лет; 15,4% к погашению
__
Сумма покупок на неделе: ~106 тыс. руб
На этой неделе весь новостной фон опять забит геополитикой, а я опять все пропускаю, потому что был погружен в решение математической задачи распределения долей компаний в портфеле.
В гугл-табличках это оказалось делать не очень удобно, поэтому написал отдельную программку. Может быть даже опубликую её в общем доступе.
Такое "развлечение" я смог себе позволить только по причине полного штиля в заработках вне биржи.. Стало больше свободного времени, но дельта между доходами и расходами за месяц скорее всего будет околонулевая.
Почти все покупки в этом месяце - ребалансировка из одного ведра в другое. Такие вот дела.
Покупки акций:
🔸 Самолет 5 шт: фактическая доля - 0,25%, плановая доля - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,17%, план - 2%
🔸 НОВАТЭК 15 шт: факт - 1,76%, план - 5%
🔸 Роснефть 80 шт: факт - 1,45%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 СИБУР-USD RU000A10AXW4 - 3 шт: ААА; 3,5 года; 9,6% купон
🔸 ОФЗ 26240 SU26240RMFS0 - 2 шт: ААА; 1 лет; 15,4% к погашению
__
Сумма покупок на неделе: ~106 тыс. руб
👍6
📑 Фонд "Современный 7": анализ отчетов и расчет возможной доходности
Напомню, что фонд прекратил привлекать средства в декабре 2023-го года. А значит 2024-й год стал первым полным календарным годом, когда фонд работал "чисто на свои". Собственно поэтому результаты фонда в завершенном году представляют для меня интерес. Сначала будут сводные цифры из ежемесячных отчетов за 2024-й года, а потом - прогноз возможной доходности.
💰 Структура активов и доходов фонда
Тут особых изменений нет - денежных средств все еще много (это ни хорошо, ни плохо):
🔹 78,8% активов - недвижимость
🔹 20,7% - денежные средства на депозитах
🔹 0,5% - дебиторская задолженность
Структура доходов за весь 2024-й год:
🔹 58,4% всех денег принесли арендные платежи по недвижимости
🔹 29% - проценты по депозитам;
🔹 12,5% - прочие доходы.
Прибыль (все доходы минус все расходы) за 2024-й год составила 9,75 млрд рублей (10 831 руб на пай), а пайщикам было выплачено 9,38 млрд рублей (10 429 руб на пай), что вкупе с положительной переоценки стоимости объектов недвижимости привело к росту СЧА со 104 780 руб на пай до 112 925 руб (на конец декабря 2024-го).
Сейчас ставки по депозитам очень высокие, и запас кэша на счетах положительно отразился на показателях работы фонда: входящих денежных потоков стало хватать на покрытие выплат пайщикам, а раньше с этим были некоторые проблемы, что отражалось в почти нулевом росте СЧА до 2024-го года.
Еще немного цифр: средняя доходность денежных средств в фонде в 2024-м - 18,08% годовых, а недвижимости - 11,82%.
Получается, что денежные средства в составе фонда сейчас дают бОльшую доходность, чем недвижимость.
Однако я не думаю, что это продлится долго, и по мере снижения ключевой ставки будут снижаться ставки по депозитам и, как следствие, доходы фонда, а значит входящих денежных потоков снова перестанет хватать на обеспечение ежеквартальных выплат.
📈 Прогноз доходности
Исходя из предыдущих действий менеджмента я предполагаю, что денежные выплаты не будут снижаться, их размер будет плюс-минус таким же (около 2500 руб на пай в квартал). Запаса денег на счетах (с учетом поступающих доходов) хватит на 10+ лет без проблем, а фонд с высокой долей вероятности не будет продолжать свою работу после 31.03.2031-го (завершение срока договора ДУ).
Снижение СЧА я тоже не ожидаю, в базовом сценарии СЧА просто перестанет расти (уменьшение денежных запасов в фонде будет компенсироваться положительной переоценкой стоимости недвижимости).
Получается, что у меня есть примерная ожидаемая сумма ежеквартальных выплат и примерная стоимость погашения пая, из этих цифр я могу посчитать потенциальную доходность покупки пая по текущей цене (ISIN:
🧮 Исходные данные:
🔹 цена покупки 80 000 руб
🔹 выплаты 4 раза в года ~2500 руб
🔹 будет получено при погашении пая 116997 руб (СЧА на 21.02.2025).
🔹 дата погашения: 31.03.2031.
Чистая норма внутренней доходности (XIRR или ЧИСТВНДОХ): 22,7% годовых.
Конечно, есть вероятность, что СЧА все-таки вырастет, а значит итоговая доходность будет еще выше. Но также есть вероятность, что менеджмент изменит свою политику и уменьшит ежеквартальные выплаты пропорционально уменьшению доходов, это итоговую доходность снизит.
Будущего никто не знает, и мой расчет основан исключительно на моих субъективных умозаключениях 🤓
У меня уже есть 4 пая этого фонда со средней ценой 85 тыс (ЧИСТВНДОХ 20,7% годовых). Докупать не планирую, основной фокус в настоящий момент - акции.
P.S. Не является инвестиционной рекомендацией ни для кого.
Напомню, что фонд прекратил привлекать средства в декабре 2023-го года. А значит 2024-й год стал первым полным календарным годом, когда фонд работал "чисто на свои". Собственно поэтому результаты фонда в завершенном году представляют для меня интерес. Сначала будут сводные цифры из ежемесячных отчетов за 2024-й года, а потом - прогноз возможной доходности.
💰 Структура активов и доходов фонда
Тут особых изменений нет - денежных средств все еще много (это ни хорошо, ни плохо):
🔹 78,8% активов - недвижимость
🔹 20,7% - денежные средства на депозитах
🔹 0,5% - дебиторская задолженность
Структура доходов за весь 2024-й год:
🔹 58,4% всех денег принесли арендные платежи по недвижимости
🔹 29% - проценты по депозитам;
🔹 12,5% - прочие доходы.
Прибыль (все доходы минус все расходы) за 2024-й год составила 9,75 млрд рублей (10 831 руб на пай), а пайщикам было выплачено 9,38 млрд рублей (10 429 руб на пай), что вкупе с положительной переоценки стоимости объектов недвижимости привело к росту СЧА со 104 780 руб на пай до 112 925 руб (на конец декабря 2024-го).
Сейчас ставки по депозитам очень высокие, и запас кэша на счетах положительно отразился на показателях работы фонда: входящих денежных потоков стало хватать на покрытие выплат пайщикам, а раньше с этим были некоторые проблемы, что отражалось в почти нулевом росте СЧА до 2024-го года.
Еще немного цифр: средняя доходность денежных средств в фонде в 2024-м - 18,08% годовых, а недвижимости - 11,82%.
Получается, что денежные средства в составе фонда сейчас дают бОльшую доходность, чем недвижимость.
Однако я не думаю, что это продлится долго, и по мере снижения ключевой ставки будут снижаться ставки по депозитам и, как следствие, доходы фонда, а значит входящих денежных потоков снова перестанет хватать на обеспечение ежеквартальных выплат.
📈 Прогноз доходности
Исходя из предыдущих действий менеджмента я предполагаю, что денежные выплаты не будут снижаться, их размер будет плюс-минус таким же (около 2500 руб на пай в квартал). Запаса денег на счетах (с учетом поступающих доходов) хватит на 10+ лет без проблем, а фонд с высокой долей вероятности не будет продолжать свою работу после 31.03.2031-го (завершение срока договора ДУ).
Снижение СЧА я тоже не ожидаю, в базовом сценарии СЧА просто перестанет расти (уменьшение денежных запасов в фонде будет компенсироваться положительной переоценкой стоимости недвижимости).
Получается, что у меня есть примерная ожидаемая сумма ежеквартальных выплат и примерная стоимость погашения пая, из этих цифр я могу посчитать потенциальную доходность покупки пая по текущей цене (ISIN:
RU000A1034U7).🧮 Исходные данные:
🔹 цена покупки 80 000 руб
🔹 выплаты 4 раза в года ~2500 руб
🔹 будет получено при погашении пая 116997 руб (СЧА на 21.02.2025).
🔹 дата погашения: 31.03.2031.
Чистая норма внутренней доходности (XIRR или ЧИСТВНДОХ): 22,7% годовых.
Конечно, есть вероятность, что СЧА все-таки вырастет, а значит итоговая доходность будет еще выше. Но также есть вероятность, что менеджмент изменит свою политику и уменьшит ежеквартальные выплаты пропорционально уменьшению доходов, это итоговую доходность снизит.
Будущего никто не знает, и мой расчет основан исключительно на моих субъективных умозаключениях 🤓
У меня уже есть 4 пая этого фонда со средней ценой 85 тыс (ЧИСТВНДОХ 20,7% годовых). Докупать не планирую, основной фокус в настоящий момент - акции.
P.S. Не является инвестиционной рекомендацией ни для кого.
👍9
📑 Краткий анализ и сравнение всех фондов от "Современные фонды недвижимости"
Пока смотрел отчеты по фонду "Современный 7" решил попутно посмотреть и другие фонды, которые предлагает УК "Современные фонды недвижимости".
В статье ниже - список всех фондов с основными моментами по каждому, а в конце - мое личное мнение об их инвестиционной привлекательности.
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Пока смотрел отчеты по фонду "Современный 7" решил попутно посмотреть и другие фонды, которые предлагает УК "Современные фонды недвижимости".
В статье ниже - список всех фондов с основными моментами по каждому, а в конце - мое личное мнение об их инвестиционной привлекательности.
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Telegraph
Краткий анализ и сравнение всех фондов от "Современные фонды недвижимости"
ВАЖНО: все написанное не является инвестиционными рекомендациями, это мое личное мнение, которое основано на общедоступной информации и моих субъективных умозаключениях. Фонд "Современный 7" Доступен для неквалов: да Комиссия: до 1,5% от СЧА в год + до 5%…
🔥5👍4
📑 Фонд "Рентный доход" от Сбережения плюс: анализ отчетов и прогноз доходности
Продолжаю изучать ЗПИФ, ориентированные на недвижимость, на очереди — фонды от УК «Сбережения Плюс».
Один фонд, который у меня уже есть в портфеле, посмотрю подробно в этой статье, остальное — как-нибудь потом.
Первое, что бросается в глаза при анализе этого фонда — наличие красивых отчетов управляющего, которые публикуются каждый квартал. У «Современных фондов недвижимости», о которых я писал ранее, такого нет.
В этих отчетах можно найти исчерпывающую информацию о составе активов фонда и, что также важно, денежных потоках. Если при анализе фондов «СФН» мне приходилось ковыряться в PDF-таблицах, чтобы выудить нужные цифры и хотя бы просто посчитать чистый доход фонда (все доходы минус все расходы), то здесь этот показатель уже посчитали.
Жаль только что не выводят динамику показателей сразу по всем отчетам, а используют стандартную схему «отчетный период в этом году vs отчетный период в прошлом», поэтому с табличками все же пришлось повозиться.
Там же есть комментарии о действиях УК, прогноз величины выплат и подробное описание каждого объекта недвижимости, который находится в фонде. Ссылка на последний отчет.
💰 Анализ активов и финансов
По активам у фонда все замечательно: почти 90% активов сосредоточено в недвижимости, немного дебиторки (7,5%) и совсем немного денежных средств на банковских счетах (2,5%).
Доходы стабильны, 90-100 млн руб в месяц:
🔹 77% всех доходов — это арендная плата по объектам недвижимости
🔹 6% — проценты по депозитам
🔹 17% — прочие доходы
Вся прибыль фонда направляется на выплату дохода пайщикам, поэтому СЧА растет только за счет переоценки объектов недвижимости.
Еще немного цифр: средняя доходность денежных средств в фонде в 2024-м — 18,3% годовых, а недвижимости — 11,5% (к стоимости).
Доходность выплат пайщикам к цене на бирже: ~14% годовых.
📈 Прогноз доходности
При расчете потенциальной доходности я не стал ориентироваться на прогноз выплат от управляющего (14 890 — 16 608 руб в год), а предположил, что квартальные выплаты будут 3500 рублей (14 тыс в год).
Также я не стал закладывать рост СЧА фонда за счет регулярной переоценки стоимости объектов недвижимости. Так сказать, немного поумерил свой оптимизм.
🧮 Исходные данные:
🔹 цена покупки 96 250 руб
🔹 выплаты 4 раза в года ~3500 руб
🔹 будет получено при погашении пая 133162 руб (СЧА на 31.01.2025).
🔹 дата погашения: 17.12.2027.
Чистая норма внутренней доходности (XIRR или ЧИСТВНДОХ): 27,2% годовых.
Это умеренно-оптимистичный прогноз, ведь я все-таки заложил небольшое увеличение ежеквартальных выплат. Доходность получается вполне неплохая.
Однако, важно учесть один нюанс: до окончания работы фонда осталось менее трех лет, поэтому при погашении паев невозможно будет применить ЛДВ (льготу долгосрочного владения), что сильно снизит итоговую доходность, примерно до 22% годовых. Приобретение паев на ИИС-3 решает эту проблему.
У меня уже есть 1 пай этого фонда со средней ценой 89 тыс (ЧИСТВНДОХ 31,5% годовых), брал на ИИС специально для экономии на налогах. Докупать не планирую, основной фокус в настоящий момент — акции.
P.S. Лишний раз напоминаю, что все написанное не является инвестиционной рекомендацией или истиной в последней инстанции)
Продолжаю изучать ЗПИФ, ориентированные на недвижимость, на очереди — фонды от УК «Сбережения Плюс».
Один фонд, который у меня уже есть в портфеле, посмотрю подробно в этой статье, остальное — как-нибудь потом.
Первое, что бросается в глаза при анализе этого фонда — наличие красивых отчетов управляющего, которые публикуются каждый квартал. У «Современных фондов недвижимости», о которых я писал ранее, такого нет.
В этих отчетах можно найти исчерпывающую информацию о составе активов фонда и, что также важно, денежных потоках. Если при анализе фондов «СФН» мне приходилось ковыряться в PDF-таблицах, чтобы выудить нужные цифры и хотя бы просто посчитать чистый доход фонда (все доходы минус все расходы), то здесь этот показатель уже посчитали.
Жаль только что не выводят динамику показателей сразу по всем отчетам, а используют стандартную схему «отчетный период в этом году vs отчетный период в прошлом», поэтому с табличками все же пришлось повозиться.
Там же есть комментарии о действиях УК, прогноз величины выплат и подробное описание каждого объекта недвижимости, который находится в фонде. Ссылка на последний отчет.
💰 Анализ активов и финансов
По активам у фонда все замечательно: почти 90% активов сосредоточено в недвижимости, немного дебиторки (7,5%) и совсем немного денежных средств на банковских счетах (2,5%).
Доходы стабильны, 90-100 млн руб в месяц:
🔹 77% всех доходов — это арендная плата по объектам недвижимости
🔹 6% — проценты по депозитам
🔹 17% — прочие доходы
Вся прибыль фонда направляется на выплату дохода пайщикам, поэтому СЧА растет только за счет переоценки объектов недвижимости.
Еще немного цифр: средняя доходность денежных средств в фонде в 2024-м — 18,3% годовых, а недвижимости — 11,5% (к стоимости).
Доходность выплат пайщикам к цене на бирже: ~14% годовых.
📈 Прогноз доходности
При расчете потенциальной доходности я не стал ориентироваться на прогноз выплат от управляющего (14 890 — 16 608 руб в год), а предположил, что квартальные выплаты будут 3500 рублей (14 тыс в год).
Также я не стал закладывать рост СЧА фонда за счет регулярной переоценки стоимости объектов недвижимости. Так сказать, немного поумерил свой оптимизм.
🧮 Исходные данные:
🔹 цена покупки 96 250 руб
🔹 выплаты 4 раза в года ~3500 руб
🔹 будет получено при погашении пая 133162 руб (СЧА на 31.01.2025).
🔹 дата погашения: 17.12.2027.
Чистая норма внутренней доходности (XIRR или ЧИСТВНДОХ): 27,2% годовых.
Это умеренно-оптимистичный прогноз, ведь я все-таки заложил небольшое увеличение ежеквартальных выплат. Доходность получается вполне неплохая.
Однако, важно учесть один нюанс: до окончания работы фонда осталось менее трех лет, поэтому при погашении паев невозможно будет применить ЛДВ (льготу долгосрочного владения), что сильно снизит итоговую доходность, примерно до 22% годовых. Приобретение паев на ИИС-3 решает эту проблему.
У меня уже есть 1 пай этого фонда со средней ценой 89 тыс (ЧИСТВНДОХ 31,5% годовых), брал на ИИС специально для экономии на налогах. Докупать не планирую, основной фокус в настоящий момент — акции.
P.S. Лишний раз напоминаю, что все написанное не является инвестиционной рекомендацией или истиной в последней инстанции)
👍5🔥4
💼 Изменения в портфеле акций
⛔ 2 компании были исключены из портфеля
1.📱 Яндекс.
Из растущего и развивающегося бизнеса Яндекс превращается в "дойную корову", правда не для акционеров и уж тем более не для миноритариев. Из компании "ушло" 89 млрд на мотивацию сотрудников и уйдет еще ~30 млрд на выплату дивидендов (из расчета 80 рублей на акцию). Мне такое не нравится. Прокатился на общем росте и хватит.
Основная прибыль была получена на ИИСе, поэтому налоговые последствия минимальны, продал все имеющиеся у меня 25 акций.
Вложено: 53 627,6 руб
Получено дивами: 1740 руб
Получено с продажи: 112 338,5 руб
ЧИСТВНДОХ (XIRR) = 38,62 % годовых
2.🍏 ПАО "Лента"
Как я был скептически настроен к сектору ритейла, так и остаюсь: много затрат, сложное управление, маленькая маржа. Исключил последнего представителя этого сектора из портфеля. Пока позицию не продавал из-за налоговых последствий: ранее по ней фиксировал минус, что сдвинуло дату для применения ЛДВ.
Теперь нужно ждать конца 2026-го года, чтобы при продаже не удержали налогов. Скорее всего я так делать не буду и продам раньше, когда будет чем уменьшить налоги (пока в минусах только Мечел и ВТБ, но на рынке возможна коррекция).
➕ Новички в портфеле.
1.💎 Алроса - пока плановая доля 2%.
У компании дела не очень хорошо прямо сейчас, но я думаю, что это временно, а значит потихоньку можно начинать формировать по ней позицию, формируя хорошую среднюю (не ИИР).
2.📱 МТС Банк - пока плановая доля 1%.
"Не Сбером единым" подумал я, и решил что надо начинать разбавлять сектор финансов другими, более мелкими банками. Сбер, безусловно, шикарен, однако и стоит он тоже недешево. На примете еще СПб, МКБ и Совкомбанк (но сначала надо посмотреть, откуда у него убыток нарисовался).
Общие мысли:
Как обычно, все деньги с продажи попадают в КЭШ, дальше распределяются по стратегии.
#стратегия2025
⛔ 2 компании были исключены из портфеля
1.
Из растущего и развивающегося бизнеса Яндекс превращается в "дойную корову", правда не для акционеров и уж тем более не для миноритариев. Из компании "ушло" 89 млрд на мотивацию сотрудников и уйдет еще ~30 млрд на выплату дивидендов (из расчета 80 рублей на акцию). Мне такое не нравится. Прокатился на общем росте и хватит.
Основная прибыль была получена на ИИСе, поэтому налоговые последствия минимальны, продал все имеющиеся у меня 25 акций.
Вложено: 53 627,6 руб
Получено дивами: 1740 руб
Получено с продажи: 112 338,5 руб
ЧИСТВНДОХ (XIRR) = 38,62 % годовых
2.
Как я был скептически настроен к сектору ритейла, так и остаюсь: много затрат, сложное управление, маленькая маржа. Исключил последнего представителя этого сектора из портфеля. Пока позицию не продавал из-за налоговых последствий: ранее по ней фиксировал минус, что сдвинуло дату для применения ЛДВ.
Теперь нужно ждать конца 2026-го года, чтобы при продаже не удержали налогов. Скорее всего я так делать не буду и продам раньше, когда будет чем уменьшить налоги (пока в минусах только Мечел и ВТБ, но на рынке возможна коррекция).
➕ Новички в портфеле.
1.
У компании дела не очень хорошо прямо сейчас, но я думаю, что это временно, а значит потихоньку можно начинать формировать по ней позицию, формируя хорошую среднюю (не ИИР).
2.
"Не Сбером единым" подумал я, и решил что надо начинать разбавлять сектор финансов другими, более мелкими банками. Сбер, безусловно, шикарен, однако и стоит он тоже недешево. На примете еще СПб, МКБ и Совкомбанк (но сначала надо посмотреть, откуда у него убыток нарисовался).
Общие мысли:
Как обычно, все деньги с продажи попадают в КЭШ, дальше распределяются по стратегии.
#стратегия2025
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8🔥1
💼 Еженедельные покупки
Продаю одни компании, покупаю другие. Вроде что-то делаю, а по факту - стою на месте.
Ребалансировка и перелив из одних акций в другие создают иллюзию больших действий и больших покупок.
По факту же в этом месяце я просто переложил кучу денег из одного ведра в другое, не добавив из вне практически ничего.
Сумма покупок на бирже за месяц огромная, но дельта между доходами и расходами околонулевая.
Белую полосу в заработках, которая длилась последние 4 года, можно считать официально завершенной. Никаких упаднических настроений нет, это было предсказуемо, ничто не длиться вечно (хотя надежда еще есть, что все вернется и будет как раньше).
Покупки акций:
🔸 МТС Банк 5 шт: фактическая доля - 0,15%, плановая доля - 2%
🔸 Алроса 200 шт: факт - 0,23%, план - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,24%, план - 2%
🔸 ПИК 6 шт: факт - 0,14%, план - 2%
🔸 Самолет 5 шт: факт - 0,42%, план - 2%
🔸 НЛМК 100 шт: факт - 0,61%, план - 2%
🔸 Транснефть-п 10 шт: факт - 1,37%, план - 2%
🔸 НОВАТЭК 30 шт: факт - 2,45%, план - 5%
🔸 Роснефть 100 шт: факт - 2,5%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 покупок не было, отправил заявку на долларовый выпуск ЮГК (5 шт), запишу в ту неделю, как заявка будет исполнена
__
Сумма покупок на неделе: ~158 тыс. руб
Общие покупки в феврале: 367,7 тыс.
Продаю одни компании, покупаю другие. Вроде что-то делаю, а по факту - стою на месте.
Ребалансировка и перелив из одних акций в другие создают иллюзию больших действий и больших покупок.
По факту же в этом месяце я просто переложил кучу денег из одного ведра в другое, не добавив из вне практически ничего.
Сумма покупок на бирже за месяц огромная, но дельта между доходами и расходами околонулевая.
Белую полосу в заработках, которая длилась последние 4 года, можно считать официально завершенной. Никаких упаднических настроений нет, это было предсказуемо, ничто не длиться вечно (хотя надежда еще есть, что все вернется и будет как раньше).
Покупки акций:
🔸 МТС Банк 5 шт: фактическая доля - 0,15%, плановая доля - 2%
🔸 Алроса 200 шт: факт - 0,23%, план - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,24%, план - 2%
🔸 ПИК 6 шт: факт - 0,14%, план - 2%
🔸 Самолет 5 шт: факт - 0,42%, план - 2%
🔸 НЛМК 100 шт: факт - 0,61%, план - 2%
🔸 Транснефть-п 10 шт: факт - 1,37%, план - 2%
🔸 НОВАТЭК 30 шт: факт - 2,45%, план - 5%
🔸 Роснефть 100 шт: факт - 2,5%, план - 5%
Покупки облигаций:
🔸 покупок не было, отправил заявку на долларовый выпуск ЮГК (5 шт), запишу в ту неделю, как заявка будет исполнена
__
Сумма покупок на неделе: ~158 тыс. руб
Общие покупки в феврале: 367,7 тыс.
1🔥9👍2
Интересное новости подошли:
"Книга заявок была переподписана в шесть раз, поэтому ЮГК совместно с организаторами размещения установили следующие правила аллокации.
Розничные инвесторы получили приоритет по аллокации – их заявки будут удовлетворены на 51%.
Аллокация институциональным инвесторам составит 30%.
Заявки, полученные после 12:30 МСК 27 февраля, будут удовлетворены на 10%.
Данный уровень аллокации будет способствовать росту стоимости облигаций на вторичном рынке, более широкому распределению книги заявок и росту количества инвесторов в ценные бумаги ЮГК"
Я подал заявку на 5 бумаг. 51% это 2 бумаги, или 3?
5 марта узнаем ☺️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7
🗓 Ежемесячный отчет
Подвел итоги месяца. Все по традиции: размер и состав Капитала, денежный поток, продвижение к основной цели. Приятного прочтения!
#отчет
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Подвел итоги месяца. Все по традиции: размер и состав Капитала, денежный поток, продвижение к основной цели. Приятного прочтения!
#отчет
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Telegraph
Капитал на 1 марта 2025-го года: 9,6 миллиона. Или +550 тысяч на росте акций
На 1 марта 2025-го года размер моего капитала: 9 668 374 руб. Прирост за февраль: +550 654 руб. С прошлого отчета неплохо выросли акции и фонды недвижимости, немного выросли облигации, все это и обеспечило положительный результат месяца. Однако, рост акций…
3🔥17👍7
📑 Краткий анализ и сравнение всех фондов недвижимости от "Сбережения Плюс"
Продолжаю изучать фонды, ориентированные на недвижимость, в рамках перетряхивания портфеля и пересмотра инвестиционной стратегии.
В статье ниже - список всех фондов от "Сбережения плюс" с основными моментами по каждому, а в конце - мое личное мнение об их инвестиционной привлекательности.
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Продолжаю изучать фонды, ориентированные на недвижимость, в рамках перетряхивания портфеля и пересмотра инвестиционной стратегии.
В статье ниже - список всех фондов от "Сбережения плюс" с основными моментами по каждому, а в конце - мое личное мнение об их инвестиционной привлекательности.
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ]
Telegraph
Краткий анализ и сравнение всех фондов недвижимости от "Сбережения Плюс"
Фондов не так уж и много, да и фонды не такие большие по размерам активов, как у "СФН". По каждому фонду есть красочно оформленные отчеты со всей необходимой информаций: результатами, комментариями, прогнозами и параметрами объектов в фондах. ВАЖНО: все написанное…
1👍9🔥1
💼 Еженедельные покупки
Неделя пролетела очень быстро, за новостями я как обычно не следил, но вроде ничего там сильно интересного и не было, опять геополитика, инфляция, заявления, обещания, прогнозы...
У жены маленький отпуск размером в одну неделю, решил что и мне можно отдохнуть. Тем более что на улице установилась замечательная весенняя погода (сегодня +19). Самое время вылезли из-за компьютера, оторвать глаза от гаджета и просто погулять.
Главное событие недели - жена сделала лазерную коррекцию зрения, все прошло хорошо, чему я очень рад.
Всех дам с наступающим праздником! 🌷
Покупки акций:
🔸 Роснефть 20 шт: фактическая доля - 2,57%, плановая - 5%
🔸 Алроса 70 шт: факт - 0,32%, план - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,33%, план - 2%
🔸 ПИК 4 шт: факт - 0,19%, план - 2%
Покупки облигаций:
🔸 Инарктика RU000A107W48 - 6 шт: А-; 2 года; ~21.87% к погашению
🔸 ЮГК-USD RU000A10B008 - 3 шт: АА; 2 года; ~10,2% к погашению, 2 бумаги дали на размещении, еще 1 докупил на вторичном рынке.
__
Сумма покупок на неделе: ~36,5 тыс. руб
Неделя пролетела очень быстро, за новостями я как обычно не следил, но вроде ничего там сильно интересного и не было, опять геополитика, инфляция, заявления, обещания, прогнозы...
У жены маленький отпуск размером в одну неделю, решил что и мне можно отдохнуть. Тем более что на улице установилась замечательная весенняя погода (сегодня +19). Самое время вылезли из-за компьютера, оторвать глаза от гаджета и просто погулять.
Главное событие недели - жена сделала лазерную коррекцию зрения, все прошло хорошо, чему я очень рад.
Всех дам с наступающим праздником! 🌷
Покупки акций:
🔸 Роснефть 20 шт: фактическая доля - 2,57%, плановая - 5%
🔸 Алроса 70 шт: факт - 0,32%, план - 2%
🔸 ЛСР 5 шт: факт - 0,33%, план - 2%
🔸 ПИК 4 шт: факт - 0,19%, план - 2%
Покупки облигаций:
🔸 Инарктика RU000A107W48 - 6 шт: А-; 2 года; ~21.87% к погашению
🔸 ЮГК-USD RU000A10B008 - 3 шт: АА; 2 года; ~10,2% к погашению, 2 бумаги дали на размещении, еще 1 докупил на вторичном рынке.
__
Сумма покупок на неделе: ~36,5 тыс. руб
1👍17🔥3
💼 Фонды недвижимости как класс активов
В последнее время у меня на канале было много публикаций, посвященных фондам, ориентированным на работу с недвижимостью. Такие фонды не являются основой моей инвестиционной стратегии, однако обосновались в Капитале весьма прочно.
Кратко суть этих фондов можно объяснить так:
🔹 Пайщики скидываются в общий котел.
🔹 Управляющая компания (УК) покупает недвижимость на эти деньги.
🔹 Доход с недвижимости распределяется между пайщиками: кто больше внес, тому больший кусок от общего пирога достается.
🔹 За свою работу УК тоже также получает часть этого пирога.
Источником доходов пайщиков может быть как арендная плата с объектов недвижимости в фонде, так и прирост стоимости этой недвижимости. Какие-то фонды ориентированы на один вид дохода, какие-то - на другой, некоторые - на оба сразу. Всегда можно выбрать что-то исходя из своих личных целей.
Если кому-то недвижимость, как класс активов, подходит для инвестиций, то такие фонды можно рассмотреть как аналог самостоятельным инвестициям (именно как аналог, а не как полноценную замену).
Лично Я бы хотел иметь в своем Капитале недвижимость, но денег на это у меня нет. Капитал слишком мал, чтобы не нарушая диверсификации, я мог включить в него физическую недвижимость.
Теоретически, я могу покупать маленькие объекты: кладовки, бытовки, гаражи и пр. Размер чека там не сильно большой - несколько десятков или сотен тысяч рублей и постепенно здесь можно добиться вполне не плохой диверсификации.
Но есть второй момент: трудозатраты. Лично для меня работа с мелкими объектами в сфере недвижимости не самый эффективный способ использования моего рабочего времени. По крайне мере сейчас, пока мои навыки в IT еще не устарели и вполне неплохо стоят на рынке труда.
Инвестиции в недвижимость с кредитным плечом мне также не подходят: риски это увеличивает, а доходность снижает. Ипотеку рассматриваю только как способ решить жилищный вопрос, но никак не инструмент для инвестиций.
❓Какие риски есть у фондов?
Работа фондов очень сильно регулируется законодательно: есть ограничения на приобретаемые активы, на правила оценки объектов недвижимости.
Правила управления фондов обязательно получают одобрение от регулятора в лице Центрального Банка, и любые дальнейшие изменения в эти правила также проверяются ЦБ.
Годовая отчетность работы фонда обязательно проходит проверку независимым Аудитором.
Объекты в фонде обязательно должны быть застрахованы.
Оценка стоимости объектов проводится независимым Оценщиком.
То есть с точки зрения закона деятельность фондов очень хорошо контролируется, но есть риски другого плана.
Первый связан с неэффективными действиями УК: например, купили неудачный объект, случилось какое-то событие, изменившее условия работы объекта и пр. Такой риск есть и при самостоятельном инвестировании, предугадать его сложно заранее, снижается его влияние только за счет диверсификации (ну или нужно быть прорицателем и знать будущее).
Второй риск - недобросовестность управляющей компании. К сожалению, заранее никогда нельзя знать, как поведет себя та или иная УК, и стоит ли верить её прогнозам и обещаниям. Полностью избежать этот риск можно только с помощью самостоятельного инвестирования (как говорится: нет УК - нет проблем), а снизить влияние риска поможет опять же диверсификация.
В последнее время у меня на канале было много публикаций, посвященных фондам, ориентированным на работу с недвижимостью. Такие фонды не являются основой моей инвестиционной стратегии, однако обосновались в Капитале весьма прочно.
Кратко суть этих фондов можно объяснить так:
🔹 Пайщики скидываются в общий котел.
🔹 Управляющая компания (УК) покупает недвижимость на эти деньги.
🔹 Доход с недвижимости распределяется между пайщиками: кто больше внес, тому больший кусок от общего пирога достается.
🔹 За свою работу УК тоже также получает часть этого пирога.
Источником доходов пайщиков может быть как арендная плата с объектов недвижимости в фонде, так и прирост стоимости этой недвижимости. Какие-то фонды ориентированы на один вид дохода, какие-то - на другой, некоторые - на оба сразу. Всегда можно выбрать что-то исходя из своих личных целей.
Если кому-то недвижимость, как класс активов, подходит для инвестиций, то такие фонды можно рассмотреть как аналог самостоятельным инвестициям (именно как аналог, а не как полноценную замену).
Лично Я бы хотел иметь в своем Капитале недвижимость, но денег на это у меня нет. Капитал слишком мал, чтобы не нарушая диверсификации, я мог включить в него физическую недвижимость.
Теоретически, я могу покупать маленькие объекты: кладовки, бытовки, гаражи и пр. Размер чека там не сильно большой - несколько десятков или сотен тысяч рублей и постепенно здесь можно добиться вполне не плохой диверсификации.
Но есть второй момент: трудозатраты. Лично для меня работа с мелкими объектами в сфере недвижимости не самый эффективный способ использования моего рабочего времени. По крайне мере сейчас, пока мои навыки в IT еще не устарели и вполне неплохо стоят на рынке труда.
Инвестиции в недвижимость с кредитным плечом мне также не подходят: риски это увеличивает, а доходность снижает. Ипотеку рассматриваю только как способ решить жилищный вопрос, но никак не инструмент для инвестиций.
❓Какие риски есть у фондов?
Работа фондов очень сильно регулируется законодательно: есть ограничения на приобретаемые активы, на правила оценки объектов недвижимости.
Правила управления фондов обязательно получают одобрение от регулятора в лице Центрального Банка, и любые дальнейшие изменения в эти правила также проверяются ЦБ.
Годовая отчетность работы фонда обязательно проходит проверку независимым Аудитором.
Объекты в фонде обязательно должны быть застрахованы.
Оценка стоимости объектов проводится независимым Оценщиком.
То есть с точки зрения закона деятельность фондов очень хорошо контролируется, но есть риски другого плана.
Первый связан с неэффективными действиями УК: например, купили неудачный объект, случилось какое-то событие, изменившее условия работы объекта и пр. Такой риск есть и при самостоятельном инвестировании, предугадать его сложно заранее, снижается его влияние только за счет диверсификации (ну или нужно быть прорицателем и знать будущее).
Второй риск - недобросовестность управляющей компании. К сожалению, заранее никогда нельзя знать, как поведет себя та или иная УК, и стоит ли верить её прогнозам и обещаниям. Полностью избежать этот риск можно только с помощью самостоятельного инвестирования (как говорится: нет УК - нет проблем), а снизить влияние риска поможет опять же диверсификация.
1👍4🔥2
💼 Фонды недвижимости как класс активов (продолжение)
Почему такие фонды не пользуются популярностью среди частных инвесторов?
Думаю что основная причина слабой популярности - отсутствие эмоций.
Изучение, анализ и выбор фондов - это цифры, цифры, цифры. Нет радости от обладания физическим объектом, нет гордости от осознания того, что ты теперь не "тварь дражащая", а носитель гордого звания Собственник.
Если сравнивать с акциям - проблема та же: нет эмоций. Обладать акциями Сбера/Лукойла/Астры, о которых трубят все вокруг - это интересно, а может быть даже почетно (чувствуешь себя частью чего-то большого). А вот обладать кусочком какого-то фонда с названием "Рентный доход", который владеет каким-то там складом, который ты даже в глаза не видел - это как-то ... скучно что ли.
При сравнении с облигациями фонды недвижимости тоже "проигрывают", но по другой причине: размер выплат к текущей цене по облигациям обычно выше, чем по фондам, а чтобы увидеть прирост "тела" нужно лезть в отчетность, что опять навевает скуку.
Общий вывод
Основа моей стратегии - акции.
Однако недвижимость, как класс активов, я бы тоже хотел иметь в своем Капитале. Фонды недвижимости - хорошая альтернатива самостоятельным инвестициям, если принимать все риски, не гнаться за эмоциями и не бояться ковырять скучные отчеты хотя бы один раз в квартал (ну или можно почитать результаты "ковыряния в отчетах" у меня на канале).
В рамках пересмотра стратегии мне осталось еще изучить фонды Активо, Паруса и Рентал PRO, а потом я опять вернусь к вопросам распределения долей акций в портфеле.
Еще раз напоминаю: все написанное не является инвестиционными рекомендациями ни для кого.
Почему такие фонды не пользуются популярностью среди частных инвесторов?
Думаю что основная причина слабой популярности - отсутствие эмоций.
Изучение, анализ и выбор фондов - это цифры, цифры, цифры. Нет радости от обладания физическим объектом, нет гордости от осознания того, что ты теперь не "тварь дражащая", а носитель гордого звания Собственник.
Если сравнивать с акциям - проблема та же: нет эмоций. Обладать акциями Сбера/Лукойла/Астры, о которых трубят все вокруг - это интересно, а может быть даже почетно (чувствуешь себя частью чего-то большого). А вот обладать кусочком какого-то фонда с названием "Рентный доход", который владеет каким-то там складом, который ты даже в глаза не видел - это как-то ... скучно что ли.
При сравнении с облигациями фонды недвижимости тоже "проигрывают", но по другой причине: размер выплат к текущей цене по облигациям обычно выше, чем по фондам, а чтобы увидеть прирост "тела" нужно лезть в отчетность, что опять навевает скуку.
Общий вывод
Основа моей стратегии - акции.
Однако недвижимость, как класс активов, я бы тоже хотел иметь в своем Капитале. Фонды недвижимости - хорошая альтернатива самостоятельным инвестициям, если принимать все риски, не гнаться за эмоциями и не бояться ковырять скучные отчеты хотя бы один раз в квартал (ну или можно почитать результаты "ковыряния в отчетах" у меня на канале).
В рамках пересмотра стратегии мне осталось еще изучить фонды Активо, Паруса и Рентал PRO, а потом я опять вернусь к вопросам распределения долей акций в портфеле.
Еще раз напоминаю: все написанное не является инвестиционными рекомендациями ни для кого.
1👍8🤔1