В эту субботу будет онлайн-встреча (написано конференция, но я предпочитаю так о ней не думать, чтобы меньше волноваться) под названием «Методкабинет феминистских исследований», и я там тоже буду рассказывать про феминистскую этику в науке, как я ее понимаю и пытаюсь воплощать. Очень радуюсь, что послушаю других крутейших и интересных людей, и вы тоже присоединяйтесь! Еще есть мероприятие на фейсбуке.
Ниже — описание мероприятия:
Феминистская рефлексия методологий различных наук (социологии, антропологии, исследований науки и технологий и др.) связана с оспариванием нейтральности исследовательской позиции и объективности научного знания.
Отказываясь от образа исследовател_ьницы как регистратор_ки объективных данных, феминистские, гендерные и квир-теории предлагают собственную эпистемологию и методологию.
В этом обширном поле есть место для вопросов об этике полевой работы и репрезентации данных, проблематизации установки на субъект-объектные отношения в процессе производства знания, рефлексии исследовательской позиции. Феминистская методология преодолевает установку на замкнутость академической системы, задаваясь вопросами о том, как и кем могут использоваться полученные данные и что это повлечёт за собой для всех участвующих в исследовании.
Первый сбор феминистского методкабинета будет посвящен эпистемологическим основаниям феминистских методов в науке, а также методологиям полевой работы: в первую очередь, интервью и наблюдению.
Ниже — описание мероприятия:
Феминистская рефлексия методологий различных наук (социологии, антропологии, исследований науки и технологий и др.) связана с оспариванием нейтральности исследовательской позиции и объективности научного знания.
Отказываясь от образа исследовател_ьницы как регистратор_ки объективных данных, феминистские, гендерные и квир-теории предлагают собственную эпистемологию и методологию.
В этом обширном поле есть место для вопросов об этике полевой работы и репрезентации данных, проблематизации установки на субъект-объектные отношения в процессе производства знания, рефлексии исследовательской позиции. Феминистская методология преодолевает установку на замкнутость академической системы, задаваясь вопросами о том, как и кем могут использоваться полученные данные и что это повлечёт за собой для всех участвующих в исследовании.
Первый сбор феминистского методкабинета будет посвящен эпистемологическим основаниям феминистских методов в науке, а также методологиям полевой работы: в первую очередь, интервью и наблюдению.
YouTube
Карантин #10 // Методкабинет феминистских исследований 01
Десятая онлайн-встреча открытого лектория сигмы, поучаствовать в котором может каждый.
Открытая конференция «Методкабинет феминистских исследований», организованная в рамках проекта “bridging feminisms” берлинской некоммерческой организации “Dekabristen”.…
Открытая конференция «Методкабинет феминистских исследований», организованная в рамках проекта “bridging feminisms” берлинской некоммерческой организации “Dekabristen”.…
Когда я вижу, с каким упорством люди, заслышав и завидев Black Lives Matter, отвечают All Lives Matter или, простите бог_инюшки, «русские жизни важны» — мне это очень напоминает гетеро-прайды. Или, может, даже не сами гетеро-прайды, а вот эти, знаете, запальчивые предъявы в ответ на упоминание настоящего прайда: «А почему вы не организуете гетеро-прайд?»
И еще мне это напоминает, как, когда говоришь о феминизме вообще или какой-то конкретной проблеме, например насилии над женщинами*, люди, бывает, вскидываются: «А как же мужчины?»
Многие люди, похоже, просто не переносят, когда рядом с ними угнетенные громко заявляют о себе и требуют справедливости. Такое раздражение у них сразу от одного только упоминания.
Собственно, это и есть сразу политическая борьба. Когда люди так реагируют, это значит, что они прекрасно ощущают революционное значение этих лозунгов и акций — и бросаются на защиту статуса кво.
Это не просто непонимание или недостаток информации. Не надо обманываться. Это расизм. All Lives Matter — это расизм.
Собственно, если вдруг у вас были вопросы или сомнения насчет анти-черного расизма в России — вот вам ответ. То, что многие люди в России не могут вынести звучания лозунга Black Lives Matter — вот это яснее ясного показывает масштабы анти-черного расизма.
И еще мне это напоминает, как, когда говоришь о феминизме вообще или какой-то конкретной проблеме, например насилии над женщинами*, люди, бывает, вскидываются: «А как же мужчины?»
Многие люди, похоже, просто не переносят, когда рядом с ними угнетенные громко заявляют о себе и требуют справедливости. Такое раздражение у них сразу от одного только упоминания.
Собственно, это и есть сразу политическая борьба. Когда люди так реагируют, это значит, что они прекрасно ощущают революционное значение этих лозунгов и акций — и бросаются на защиту статуса кво.
Это не просто непонимание или недостаток информации. Не надо обманываться. Это расизм. All Lives Matter — это расизм.
Собственно, если вдруг у вас были вопросы или сомнения насчет анти-черного расизма в России — вот вам ответ. То, что многие люди в России не могут вынести звучания лозунга Black Lives Matter — вот это яснее ясного показывает масштабы анти-черного расизма.
Привет! Меня тут знакомая попросила поделиться: завтра будет онлайн-марафон про движение и в поддержку фонда «Живи сейчас», который помогает людям с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). БАС — это то состояние, которое было у Стивена Хокинга. Он прожил долгую и плодотворную жизнь благодаря хорошей поддержке. «Живи сейчас» как раз предоставляет поддержку и помогает с диагностикой БАС, что в России редкость. Марафон называется #ДвижениеПротивБАС, и на нем предлагают размяться после карантина, открыть новые двигательные практики и поддержать людей, которые не могут двигаться. Куча знаменитостей участвуют. Полное расписание и ссылка на трансляцию: http://alsfund.ru/als-marathon/ Загляните, если хотите подвигаться в пятницу и проявить солидарность против эйблизма.
На этих выходных Комитет «Гражданское содействие» проводит БЕЗ ГРАНИЦ ФЕСТ — приуроченный к Всемирному дню бежен_ок, который завтра. Будут лекции и музыка, будут выступать бежен_ки из разных стран, исследователь_ницы, активист_ки и блогер_ки. Участие: пожертвование «Гражданскому содействию» от 100 рублей.
Завтра с утра Оля Резникова читает лекцию про современный антисемитизм, а следом за ней я буду читать свою неэкспертную лекцию про постколониальные исследования и Россию. Приходите!
Завтра с утра Оля Резникова читает лекцию про современный антисемитизм, а следом за ней я буду читать свою неэкспертную лекцию про постколониальные исследования и Россию. Приходите!
refugee.timepad.ru
Без Границ Фест / События на TimePad.ru
Без Границ Фест — это площадка для диалога с людьми, которые бежали от преследований, людьми, которые столкнулись с ксенофобией, расизмом и антисемитизмом, а также с исследователями проблем миграции и сотрудниками благотворительных организаций, которые…
Высуну нос из-за завесы молчания, чтобы поделиться с вами крутотой. Сибиря_чки, присоединяйтесь, а сочувствующие — поддержите репостами! 💜❄️🌈 https://t.me/kvirsibir/5
Telegram
КвирьСибирь
Приглашаем квир-феминист_ок Сибири и Дальнего Востока принять участие в подготовке зина «Квирь Сибирь: (без)опасность и стратегии заботы о себе». Вы можете заполнить заявку на участие по ссылке до 19 июля 2020.
🌈🌈 Зин «КвирьСибирь»: (без)опасность и забота…
🌈🌈 Зин «КвирьСибирь»: (без)опасность и забота…
Крутой текст! Большой и очень разносторонний, на мой вкус местами сложноватый, но все равно отличный.
Forwarded from FEM TALKS
У соосновательницы FEM TALKS Ланы Узарашвили вышел текст о расизме в России на портале She is an expert:
«Моя семья довольно традиционна, они сохранили какую-то долю этничности, обычаи, нормы, которые помечают меня как представительницу "этого" народа, но я всё больше утрачиваю свою этничность, потому что, как известно, она является "стягивающим" элементом — остатком, который маркирует в человеке его так называемую нецивилизованность. Моя близость к русским, "своякость" — один из эффектов расизма, который заставляет тебя постоянно смотреть на себя глазами белого Другого. Ты можешь проявлять свою этничность, но только в той мере, в коей тебе позволяют и воспринимают её. Я позволю себе здесь привести рассуждения Уильяма Дюбуа о "двойном сознании", носителями которого являются, с его точки зрения, черные американцы: "Это своеобразное ощущение, это двойное сознание, это ощущение того, что всегда смотришь на себя глазами других, измеряешь свою душу лентой того мира, который смотрит на тебя с насмешливым презрением и жалостью"».
«Моя семья довольно традиционна, они сохранили какую-то долю этничности, обычаи, нормы, которые помечают меня как представительницу "этого" народа, но я всё больше утрачиваю свою этничность, потому что, как известно, она является "стягивающим" элементом — остатком, который маркирует в человеке его так называемую нецивилизованность. Моя близость к русским, "своякость" — один из эффектов расизма, который заставляет тебя постоянно смотреть на себя глазами белого Другого. Ты можешь проявлять свою этничность, но только в той мере, в коей тебе позволяют и воспринимают её. Я позволю себе здесь привести рассуждения Уильяма Дюбуа о "двойном сознании", носителями которого являются, с его точки зрения, черные американцы: "Это своеобразное ощущение, это двойное сознание, это ощущение того, что всегда смотришь на себя глазами других, измеряешь свою душу лентой того мира, который смотрит на тебя с насмешливым презрением и жалостью"».
Язык ненависти – это механизм системного угнетения. Он не работает в отношении представителей власти
Пока мы все, затаив дыхание, смотрим новости из Беларуси, замечаю такую штуку и среди протестующих, и среди наблюдающих — призывы действовать мирно, законно и не злить силовиков. Одна моя знакомая написала целый пост с критикой «языка ненависти» по отношению к милиционерам (речь идет о словах «фашисты», «каратели» и пр., которые в ходу, например, на канале NEXTA).
Я очень не согласен с таким подходом и с таким использованием понятия «язык ненависти». Милиция, ОМОН и солдаты не находятся в равных позициях с протестующими. Они – представители государства и исполнители государственного насилия. Говорить о «языке ненависти» в отношении милиции/полиции – это примерно то же, что говорить об «обратном сексизме» или «обратном расизме». (Надо сказать, российское государство, например, именно это и делает, когда открывает многочисленные дела по «экстремизму» за «возбуждение ненависти в отношении социальной группы «полицейские»/«депутаты» и т.п.) Язык ненависти – это механизм системного угнетения. Он не работает в отношении представителей власти.
Насилие начало применять именно государство против мирных протестующих. В ситуации, когда против резиновых пуль и светошумовых гранат выходят безоружные люди, насилие принципиально не обоюдно. И если эти безоружные люди испытывают ярость к тем, кто их избивает и убивает, они имеют на это полное право. Более того, коллективная ярость – очень важный ресурс для солидарности и мобилизации. У меня есть сомнения насчет слова «фашисты» – не потому, что оно злое, а потому, что я против расширительного употребления этог понятия и размывания его содержания. Но в целом, я думаю, мы должны относиться ко всем этим словам с уважением – как к важной стратегии политической борьбы.
Режим диктатуры, просуществовавший десятки лет, невозможно демонтировать мирными средствами. Тем более что этот режим уже максимально четко дал понять, что на мирный диалог он идти не собирается. Силовики могут и должны складывать оружие и переходить на сторону общества – но это они должны показать, что они люди и граждане, а не только силовики. Не надо им это приписывать раньше времени.
Давайте, в общем, проявлять солидарность с теми, кто борется за свободу. Беларуским активист_кам — любовь и поддержка!
🤍❤️🤍
Пока мы все, затаив дыхание, смотрим новости из Беларуси, замечаю такую штуку и среди протестующих, и среди наблюдающих — призывы действовать мирно, законно и не злить силовиков. Одна моя знакомая написала целый пост с критикой «языка ненависти» по отношению к милиционерам (речь идет о словах «фашисты», «каратели» и пр., которые в ходу, например, на канале NEXTA).
Я очень не согласен с таким подходом и с таким использованием понятия «язык ненависти». Милиция, ОМОН и солдаты не находятся в равных позициях с протестующими. Они – представители государства и исполнители государственного насилия. Говорить о «языке ненависти» в отношении милиции/полиции – это примерно то же, что говорить об «обратном сексизме» или «обратном расизме». (Надо сказать, российское государство, например, именно это и делает, когда открывает многочисленные дела по «экстремизму» за «возбуждение ненависти в отношении социальной группы «полицейские»/«депутаты» и т.п.) Язык ненависти – это механизм системного угнетения. Он не работает в отношении представителей власти.
Насилие начало применять именно государство против мирных протестующих. В ситуации, когда против резиновых пуль и светошумовых гранат выходят безоружные люди, насилие принципиально не обоюдно. И если эти безоружные люди испытывают ярость к тем, кто их избивает и убивает, они имеют на это полное право. Более того, коллективная ярость – очень важный ресурс для солидарности и мобилизации. У меня есть сомнения насчет слова «фашисты» – не потому, что оно злое, а потому, что я против расширительного употребления этог понятия и размывания его содержания. Но в целом, я думаю, мы должны относиться ко всем этим словам с уважением – как к важной стратегии политической борьбы.
Режим диктатуры, просуществовавший десятки лет, невозможно демонтировать мирными средствами. Тем более что этот режим уже максимально четко дал понять, что на мирный диалог он идти не собирается. Силовики могут и должны складывать оружие и переходить на сторону общества – но это они должны показать, что они люди и граждане, а не только силовики. Не надо им это приписывать раньше времени.
Давайте, в общем, проявлять солидарность с теми, кто борется за свободу. Беларуским активист_кам — любовь и поддержка!
🤍❤️🤍
Сыны* движения и феминистская маскулинность
Пока кругом бушевали споры и ссоры вокруг транс* людей и трансфобии, я вспоминал один текст, который очень помог мне в трудную минуту. Там говорилось, что конфликт вокруг трансгендерности — ключевой и важнейший для современного феминизма. Но помог он мне даже не этим.
А было это так. Сначала я придумал делать исследование про феминистские движения. И вроде даже начал его делать. А потом у меня сломалась идентичность. И поскольку накал страстей вокруг трансгендерности и феминизма тогда был не меньше, чем сейчас, то конечно, передо мной встал вопрос: как мне из транс* маскулинной позиции говорить о феминизме? Мне вообще можно о нем говорить?
Я стал искать информацию про транс* маскулинность и феминизм. И нашел Бобби Нобла.
Бобби Нобл — канадский гендерный исследователь, трансмужчина и феминист. Его текст, который меня невероятно поддержал, называется «Сыны движения: феминизм, женская маскулинность и ФТМ-транссексуальные мужчины» (Sons of the Movement: Feminism, Female Masculinity and Female To Male (FTM) Transsexual Men). Это эссе вышло аж в 2004 году и использует устаревший язык, но ничего не поделаешь, в транс* исследованиях вообще все развивается (а значит, и устаревает тоже) слишком быстро для академии.
Если коротко, в этом тексте автор объясняет, в чем ценность (транс*) маскулинных голосов и позиций для феминизма. Он доказывает, что появление в феминизме транс* мужчин и маскулинности — это не только не провал и не конец феминизма, но и единственно возможный путь, если феминизм хочет дальше развиваться как теория и как политика. Там есть много увлекательных рассуждений про гендер, расу и интерсекциональность, есть критика таких звезд, как Халберстам, но для меня важнее всего оказалась лично-политическая сторона.
⬇️⬇️⬇️
Пока кругом бушевали споры и ссоры вокруг транс* людей и трансфобии, я вспоминал один текст, который очень помог мне в трудную минуту. Там говорилось, что конфликт вокруг трансгендерности — ключевой и важнейший для современного феминизма. Но помог он мне даже не этим.
А было это так. Сначала я придумал делать исследование про феминистские движения. И вроде даже начал его делать. А потом у меня сломалась идентичность. И поскольку накал страстей вокруг трансгендерности и феминизма тогда был не меньше, чем сейчас, то конечно, передо мной встал вопрос: как мне из транс* маскулинной позиции говорить о феминизме? Мне вообще можно о нем говорить?
Я стал искать информацию про транс* маскулинность и феминизм. И нашел Бобби Нобла.
Бобби Нобл — канадский гендерный исследователь, трансмужчина и феминист. Его текст, который меня невероятно поддержал, называется «Сыны движения: феминизм, женская маскулинность и ФТМ-транссексуальные мужчины» (Sons of the Movement: Feminism, Female Masculinity and Female To Male (FTM) Transsexual Men). Это эссе вышло аж в 2004 году и использует устаревший язык, но ничего не поделаешь, в транс* исследованиях вообще все развивается (а значит, и устаревает тоже) слишком быстро для академии.
Если коротко, в этом тексте автор объясняет, в чем ценность (транс*) маскулинных голосов и позиций для феминизма. Он доказывает, что появление в феминизме транс* мужчин и маскулинности — это не только не провал и не конец феминизма, но и единственно возможный путь, если феминизм хочет дальше развиваться как теория и как политика. Там есть много увлекательных рассуждений про гендер, расу и интерсекциональность, есть критика таких звезд, как Халберстам, но для меня важнее всего оказалась лично-политическая сторона.
⬇️⬇️⬇️
⬆️⬆️⬆️
Бобби Нобл сделал свой лесбийский камин-аут в 1978 году. Он — ветеран лесбофеминистского движения города Эдмонтон (штат Альберта). Он волонтерил в кризисном центре для переживших изнасилование, организовывал марши против насилия «Верни себе ночь» (Take Back The Night) и первый в Эдмонтоне прайд в 1987 году, вел группу поддержки для секс-работни_ц и делал еще много чего. Он — плоть от плоти феминистского движения. Как он пишет в этом тексте, он не стучится в дверь феминистского движения и не спрашивает, можно ли ему войти. Он уже здесь и всю свою сознательную жизнь был здесь.
Именно из позиции человека, выращенного и пропитанного лесбийским феминизмом и его ценностями, Бобби Нобл формулирует свою феминистскую трансмаскулинность. Важная часть этой маскулинности — сознательный отказ от того, что традиционно предписывает образ взрослого мужчины. Это преднамеренное, стратегическое лузерство на поле мужественности, отказ брать и использовать мужскую власть. Из этих соображений Нобл не стал менять гендерный маркер в документах, и из этих соображений он выбрал себе детское, смешное имя Бобби (взрослых мужчин зовут Роберт или Боб). Феминистская маскулинность — это не занимать пространство так, как это обычно делают мужчины, не соревноваться с ними за позицию «альфа-самца», побуждать и поддерживать мальчиков не становиться взрослыми мужчинами в политическом смысле, а оставаться «мальчиками». И еще это последовательная антирасистская солидарность и борьба, и конечно, всегда — последовательная поддержка женщин* и ЛГБТИК.
Вот вам и позитивная программа. Когда я все это читал, у меня было такое чувство, как будто Бобби Нобл протянул мне руку и вытащил меня из липкой холодной трясины моих тоскливых сомнений. Я узнал себя и в его истории, и в его решениях. Я тоже давно в феминистском движении, и много чего организовывал, и точно не пришел в него извне. И я интуитивно и естественно выбрал для себя именно такую стратегию лузерской и мальчиковой маскулинности. История с именем меня просто привела в восторг, потому что меня зовут Ваня ровно по той же причине.Пожалуй, слабое место в аргументации Нобла — это опора на послужной активистский список. Точнее, это то, что работает для него (и сработало для меня — по крайней мере в плане разрешения внутренних сомнений), но, конечно, это не универсальный довод. Право находиться и участвовать в феминистских пространствах не должно определяться предыдущими активистскими заслугами точно так же, как оно не должно определяться идентичностью, медицинским статусом и гендерным маркером в документах. Потому что иначе это получается опора на иерархию того, что считается правильным активизмом, достаточно престижным, протестным и/или публичным. Критерий тут должен быть один — политические решения, которые человек принимает сейчас, и политические действия, которые человек совершает — сейчас, а не когда-то в прошлом.
P.S.: Ну, и мне лично с моей небинарной идентичностью не по душе слово «сын», даже если прилепить к нему звездочку. «Дети движения» — так мне нравится больше.
Бобби Нобл сделал свой лесбийский камин-аут в 1978 году. Он — ветеран лесбофеминистского движения города Эдмонтон (штат Альберта). Он волонтерил в кризисном центре для переживших изнасилование, организовывал марши против насилия «Верни себе ночь» (Take Back The Night) и первый в Эдмонтоне прайд в 1987 году, вел группу поддержки для секс-работни_ц и делал еще много чего. Он — плоть от плоти феминистского движения. Как он пишет в этом тексте, он не стучится в дверь феминистского движения и не спрашивает, можно ли ему войти. Он уже здесь и всю свою сознательную жизнь был здесь.
Именно из позиции человека, выращенного и пропитанного лесбийским феминизмом и его ценностями, Бобби Нобл формулирует свою феминистскую трансмаскулинность. Важная часть этой маскулинности — сознательный отказ от того, что традиционно предписывает образ взрослого мужчины. Это преднамеренное, стратегическое лузерство на поле мужественности, отказ брать и использовать мужскую власть. Из этих соображений Нобл не стал менять гендерный маркер в документах, и из этих соображений он выбрал себе детское, смешное имя Бобби (взрослых мужчин зовут Роберт или Боб). Феминистская маскулинность — это не занимать пространство так, как это обычно делают мужчины, не соревноваться с ними за позицию «альфа-самца», побуждать и поддерживать мальчиков не становиться взрослыми мужчинами в политическом смысле, а оставаться «мальчиками». И еще это последовательная антирасистская солидарность и борьба, и конечно, всегда — последовательная поддержка женщин* и ЛГБТИК.
Вот вам и позитивная программа. Когда я все это читал, у меня было такое чувство, как будто Бобби Нобл протянул мне руку и вытащил меня из липкой холодной трясины моих тоскливых сомнений. Я узнал себя и в его истории, и в его решениях. Я тоже давно в феминистском движении, и много чего организовывал, и точно не пришел в него извне. И я интуитивно и естественно выбрал для себя именно такую стратегию лузерской и мальчиковой маскулинности. История с именем меня просто привела в восторг, потому что меня зовут Ваня ровно по той же причине.Пожалуй, слабое место в аргументации Нобла — это опора на послужной активистский список. Точнее, это то, что работает для него (и сработало для меня — по крайней мере в плане разрешения внутренних сомнений), но, конечно, это не универсальный довод. Право находиться и участвовать в феминистских пространствах не должно определяться предыдущими активистскими заслугами точно так же, как оно не должно определяться идентичностью, медицинским статусом и гендерным маркером в документах. Потому что иначе это получается опора на иерархию того, что считается правильным активизмом, достаточно престижным, протестным и/или публичным. Критерий тут должен быть один — политические решения, которые человек принимает сейчас, и политические действия, которые человек совершает — сейчас, а не когда-то в прошлом.
P.S.: Ну, и мне лично с моей небинарной идентичностью не по душе слово «сын», даже если прилепить к нему звездочку. «Дети движения» — так мне нравится больше.
Привет новоприбывшим и давнишним читатель_ницам! Я очень рад вам всем 😊 И сейчас заново расскажу о себе и о том, что я тут делаю.
Привет! Что тут происходит?
Это канал про феминистские движения в России и разные смежные темы. Я пишу про это диссертацию, и изначально идея была такая, что тут я буду рассказывать все то же, что пишу в диссере, но только просто, весело и по-русски. По факту, здесь я иногда действительно это делаю, но еще и просто комментирую события и рассказываю разные вещи, которые меня занимают в связи с феминизмом.
Мой феминизм — антикапиталистический, антирасистский, антиимперский и антиколониальный, и конечно, квирный и интерсекциональный.
Про меня
Меня зовут Ваня Соловей. Я небинарный трансгендерный человек. Я родился в Москве, учился лингвистике, занимался левым, феминистским и лесбийским активизмом, но феминистским — больше всего. Сейчас я живу в Берлине, и я аспирант по гендерным исследованиям.
У меня есть несколько опубликованных академических статей по-английски, почитать можно здесь.
Еще я переводчик. Я перевожу все, устно и письменно, и редактирую переводы.
Мои самые любимые работы в этом качестве — те, которые связаны с феминизмом:
⚡️«Кинг Конг Теория» Виржини Депант (М.: No Kidding Press, 2019) — моя редактура,
⚡️эссе той же Депант «Встаем и сваливаем», опубликованное тоже No Kidding Press на «Сигме» — мой перевод.
Связаться со мной можно тут: @turtleseals.
Это канал про феминистские движения в России и разные смежные темы. Я пишу про это диссертацию, и изначально идея была такая, что тут я буду рассказывать все то же, что пишу в диссере, но только просто, весело и по-русски. По факту, здесь я иногда действительно это делаю, но еще и просто комментирую события и рассказываю разные вещи, которые меня занимают в связи с феминизмом.
Мой феминизм — антикапиталистический, антирасистский, антиимперский и антиколониальный, и конечно, квирный и интерсекциональный.
Про меня
Меня зовут Ваня Соловей. Я небинарный трансгендерный человек. Я родился в Москве, учился лингвистике, занимался левым, феминистским и лесбийским активизмом, но феминистским — больше всего. Сейчас я живу в Берлине, и я аспирант по гендерным исследованиям.
У меня есть несколько опубликованных академических статей по-английски, почитать можно здесь.
Еще я переводчик. Я перевожу все, устно и письменно, и редактирую переводы.
Мои самые любимые работы в этом качестве — те, которые связаны с феминизмом:
⚡️«Кинг Конг Теория» Виржини Депант (М.: No Kidding Press, 2019) — моя редактура,
⚡️эссе той же Депант «Встаем и сваливаем», опубликованное тоже No Kidding Press на «Сигме» — мой перевод.
Связаться со мной можно тут: @turtleseals.
антирусский чиж pinned «Привет! Что тут происходит? Это канал про феминистские движения в России и разные смежные темы. Я пишу про это диссертацию, и изначально идея была такая, что тут я буду рассказывать все то же, что пишу в диссере, но только просто, весело и по-русски. По факту…»
Что тут читать?
А еще чтобы вам было удобнее здесь ориентироваться, вот подборка самых важных постов. (Формат поста-дайджеста я подсмотрел на нежно любимом канале «Помыла руки» — пользуясь случаем, передаю привет!)
История феминизма
🕯Про акцию с балаклавами в 2008 году
🕯Про страшное слово на Ф и женское движение 1990-х
🕯Феминистский онлайн-активизм: история, архивы и каталоги
Фемдвижение
📣Политика «диванных феминисток»: почему мы
обесцениваем онлайн-активизм
📣Что не так с понятием «женская гендерная социализация»
📣Про секс-работу и интерсекциональность
Трансгендерность и трансфобия
🦄Про трансгендерность и феминизм, или из какой позиции я говорю
🦄Про роль трансфобии/циссексизма в феминизме
🦄А зачем люди делают переход?
Государство и насилие
💣Про насилие и российское государство
💣Джулиан Ассанж и тюремный феминизм
💣Про Беларусь и ненависть к силовикам
💣Про 9 мая и антипатриотизм
Колониализм и колониальность
⛓Про Россию и колониальность
⛓Неужели Россия и правда колониальная империя?
А еще чтобы вам было удобнее здесь ориентироваться, вот подборка самых важных постов. (Формат поста-дайджеста я подсмотрел на нежно любимом канале «Помыла руки» — пользуясь случаем, передаю привет!)
История феминизма
🕯Про акцию с балаклавами в 2008 году
🕯Про страшное слово на Ф и женское движение 1990-х
🕯Феминистский онлайн-активизм: история, архивы и каталоги
Фемдвижение
📣Политика «диванных феминисток»: почему мы
обесцениваем онлайн-активизм
📣Что не так с понятием «женская гендерная социализация»
📣Про секс-работу и интерсекциональность
Трансгендерность и трансфобия
🦄Про трансгендерность и феминизм, или из какой позиции я говорю
🦄Про роль трансфобии/циссексизма в феминизме
🦄А зачем люди делают переход?
Государство и насилие
💣Про насилие и российское государство
💣Джулиан Ассанж и тюремный феминизм
💣Про Беларусь и ненависть к силовикам
💣Про 9 мая и антипатриотизм
Колониализм и колониальность
⛓Про Россию и колониальность
⛓Неужели Россия и правда колониальная империя?
Джудит Батлер, звезда квир- и феминистской теории, дали интервью о трансгендерности и феминизме, где каждое слово — золото. Я перевел интервью на русский, а замечательный журнал «Критика фемiнiстична» его опубликовал.
«Для феминизма было бы катастрофой вернуться к строго биологическому пониманию гендера, или свести социальное поведение к какой-либо части тела, или навесить на транс* женщин собственные страхи и тревожные фантазии… Их устойчивое и абсолютно реальное чувство гендера должно быть признано на общественном и публичном уровне, это довольно простой вопрос уважения к достоинству другого человека. Позиция трансэксклюзивных радикальных феминисток покушается на достоинство транс* людей.»
https://feminist.krytyka.com/ru/articles/dzhudit-batler-o-kulturnyh-voynah-rouling-i-zhizni-v-antiintellektualnye-vremena/
«Для феминизма было бы катастрофой вернуться к строго биологическому пониманию гендера, или свести социальное поведение к какой-либо части тела, или навесить на транс* женщин собственные страхи и тревожные фантазии… Их устойчивое и абсолютно реальное чувство гендера должно быть признано на общественном и публичном уровне, это довольно простой вопрос уважения к достоинству другого человека. Позиция трансэксклюзивных радикальных феминисток покушается на достоинство транс* людей.»
https://feminist.krytyka.com/ru/articles/dzhudit-batler-o-kulturnyh-voynah-rouling-i-zhizni-v-antiintellektualnye-vremena/
Krytyka
Джудит Батлер о культурных войнах, Роулинг и жизни в
Тридцать лет назад из-под пера Джудит Батлер вышла книга, перевернувшая общепринятые представления о гендере. В «Гендерном беспокойстве» – несомненно, самой известной работе Батлер – гендер
Разве это движение?
Феминистское движение вроде как странное. Такое разнообразное и как будто бы разрозненное. Столько направлений, у каждого своя повестка, у некоторых они противоречат друг другу, в результате постоянные конфликты и споры. Разве это вообще похоже на движение? Разве движение — это не что-то другое? И главное, разве с такой — отсутствующей — структурой можно чего-то добиться?
Многие феминист_ки сомневаются, некоторые даже так и говорят: мол, нет у нас движения. Феминист_ки есть, а движения нет. В то же время у многих есть ощущение сообщества, не просто большого, а стремительно растущего, и многим очевидны его все более впечатляющие успехи.
Мы привыкли определять движение через коллективные протестные действия, обращенные к государству (или против него). Когда мы говорим «движение», обычно представляем себе примерно такую картинку: огромная масса людей объединяется, выдвигает требования к государству и начинает за них бороться. Для этого они вырабатывают какую-то стратегию и структуру, из их среды выдвигаются лидер_ки. Если движение успешно, оно, наверное, рано или поздно переходит от уличных протестов к каким-то более формализованным политическим действиям: либо встраивается со временем в политические структуры, либо перерастает в революцию и замещает старые структуры своими собственными.
Конечно, феминистское движение на это не похоже. Надо сказать, не только оно: еще экологическое, ЛГБТИК и много других движений в разных местах и в разные времена. То есть иногда они даже могут вписываться в эту картинку, но она не объясняет их полностью. Социолог_ини, которые пытались разобраться в том, что же их отличает и как они устроены, придумали в итоге теорию «новых социальных движений».
Такие движения, говорит эта теория, стремятся не к какой-то конкретной реформе или политической представленности, а к коренному переустройству всей общественной жизни. Поэтому они не то чтобы выдвигают требования, а, собственно, занимаются переустройством этой жизни здесь и сейчас. Они создают сообщества, в которых вырабатывают новые понимания свободы и справедливости, новый язык, практики, всякие правила и способы жизни. Если они к кому-то обращаются, то в первую очередь не к государству, а ко всему обществу. Время от времени они могут мобилизовываться и устраивать традиционные протесты, могут иногда взаимодействовать с политическими институтами, но их деятельность гораздо шире, чем отдельные протестные кампании или традиционная политика. Такие движения действуют в культурном и дискурсивном поле: спорят, переубеждают, борются за новые смыслы, своим живым примером показывают, как можно по-другому.
Феминизм в России приобретает все более массовый характер. За последние 10-15 лет из горстки фриков, над которыми все смеялись, феминизм стал реальной силой, которая привлекла на свою сторону самых разных людей. Феминист_ки инициировали важнейшие общественные дискуссии, самые заметные из них — о домашнем и сексуальном насилии. Но помимо этого, огромное количество людей и институций теперь знакомы с широким кругом вопросов феминистской повестки, разделяют и поддерживают их. И главное — начинают по-другому думать, говорить и действовать. Все это несомненные социальные изменения. Где есть изменения — там уж точно есть движение.
Дальше еще будет продолжение про то, что такое сильное феминистское движение, нужна ли феминистская партия и лидер_ки. А пока открою комментарии — задавайте мне вопросы, делитесь откликами и соображениями.
🥀Все равно это не те изменения
🐿Интересно про сильное движение и лидер_ок!
🍍Другое, напишу коммент
Феминистское движение вроде как странное. Такое разнообразное и как будто бы разрозненное. Столько направлений, у каждого своя повестка, у некоторых они противоречат друг другу, в результате постоянные конфликты и споры. Разве это вообще похоже на движение? Разве движение — это не что-то другое? И главное, разве с такой — отсутствующей — структурой можно чего-то добиться?
Многие феминист_ки сомневаются, некоторые даже так и говорят: мол, нет у нас движения. Феминист_ки есть, а движения нет. В то же время у многих есть ощущение сообщества, не просто большого, а стремительно растущего, и многим очевидны его все более впечатляющие успехи.
Мы привыкли определять движение через коллективные протестные действия, обращенные к государству (или против него). Когда мы говорим «движение», обычно представляем себе примерно такую картинку: огромная масса людей объединяется, выдвигает требования к государству и начинает за них бороться. Для этого они вырабатывают какую-то стратегию и структуру, из их среды выдвигаются лидер_ки. Если движение успешно, оно, наверное, рано или поздно переходит от уличных протестов к каким-то более формализованным политическим действиям: либо встраивается со временем в политические структуры, либо перерастает в революцию и замещает старые структуры своими собственными.
Конечно, феминистское движение на это не похоже. Надо сказать, не только оно: еще экологическое, ЛГБТИК и много других движений в разных местах и в разные времена. То есть иногда они даже могут вписываться в эту картинку, но она не объясняет их полностью. Социолог_ини, которые пытались разобраться в том, что же их отличает и как они устроены, придумали в итоге теорию «новых социальных движений».
Такие движения, говорит эта теория, стремятся не к какой-то конкретной реформе или политической представленности, а к коренному переустройству всей общественной жизни. Поэтому они не то чтобы выдвигают требования, а, собственно, занимаются переустройством этой жизни здесь и сейчас. Они создают сообщества, в которых вырабатывают новые понимания свободы и справедливости, новый язык, практики, всякие правила и способы жизни. Если они к кому-то обращаются, то в первую очередь не к государству, а ко всему обществу. Время от времени они могут мобилизовываться и устраивать традиционные протесты, могут иногда взаимодействовать с политическими институтами, но их деятельность гораздо шире, чем отдельные протестные кампании или традиционная политика. Такие движения действуют в культурном и дискурсивном поле: спорят, переубеждают, борются за новые смыслы, своим живым примером показывают, как можно по-другому.
Феминизм в России приобретает все более массовый характер. За последние 10-15 лет из горстки фриков, над которыми все смеялись, феминизм стал реальной силой, которая привлекла на свою сторону самых разных людей. Феминист_ки инициировали важнейшие общественные дискуссии, самые заметные из них — о домашнем и сексуальном насилии. Но помимо этого, огромное количество людей и институций теперь знакомы с широким кругом вопросов феминистской повестки, разделяют и поддерживают их. И главное — начинают по-другому думать, говорить и действовать. Все это несомненные социальные изменения. Где есть изменения — там уж точно есть движение.
Дальше еще будет продолжение про то, что такое сильное феминистское движение, нужна ли феминистская партия и лидер_ки. А пока открою комментарии — задавайте мне вопросы, делитесь откликами и соображениями.
🥀Все равно это не те изменения
🐿Интересно про сильное движение и лидер_ок!
🍍Другое, напишу коммент
Сильное феминистское движение?
Давайте поговорим теперь о том, что такое сильное движение и где его взять. Сильное движение — это такое, которое способно достигать своих целей, так? Значит, разговор о сильном движении — это разговор о целях. Если мы исходим из «традиционного» определения, то все понятно: сильное движение — это когда многотысячные митинги по всей стране, и министер_ки и президент_ки дрожащими руками подписывают нужные законы. Ну или там, радостно жмут руку лидер_кам уличных протестов. Или их уводит под конвоем революционный патруль… Движению, которое стремится посадить своих лидер_ок в парламентские или президентские кресла, наверное, нужна иерархическая структура, формальное членство, дисциплина и так далее. Тогда кто-то из «центра» может дать команду, и сотни людей будут слаженно ее выполнять.
Если наша цель — гендерная и вообще социальная справедливость, то как она связана с президентским креслом? Может быть, есть некоторое пересечение, но эта задача точно не единственная и не главная. Если мы хотим изменений на всех уровнях, а не только в официальной политике, то нам нужно спорить, убеждать, привлекать на свою сторону людей везде: в наших семьях, дворах, в школах, на заводах и в офисах, в СМИ, музыке и кино. И везде нам нужно пробовать строить новые форматы отношений и взаимодействий. Критиковать то, что есть, и изобретать новое. Менять те пространства, в которых мы оказываемся, и создавать параллельно им свои. А раз мы изобретаем и создаем, нам, конечно, совершенно необходимо и спорить между собой. Предлагать разные варианты, сравнивать их и в дискуссиях выяснять, что лучше.
Получается, если движение стремится не к захвату власти, а к переустройству общества, то оно сильное тогда, когда в нем много людей и много разных мнений.
Если наша долгосрочная цель — построить новое общество с новыми, небывалыми отношениями равенства и справедливости, то единство — очевидно тупиковый путь. Нам нужно не единство, а разнообразие, много разных творческих подходов и экспериментов, чтобы найти те новые формы, которые действительно будут работать. Если наша краткосрочная цель — сделать хоть немного справедливее и лучше нашу жизнь здесь и сейчас, то нам тем более необходимо разнообразие, потому что здесь и сейчас разным людям точно подходят разные способы организовывать жизнь и взаимодействовать с другими.
Когда встретить друг_ую феминист_ку в своем вузе или коллективе — это уже не чудо, а вполне рядовое событие. Когда в твоем городе не ноль и не одна, а несколько феминистских площадок разной направленности с разными принципами организации. Когда СМИ отказываются от сексистского языка и вообще языка угнетения. Когда разоблачения насильни_ков на рабочих местах приводят к массовому возмущению, увольнениям и переустройству организаций. Когда твои коллеги, которые раньше называли себя сексист_ками, сегодня поддерживают тебя в феминистском споре. Все это — показатели силы движения.
😈Все равно мечтаю о феминистском революционном конвое
🎤Ну, а про лидер_ок что же?
😥Все еще не знаю фемплощадок в своем городе
Давайте поговорим теперь о том, что такое сильное движение и где его взять. Сильное движение — это такое, которое способно достигать своих целей, так? Значит, разговор о сильном движении — это разговор о целях. Если мы исходим из «традиционного» определения, то все понятно: сильное движение — это когда многотысячные митинги по всей стране, и министер_ки и президент_ки дрожащими руками подписывают нужные законы. Ну или там, радостно жмут руку лидер_кам уличных протестов. Или их уводит под конвоем революционный патруль… Движению, которое стремится посадить своих лидер_ок в парламентские или президентские кресла, наверное, нужна иерархическая структура, формальное членство, дисциплина и так далее. Тогда кто-то из «центра» может дать команду, и сотни людей будут слаженно ее выполнять.
Если наша цель — гендерная и вообще социальная справедливость, то как она связана с президентским креслом? Может быть, есть некоторое пересечение, но эта задача точно не единственная и не главная. Если мы хотим изменений на всех уровнях, а не только в официальной политике, то нам нужно спорить, убеждать, привлекать на свою сторону людей везде: в наших семьях, дворах, в школах, на заводах и в офисах, в СМИ, музыке и кино. И везде нам нужно пробовать строить новые форматы отношений и взаимодействий. Критиковать то, что есть, и изобретать новое. Менять те пространства, в которых мы оказываемся, и создавать параллельно им свои. А раз мы изобретаем и создаем, нам, конечно, совершенно необходимо и спорить между собой. Предлагать разные варианты, сравнивать их и в дискуссиях выяснять, что лучше.
Получается, если движение стремится не к захвату власти, а к переустройству общества, то оно сильное тогда, когда в нем много людей и много разных мнений.
Если наша долгосрочная цель — построить новое общество с новыми, небывалыми отношениями равенства и справедливости, то единство — очевидно тупиковый путь. Нам нужно не единство, а разнообразие, много разных творческих подходов и экспериментов, чтобы найти те новые формы, которые действительно будут работать. Если наша краткосрочная цель — сделать хоть немного справедливее и лучше нашу жизнь здесь и сейчас, то нам тем более необходимо разнообразие, потому что здесь и сейчас разным людям точно подходят разные способы организовывать жизнь и взаимодействовать с другими.
Когда встретить друг_ую феминист_ку в своем вузе или коллективе — это уже не чудо, а вполне рядовое событие. Когда в твоем городе не ноль и не одна, а несколько феминистских площадок разной направленности с разными принципами организации. Когда СМИ отказываются от сексистского языка и вообще языка угнетения. Когда разоблачения насильни_ков на рабочих местах приводят к массовому возмущению, увольнениям и переустройству организаций. Когда твои коллеги, которые раньше называли себя сексист_ками, сегодня поддерживают тебя в феминистском споре. Все это — показатели силы движения.
😈Все равно мечтаю о феминистском революционном конвое
🎤Ну, а про лидер_ок что же?
😥Все еще не знаю фемплощадок в своем городе
Про объединение и лидерство
Феминист_ок то и дело кто-нибудь призывает объединяться. Призывающие обычно сетуют на то, что в России нет сильного феминистского движения. И часто особенно сетуют на разрозненность и конфликты, которые, как они говорят, феминизм раздирают и ослабляют. Срачи отвлекают и не дают решать реальные проблемы, говорят они. По важным вопросам нужно действовать сообща — для этого нужна единая организация, которую возглавят объединитель_ницы. Дальше бывает по-разному: мне встречались такие призывы, которые по крайней мере формально признавали других феминист_ок и феминистские группы как партнер_ок по диалогу и, например, устраивали опросы, чтобы вычленить основные пункты единой фемповестки (почему такие опросы не работают, расскажу как-нибудь в другой раз). В других призывах феминист_ок совсем неприкрыто не уважают и сразу говорят, что из-за срачей они не знают, что им делать, и нуждаются в руководстве из центра.
В России и правда пока нет заметного феминистского движения, которое бы боролось за то, чтобы привести к власти как_ую-то конкретн_ую феминист_ку. Но есть сильное феминистское движение, которое стремится к гендерному равенству и справедливости. В единой структуре оно не нуждается, а успешно справляется без нее, растет и влияет на общественное мнение.
Идеологические споры такому движению необходимы — чтобы формулировать новые ценности, вырабатывать методы, адаптировать их к меняющимся условиям. В низовом движении, которое стремится к горизонтальности, разработка теорий и идеологий — общее, коллективное дело, в котором, в принципе, могут участвовать все. И едва ли кому-то захочется ни с того ни с сего отказываться от этого, чтобы получать указания из какого-то единого центра.
Противопоставлять политические дискуссии «реальным проблемам» — большое заблуждение (или манипуляция). Политические дискуссии внутри движения ведутся по вполне реальным и насущным вопросам, которые волнуют многих: будь то включение транс* людей, секс-работни_ц, предоставление голоса феминист_кам из регионов и (пост)колоний или учет интересов матерей* и детей — мы все живые люди, и речь идет о наших жизнях, безопасности и праве голоса. Куда уж реальнее?
Как показывает практика, по важным поводам феминист_ки мобилизуются и действуют сообща — например, международные кампании поддержки сестер Хачатурян и Юлии Цветковой отлично работали и работают без руководящего центра.
Единая организация на самом деле просто не нужна. Я не знаю, зачем те люди, которые призывают к ее созданию, это делают. Может быть, некоторые из них искренне верят, что это правильный путь. Но что явно сквозит в их призывах — это желание власти и попытка эксплуатировать движение, чтобы ее добиться.
Феминистское движение растет и добивается успехов, и называться феминист_кой становится не так страшно. А это значит, что скорее всего, к движению будет присоединяться все больше людей с «политическими» амбициями (не в смысле нашей освободительной низовой политики, а в узком смысле борьбы за власть в институциональной политической системе). К сожалению, такие люди, скорее всего, снова и снова будут пытаться использовать движение в своих интересах, присвоить его и монополизировать публичную феминистскую позицию. Возможно, уже скоро у нас действительно появится организация во главе с условной Хиллари Клинтон, которая будет продвигать «белый феминизм» привилегированных женщин. И тогда нам придется быть очень осторожными — особенно тем из нас, кто живет на пересечении угнетений. Потому что какими бы привлекательными ни казались на первый взгляд такие политические проекты, они никогда не будет защищать наши интересы.
🦇Я тоже за автономию и самоорганизацию
💅Меня устраивает Клинтон
👑Хочу свою собственную партию
Феминист_ок то и дело кто-нибудь призывает объединяться. Призывающие обычно сетуют на то, что в России нет сильного феминистского движения. И часто особенно сетуют на разрозненность и конфликты, которые, как они говорят, феминизм раздирают и ослабляют. Срачи отвлекают и не дают решать реальные проблемы, говорят они. По важным вопросам нужно действовать сообща — для этого нужна единая организация, которую возглавят объединитель_ницы. Дальше бывает по-разному: мне встречались такие призывы, которые по крайней мере формально признавали других феминист_ок и феминистские группы как партнер_ок по диалогу и, например, устраивали опросы, чтобы вычленить основные пункты единой фемповестки (почему такие опросы не работают, расскажу как-нибудь в другой раз). В других призывах феминист_ок совсем неприкрыто не уважают и сразу говорят, что из-за срачей они не знают, что им делать, и нуждаются в руководстве из центра.
В России и правда пока нет заметного феминистского движения, которое бы боролось за то, чтобы привести к власти как_ую-то конкретн_ую феминист_ку. Но есть сильное феминистское движение, которое стремится к гендерному равенству и справедливости. В единой структуре оно не нуждается, а успешно справляется без нее, растет и влияет на общественное мнение.
Идеологические споры такому движению необходимы — чтобы формулировать новые ценности, вырабатывать методы, адаптировать их к меняющимся условиям. В низовом движении, которое стремится к горизонтальности, разработка теорий и идеологий — общее, коллективное дело, в котором, в принципе, могут участвовать все. И едва ли кому-то захочется ни с того ни с сего отказываться от этого, чтобы получать указания из какого-то единого центра.
Противопоставлять политические дискуссии «реальным проблемам» — большое заблуждение (или манипуляция). Политические дискуссии внутри движения ведутся по вполне реальным и насущным вопросам, которые волнуют многих: будь то включение транс* людей, секс-работни_ц, предоставление голоса феминист_кам из регионов и (пост)колоний или учет интересов матерей* и детей — мы все живые люди, и речь идет о наших жизнях, безопасности и праве голоса. Куда уж реальнее?
Как показывает практика, по важным поводам феминист_ки мобилизуются и действуют сообща — например, международные кампании поддержки сестер Хачатурян и Юлии Цветковой отлично работали и работают без руководящего центра.
Единая организация на самом деле просто не нужна. Я не знаю, зачем те люди, которые призывают к ее созданию, это делают. Может быть, некоторые из них искренне верят, что это правильный путь. Но что явно сквозит в их призывах — это желание власти и попытка эксплуатировать движение, чтобы ее добиться.
Феминистское движение растет и добивается успехов, и называться феминист_кой становится не так страшно. А это значит, что скорее всего, к движению будет присоединяться все больше людей с «политическими» амбициями (не в смысле нашей освободительной низовой политики, а в узком смысле борьбы за власть в институциональной политической системе). К сожалению, такие люди, скорее всего, снова и снова будут пытаться использовать движение в своих интересах, присвоить его и монополизировать публичную феминистскую позицию. Возможно, уже скоро у нас действительно появится организация во главе с условной Хиллари Клинтон, которая будет продвигать «белый феминизм» привилегированных женщин. И тогда нам придется быть очень осторожными — особенно тем из нас, кто живет на пересечении угнетений. Потому что какими бы привлекательными ни казались на первый взгляд такие политические проекты, они никогда не будет защищать наши интересы.
🦇Я тоже за автономию и самоорганизацию
💅Меня устраивает Клинтон
👑Хочу свою собственную партию
Привет! Пока не могу наскрести ресурсов на большие посты, подумал, буду делиться небольшими вещами.
Вот сегодня нашел в одной серьезной и выдержанной академической книжке емкое объяснение интерсекциональности:
«Если будешь бороться только с одним „-измом“ за раз, другие придут и укусят тебя за жопу».
Книжка Changing the Wor(l)d: Discourse, Politics, and the Feminist Movement, авторка Стейси Янг (Stacey Young), афоризм принадлежит ее подруге Александре Картер.
А вы сочиняете с по_другами афоризмы про интерсекциональность?
😜Конечно, как же жить без этого
🙄Нам не до афоризмов
😲У меня есть вопросы к интерсекциональности
Вот сегодня нашел в одной серьезной и выдержанной академической книжке емкое объяснение интерсекциональности:
«Если будешь бороться только с одним „-измом“ за раз, другие придут и укусят тебя за жопу».
Книжка Changing the Wor(l)d: Discourse, Politics, and the Feminist Movement, авторка Стейси Янг (Stacey Young), афоризм принадлежит ее подруге Александре Картер.
А вы сочиняете с по_другами афоризмы про интерсекциональность?
😜Конечно, как же жить без этого
🙄Нам не до афоризмов
😲У меня есть вопросы к интерсекциональности
С наступающим, дорогие! Сил нам всем в новом году, и пусть он будет лучше и легче.