«Ещё не поздно отказаться, пути назад не будет: пройдёшь мимо - и сказке конец. Ты просто продолжишь читать восторженные новости о новых миллиардных инвестициях и крутых партнёрствах в киберспорте. Подпишешься на канал - войдёшь в страну чудес. Я покажу тебе, как глубока киберспортивная нора» (с)
Тут это, статья на сайбер.спортс.ру вышла под заголовком «Странный турнир по Apex Legends от EA». За «странность» выдают платную регистрацию и отсутствие тревел саппорта для участников. Да ещё и подзаголовком снабдили «Какой сейчас год, ЕА?», чтобы жадные до денег боссы наверняка раскаялись после прочтения.
Эта новость отправила меня прямиком в 2006 год, в электричку «Миасс-1 - Челябинск», где я сижу со сдачей с 1000 рублей за покупку билета. Еду я до конечной станции, где отдам ещё взнос в 400 рублей, на 200 р. - пару раз поем, а на оставшиеся - доберусь обратно домой. Всё это для того, чтобы принять участие в «открытом ковре» среди секций Челябинской области и доказать, что я - ничёси такой боец. В итоге - третье место, но сражался я как тигр. Ещё бы, столько денег потратил, да и на дорогу 2 часа! Т.е. эти траты дополнили для меня ценность соревнования, а организаторам - закрыли часть костов мероприятия. Win-win.
А теперь давайте посмотрим на киберспорт образца 2019 года: практически все ивенты - бесплатны для участия, тревел саппорт на LAN-финалы зачастую оплачивается организатором, дарится какой-то свистопердильный мерч, чтобы задобрить атлетов и т.д. Я уже молчу про перегретый уровень ЗП и распределение призовых между игроками и оргой. И зачем всё это? Чтобы индустрия постоянно жила на дотации инвесторов и спонсоров? Или, всё-таки, будем учиться зарабатывать у «старшего брата», где команды и спортсмены приклоняются перед турнирами и лигами, а не наоборот?
Никто, кроме нас, не знает, какие усилия были приложены, чтобы создать продукт. И если мы отдаём его бесплатно, значит и цена его в глазах ЦА - ноль. И виноват не пресловутый «русский менталитет», на который сваливают нежелание платить. Мы сами разбаловали халявой нашу аудиторию.
А ЕА - молодцы, стоит поучиться.
Ссылка на статью http://bit.ly/2ZELFNg
Эта новость отправила меня прямиком в 2006 год, в электричку «Миасс-1 - Челябинск», где я сижу со сдачей с 1000 рублей за покупку билета. Еду я до конечной станции, где отдам ещё взнос в 400 рублей, на 200 р. - пару раз поем, а на оставшиеся - доберусь обратно домой. Всё это для того, чтобы принять участие в «открытом ковре» среди секций Челябинской области и доказать, что я - ничёси такой боец. В итоге - третье место, но сражался я как тигр. Ещё бы, столько денег потратил, да и на дорогу 2 часа! Т.е. эти траты дополнили для меня ценность соревнования, а организаторам - закрыли часть костов мероприятия. Win-win.
А теперь давайте посмотрим на киберспорт образца 2019 года: практически все ивенты - бесплатны для участия, тревел саппорт на LAN-финалы зачастую оплачивается организатором, дарится какой-то свистопердильный мерч, чтобы задобрить атлетов и т.д. Я уже молчу про перегретый уровень ЗП и распределение призовых между игроками и оргой. И зачем всё это? Чтобы индустрия постоянно жила на дотации инвесторов и спонсоров? Или, всё-таки, будем учиться зарабатывать у «старшего брата», где команды и спортсмены приклоняются перед турнирами и лигами, а не наоборот?
Никто, кроме нас, не знает, какие усилия были приложены, чтобы создать продукт. И если мы отдаём его бесплатно, значит и цена его в глазах ЦА - ноль. И виноват не пресловутый «русский менталитет», на который сваливают нежелание платить. Мы сами разбаловали халявой нашу аудиторию.
А ЕА - молодцы, стоит поучиться.
Ссылка на статью http://bit.ly/2ZELFNg
Ни дня без флешбеков.
Пару лет назад, когда в Китай официально пустили КС:ГО, прошло два турнира серии China TOP. Оба первых места достались составу Веги Сквадрон, что могло послужить отличным началом работы с огромной китайской аудиторией. Могло бы, но не послужило, потому что Вега - про спорт, а не про всякую там медийку и прочую шелуху.
Прошло 2 года. Вслед за Ювентусом, МЮ, ПСЖ и другими мастодонтами традиционного спорта, «мировую фабрику» начинают покорять и отечественные киберспортивные организации: кто-то бюджетно, как Винстрайк, кто-то основательно, как ВП. И это радует, ведь все мы прекрасно понимаем, что киберспортивные миллиарды, вопреки уверениям, сосредоточены далеко не в СНГ.
А что там Вега? А Вега - это кузница отличных спортивных кадров. Но, к сожалению, не для себя, а для других организаций. Потому что, как грится, «ноу медийка, ноу мани. Ноу мани, ноу ̶х̶а̶н̶и̶ ̶ спорт».
Пару лет назад, когда в Китай официально пустили КС:ГО, прошло два турнира серии China TOP. Оба первых места достались составу Веги Сквадрон, что могло послужить отличным началом работы с огромной китайской аудиторией. Могло бы, но не послужило, потому что Вега - про спорт, а не про всякую там медийку и прочую шелуху.
Прошло 2 года. Вслед за Ювентусом, МЮ, ПСЖ и другими мастодонтами традиционного спорта, «мировую фабрику» начинают покорять и отечественные киберспортивные организации: кто-то бюджетно, как Винстрайк, кто-то основательно, как ВП. И это радует, ведь все мы прекрасно понимаем, что киберспортивные миллиарды, вопреки уверениям, сосредоточены далеко не в СНГ.
А что там Вега? А Вега - это кузница отличных спортивных кадров. Но, к сожалению, не для себя, а для других организаций. Потому что, как грится, «ноу медийка, ноу мани. Ноу мани, ноу ̶х̶а̶н̶и̶ ̶ спорт».
Состоялся давеча у меня дискус с коллегами из Старладдера. Ну как, дискус: зачем-то оставил своё мнение под постом о закрытии состава М19 по ПУБГ и понеслось.
Моё предположение о том, что киберспорт в ПУБГ и, в частности, ПЕЛ - экономически невыгодное предприятие в текущем виде, было встречено стеной негодования. «А вот Фейзы, Ликвид, Г2, Энце, НиП, НаВи и прочие так не считают. Прост у М19 результаты плохие, поэтому и закрыли!😝»
Не, нуачо, всё правильно. Зачем шафлить или целиком менять команду, когда можно просто закрыть потенациально коммерчески успешное направление? Этим же подходом руководствовались и Тим Виталити и Клауд9, когда закрывали ПУБГ.
Хотя, погодите… у Клаудов было два серебра в двух фазах НПЛ (американский аналог ПЕЛ) и нехилые финансовые возможности для развития «перспективной» дисциплины. Видимо, одна из богатейших организаций в мире таки умеет считать деньги 🤔
Я понимаю, что каждый кулик должен хвалить своё болото. Но проблема-то не в качестве организации турнира, и не в создаваемом контенте, а в его дистрибуции и низкой популярности самого ПУБГ как киберспортивной дисциплины.
Ну, как грится, поживём - увидим. Очень хочется надеяться, что это только мои домыслы.
Кстати, @cyberslovo - киберспортивная годнота.
Моё предположение о том, что киберспорт в ПУБГ и, в частности, ПЕЛ - экономически невыгодное предприятие в текущем виде, было встречено стеной негодования. «А вот Фейзы, Ликвид, Г2, Энце, НиП, НаВи и прочие так не считают. Прост у М19 результаты плохие, поэтому и закрыли!😝»
Не, нуачо, всё правильно. Зачем шафлить или целиком менять команду, когда можно просто закрыть потенациально коммерчески успешное направление? Этим же подходом руководствовались и Тим Виталити и Клауд9, когда закрывали ПУБГ.
Хотя, погодите… у Клаудов было два серебра в двух фазах НПЛ (американский аналог ПЕЛ) и нехилые финансовые возможности для развития «перспективной» дисциплины. Видимо, одна из богатейших организаций в мире таки умеет считать деньги 🤔
Я понимаю, что каждый кулик должен хвалить своё болото. Но проблема-то не в качестве организации турнира, и не в создаваемом контенте, а в его дистрибуции и низкой популярности самого ПУБГ как киберспортивной дисциплины.
Ну, как грится, поживём - увидим. Очень хочется надеяться, что это только мои домыслы.
Кстати, @cyberslovo - киберспортивная годнота.
Интернет всё помнит.
29 июля Рухаб затизерил своё сотрудничество с концерном Мерседес. Это тот, который активно поддерживает турниры ЕСЛ, владеет тегом СК Гейминг и, барабанная дробь, делает шикарные автомобили. В коротком видео упоминалась дата, 5 августа. И даже год упоминался, 2019.
Как и задумано самой концепцией тизеров, подробности сотрудничества мы должны узнать позже, а именно - в указанную дату. Да-да, 5 августа 2019 года. Почему я вспомнил об этом именно сегодня, 18 августа 2019 года? Да я бы и не вспомнил, если бы не одно мероприятие, прошедшее сегодня при поддержке того самого концерна.
Киберспортивная организация Юник, которую, кстати, поддерживает отечественный страховщик РЕСО Гарантия, заанонсила новый проект. SIIIM - это что-то вроде продюсерского центра для стримеров, плюс платформа для закупки рекламы брендами. В общем, ребята делают то, о чём на рынке говорят уже не первый год. О результатах судить рано, но сам факт того, что они не говорят, а делают, уже достоен отдельного респекта.
Так вот, сегодня на автодроме Мячково, два десятка стримеров уровня Айлейма, Братишкина, Макатао, Картмана и Хардплея соревновались в гонках на Мерседесах АМГ. Автомобили, стоимостью от 4,5 до 20 млн. рублей, как вы поняли, были выбраны не просто так, а любезно предоставлены техническим спонсором мероприятия. И не только автомобили, кстати.
Стало быть, вот тебе интересная интеграция солидного автомобильного бренда. Но про неё вы вряд ли прочитаете на каком-нибудь профильном медиа. На это есть две причины: первая - аналогичная игнорированию Тойоты на Бласте, вторая - слив инфоповода пиращиками Юник. Вот и получаем результат, как в том фильме: «- Видишь суслика? - Нет - И я не вижу. А он есть.»
А от Рухаба мы всё равно будем ждать подробностей. Ну иль ещё тизера, на крайний случай!
29 июля Рухаб затизерил своё сотрудничество с концерном Мерседес. Это тот, который активно поддерживает турниры ЕСЛ, владеет тегом СК Гейминг и, барабанная дробь, делает шикарные автомобили. В коротком видео упоминалась дата, 5 августа. И даже год упоминался, 2019.
Как и задумано самой концепцией тизеров, подробности сотрудничества мы должны узнать позже, а именно - в указанную дату. Да-да, 5 августа 2019 года. Почему я вспомнил об этом именно сегодня, 18 августа 2019 года? Да я бы и не вспомнил, если бы не одно мероприятие, прошедшее сегодня при поддержке того самого концерна.
Киберспортивная организация Юник, которую, кстати, поддерживает отечественный страховщик РЕСО Гарантия, заанонсила новый проект. SIIIM - это что-то вроде продюсерского центра для стримеров, плюс платформа для закупки рекламы брендами. В общем, ребята делают то, о чём на рынке говорят уже не первый год. О результатах судить рано, но сам факт того, что они не говорят, а делают, уже достоен отдельного респекта.
Так вот, сегодня на автодроме Мячково, два десятка стримеров уровня Айлейма, Братишкина, Макатао, Картмана и Хардплея соревновались в гонках на Мерседесах АМГ. Автомобили, стоимостью от 4,5 до 20 млн. рублей, как вы поняли, были выбраны не просто так, а любезно предоставлены техническим спонсором мероприятия. И не только автомобили, кстати.
Стало быть, вот тебе интересная интеграция солидного автомобильного бренда. Но про неё вы вряд ли прочитаете на каком-нибудь профильном медиа. На это есть две причины: первая - аналогичная игнорированию Тойоты на Бласте, вторая - слив инфоповода пиращиками Юник. Вот и получаем результат, как в том фильме: «- Видишь суслика? - Нет - И я не вижу. А он есть.»
А от Рухаба мы всё равно будем ждать подробностей. Ну иль ещё тизера, на крайний случай!
YouTube
Unique Streamers Party
Купить билеты можно по ссылке: https://vk.cc/9GtTGU
Сайт: https://slllm.gg
Группа ВК: https://vk.com/public184710810
Сайт: https://slllm.gg
Группа ВК: https://vk.com/public184710810
«Вот смотри, Шериф - это шериф: он строгий и всех критикует. К|И - адепты холдинга и мирового киберспорта. А ты - зануда, который скрывает своё занудство за попытками в юмор. Что-то типа «Дежурный по стране» со Жванецким».
Эт вчера коллега выдал. Сам я этой передачи не знаю, а коллега постарше и даже помнит 23 съезд КПСС, не говоря уже про творчество Михал Михалыча. Поверим на слово.
Так вот, немного занудства. Сегодня «адепты»(с) писали про очередной отчёт ПвЦ, предрекающий YoY рост отечественной индустрии в 19,8%. Одна из причин - неэндемичные бренды, такие как Мегафон, КФЦ, Газпром и Тинькофф.
Стоп. Тинькофф? Это те самые, которые свернули своё киберспортивное подразделение? За сроком давности, позволю процитировать сотрудника одноимённого банка: «Вернёмся к нему (киберспорту), когда комплаенс в нем станет адекватным, а эти какашки единорогов надоели уже». Но зачем об этом говорить?
Да и объем рынка (из того же исследования) в 12,7 млн.$ - не такой уж и красивый, как оценка в 40 млн.$, которыми принято оперировать в определённых кругах. Об этом тоже можно не писать.
А ещё можно промолчать про кейсы Винстрайк, которые в сентябре организуют международный турнир по КС в Москве, реализуя интересную механику для фанатов НаВи. Эти же ребята привлекли неэндемических Тойоту, Фруттис, Двадцатый век Фокс, сотрудничают с Федуком и наводят ещё некоторое количество киберспортивной движухи.
Но, очевидно, что на развитие индустрии они не влияют, как и другие игроки рынка, конкурирующие с холдингом. Лучше написать про Форд, который где-то в Европах запускает свою виртуальную гоночную команду.
Уж эти-то парни точно бустанут наш с вами родной киберспорт!
Эт вчера коллега выдал. Сам я этой передачи не знаю, а коллега постарше и даже помнит 23 съезд КПСС, не говоря уже про творчество Михал Михалыча. Поверим на слово.
Так вот, немного занудства. Сегодня «адепты»(с) писали про очередной отчёт ПвЦ, предрекающий YoY рост отечественной индустрии в 19,8%. Одна из причин - неэндемичные бренды, такие как Мегафон, КФЦ, Газпром и Тинькофф.
Стоп. Тинькофф? Это те самые, которые свернули своё киберспортивное подразделение? За сроком давности, позволю процитировать сотрудника одноимённого банка: «Вернёмся к нему (киберспорту), когда комплаенс в нем станет адекватным, а эти какашки единорогов надоели уже». Но зачем об этом говорить?
Да и объем рынка (из того же исследования) в 12,7 млн.$ - не такой уж и красивый, как оценка в 40 млн.$, которыми принято оперировать в определённых кругах. Об этом тоже можно не писать.
А ещё можно промолчать про кейсы Винстрайк, которые в сентябре организуют международный турнир по КС в Москве, реализуя интересную механику для фанатов НаВи. Эти же ребята привлекли неэндемических Тойоту, Фруттис, Двадцатый век Фокс, сотрудничают с Федуком и наводят ещё некоторое количество киберспортивной движухи.
Но, очевидно, что на развитие индустрии они не влияют, как и другие игроки рынка, конкурирующие с холдингом. Лучше написать про Форд, который где-то в Европах запускает свою виртуальную гоночную команду.
Уж эти-то парни точно бустанут наш с вами родной киберспорт!
«Ну Макдональдс же называет себя рестораном!». Вот такой был ответ на мой комментарий, что клуб на 20 компьютеров - это не арена.
Или вот ещё пример: на ХХ висит вакансия «Менеджер проектов (Киберспорт)». Один из активов, который предстоит реализовать этому менеджеру - киберспортивная арена. А знаете, что имеется ввиду? Прально, компьютерный клуб на пару-тройку десятков мест.
Мои давние читатели, которые со мной уже несколько дней с запуска канала, догадались, что сейчас будет очередная занудная телега. Не хотелось бы нарушать их ожиданий, поэтому давайте я вам вкратце расскажу, что такое компьютерный/киберспортивный клуб, бар, арена и чем они отличаются.
Главное различие - это бизнес-модель площадки. Основная модель компьютерного клуба - аренда игровых мест. Она обеспечивает доход, который кратно больше, чем дают другие направления. Апсейлами здесь могут быть продажа напитков и снеков, организация турниров, точка дистрибуции, рекламные размещения и так далее.
А вот в барном формате наоборот: еда, напитки и высокомаржинальные услуги, (например, кальяны) - основа бизнеса. Чтобы гордо именоваться «киберспортивный бар», достаточно концептуального декора или других элементов заведения. ПК и консоли могут стать точкой притяжения и дополнительным источником монетизации. Ну или вообще отсутствовать.
Окей, а арена-то что тогда такое? Всё просто: если модели выше ориентированы на конечных потребителей (б2с), то основной инкам арен - это деньги бизнеса (б2б). Например, сдача площадки в аренду, организация мероприятий, продажа рекламных пакетов и так далее.
Вот, как-то так, если коротко. И, ежели что, пишу я подобные вещи не для того, чтобы показать какой я умняша. Для любой развивающейся сферы нужен единый понятийный аппарат, без которого получится Вавилонская башня или «Лебедь, рак и щука». А мне очень хочется, чтобы киберспорт развивался. Как и вам, думаю.
Или вот ещё пример: на ХХ висит вакансия «Менеджер проектов (Киберспорт)». Один из активов, который предстоит реализовать этому менеджеру - киберспортивная арена. А знаете, что имеется ввиду? Прально, компьютерный клуб на пару-тройку десятков мест.
Мои давние читатели, которые со мной уже несколько дней с запуска канала, догадались, что сейчас будет очередная занудная телега. Не хотелось бы нарушать их ожиданий, поэтому давайте я вам вкратце расскажу, что такое компьютерный/киберспортивный клуб, бар, арена и чем они отличаются.
Главное различие - это бизнес-модель площадки. Основная модель компьютерного клуба - аренда игровых мест. Она обеспечивает доход, который кратно больше, чем дают другие направления. Апсейлами здесь могут быть продажа напитков и снеков, организация турниров, точка дистрибуции, рекламные размещения и так далее.
А вот в барном формате наоборот: еда, напитки и высокомаржинальные услуги, (например, кальяны) - основа бизнеса. Чтобы гордо именоваться «киберспортивный бар», достаточно концептуального декора или других элементов заведения. ПК и консоли могут стать точкой притяжения и дополнительным источником монетизации. Ну или вообще отсутствовать.
Окей, а арена-то что тогда такое? Всё просто: если модели выше ориентированы на конечных потребителей (б2с), то основной инкам арен - это деньги бизнеса (б2б). Например, сдача площадки в аренду, организация мероприятий, продажа рекламных пакетов и так далее.
Вот, как-то так, если коротко. И, ежели что, пишу я подобные вещи не для того, чтобы показать какой я умняша. Для любой развивающейся сферы нужен единый понятийный аппарат, без которого получится Вавилонская башня или «Лебедь, рак и щука». А мне очень хочется, чтобы киберспорт развивался. Как и вам, думаю.
Много букв о наболевшем.
Когда я работал в ивентах, у нас были чёрные списки подрядчиков, агентств и даже клиентов. В киберспорте же до сих пор всё решается «по-пацански», без придания огласке: хреновые подрядчики, невыплата призовых, кидание на деньги и воровство - про всё это говорят только в узких кругах.
Часто это приводит к тому, что один и тот же человек или организация проворачивают свои схемы раз за разом, не опасаясь последствий. Про влияние этого на индустрию рассказывать не буду, оно очевидно.
Мне бы хотелось исправить положение дел и ввести разбор подобных случаев. Предупреждён - значит вооружён. И да, на всякий случай: любители АУЕ, живущие «по понятиям», для которых эти темы «зашквар» или «крысятничество» - можете дальше лепить крестики из хлебушка.
Так вот, после этого поста, мне пришло несколько комментариев, а-ля «само-то мероприятие было гавно, и трансляция тоже - гавно». А я и не спорил. По просьбе заказчика ивента, к тому моменту уже был написан отзыв. На пяти страницах. Двенадцатым кеглем.
Спонсором фидбека выступил подрядчик, который, вроде как, про трансляции, но и в ивенты тоже горазд. Реинкарнация Гейм Шоу в лице Е-ТВ в последнее время всё чаще мелькает на радарах. К сожалению, исключительно в негативном поле.
То они проведут отвратительный РМЛ по Радуге, то явно продемонстрируют свою неконкурентоспособность на тендере Райотов. Теперь вот мероприятие для Юников, качество которого вы можете представить себе, посмотрев запись эфира. Мешанина из звуков, бэкстейдж переговоры, отсутствие цветокоррекции и какой-либо графики - такое даже на региональном ТВ уже не найти.
А ведь 2 года назад, привлекая очередной раунд инвестиций, Наталья Чайковская говорила про переезд лучших сотрудников из Вильнюса в новую московскую студию. И где они? Или это и есть результаты работы тех профессионалов? Если да, то это печально.
И чтобы не заканчивать на грустной ноте, внизу будет видео-презентация команд с РМЛ, которую мы заслужили. Низкий поклон создателям шедевра, посмеялся.
P.S. всё написанное выше является оценочным сужением автора и не преследует цели унизить чью-либо честь, достоинство или деловую репутацию. А то мало ли.
Когда я работал в ивентах, у нас были чёрные списки подрядчиков, агентств и даже клиентов. В киберспорте же до сих пор всё решается «по-пацански», без придания огласке: хреновые подрядчики, невыплата призовых, кидание на деньги и воровство - про всё это говорят только в узких кругах.
Часто это приводит к тому, что один и тот же человек или организация проворачивают свои схемы раз за разом, не опасаясь последствий. Про влияние этого на индустрию рассказывать не буду, оно очевидно.
Мне бы хотелось исправить положение дел и ввести разбор подобных случаев. Предупреждён - значит вооружён. И да, на всякий случай: любители АУЕ, живущие «по понятиям», для которых эти темы «зашквар» или «крысятничество» - можете дальше лепить крестики из хлебушка.
Так вот, после этого поста, мне пришло несколько комментариев, а-ля «само-то мероприятие было гавно, и трансляция тоже - гавно». А я и не спорил. По просьбе заказчика ивента, к тому моменту уже был написан отзыв. На пяти страницах. Двенадцатым кеглем.
Спонсором фидбека выступил подрядчик, который, вроде как, про трансляции, но и в ивенты тоже горазд. Реинкарнация Гейм Шоу в лице Е-ТВ в последнее время всё чаще мелькает на радарах. К сожалению, исключительно в негативном поле.
То они проведут отвратительный РМЛ по Радуге, то явно продемонстрируют свою неконкурентоспособность на тендере Райотов. Теперь вот мероприятие для Юников, качество которого вы можете представить себе, посмотрев запись эфира. Мешанина из звуков, бэкстейдж переговоры, отсутствие цветокоррекции и какой-либо графики - такое даже на региональном ТВ уже не найти.
А ведь 2 года назад, привлекая очередной раунд инвестиций, Наталья Чайковская говорила про переезд лучших сотрудников из Вильнюса в новую московскую студию. И где они? Или это и есть результаты работы тех профессионалов? Если да, то это печально.
И чтобы не заканчивать на грустной ноте, внизу будет видео-презентация команд с РМЛ, которую мы заслужили. Низкий поклон создателям шедевра, посмеялся.
P.S. всё написанное выше является оценочным сужением автора и не преследует цели унизить чью-либо честь, достоинство или деловую репутацию. А то мало ли.
YouTube
E Steklovata tribute
В субботу прошёл ЛАН финал российских отборочных по Мобайл Леджендс. Не слыхали? Оно и понятно, ведь «Cybersport. ru является ведущим медиа о киберспорте на русском языке. Этот статус обязывает максимально полно и всеобъемлюще освещать все важные события киберспорта» (с).
Согласен, отборочные на чемпионат Мира по одной из самых популярных мобильных дисциплин - так себе событие. Ну или всему виной компания Хуавей, которая дала денег на обеспечение русскоязычной студии. А сайберспорту не дала. Упрекать издание в этом нельзя, ведь принципы «мани фёрст» и «джаст бизнес» никто не отменял.
Да и ладно. Я вообще про другое хотел написать. Готовлюсь спикерить в этот четверг на конференции со скромным названием «Как покупать и продавать киберспорт». Забавный факт: фразы типа «миллиарды долларов» и «сверхприбыльная индустрия» постепенно пропадают не только из названий бизнес-мероприятий, но и в заголовках статей. Эт радует.
Опять отвлёкся. Тема моего выступления - «Мобильный киберспорт», в связи с чем была перечитана куча исследований на темы проникновения мобильного интернета, потребления контента и продаж смартфонов. Ещё была экзотика, например, про развивающиеся страны, про их первые шаги в диджитальную жизнь, которая начинается с приобретения порой самого ценного имущества - смартфона.
Решил поделиться с вами интересными, на мой взгляд, цифрами и фактами. А именно:
В Мире:
- На мобильный интернет сейчас приходится почти половина времени, которое люди проводят в сети.
- По состоянию на 2018 год, «всего» у 750 млн. человек нет покрытия мобильным интернетом. С 2014 этот разрыв сократился более чем вдвое.
- 3,5 млрд. людей, у которых есть покрытие, не пользуются мобильным интернетом из-за отсутствия устройств.
- 57% пользователей интернета из стран LMICs (бОльшая часть населения) в течение трёх месяцев пользователись только мобильным интернетом.
- Около 50% пользователей хотя бы раз в месяц заходят в мобильные игры. Популярнее игр - мессенджеры, соцсети, онлайн звонки, чтение новостей и просмотр бесплатных видео.
- К 2021 смартфоны и фаблеты будут продаваться в количестве 1.7 млрд. штук ежегодно.
В России:
- Количество пользователей интернета в России - 109,6 млн.
- 85% из них заходят в интернет ежедневно.
- Мобильным интернетом пользуются 73 млн. человек.
- 32 млн. россиян старше 16 лет пользуются только мобильным интернетом (рост «мобайл онли» в 2 раза за 2 года).
- РФ занимает 4 место по дешевизне мобильного интернета.
- За 2018 год продано более 30 млн. смартфонов. Именно смартфонов, не всех телефонов.
Вот такая, вкратце, картина. Если наберётся 300 «умников», выложу ПДФ презентации с выступления и периодически буду публиковать такие штуки.
Если нет, то всё равно буду публиковать. Ведь, как говорится, «это мой осёл: хочу е*у, хочу еду» (с)
Согласен, отборочные на чемпионат Мира по одной из самых популярных мобильных дисциплин - так себе событие. Ну или всему виной компания Хуавей, которая дала денег на обеспечение русскоязычной студии. А сайберспорту не дала. Упрекать издание в этом нельзя, ведь принципы «мани фёрст» и «джаст бизнес» никто не отменял.
Да и ладно. Я вообще про другое хотел написать. Готовлюсь спикерить в этот четверг на конференции со скромным названием «Как покупать и продавать киберспорт». Забавный факт: фразы типа «миллиарды долларов» и «сверхприбыльная индустрия» постепенно пропадают не только из названий бизнес-мероприятий, но и в заголовках статей. Эт радует.
Опять отвлёкся. Тема моего выступления - «Мобильный киберспорт», в связи с чем была перечитана куча исследований на темы проникновения мобильного интернета, потребления контента и продаж смартфонов. Ещё была экзотика, например, про развивающиеся страны, про их первые шаги в диджитальную жизнь, которая начинается с приобретения порой самого ценного имущества - смартфона.
Решил поделиться с вами интересными, на мой взгляд, цифрами и фактами. А именно:
В Мире:
- На мобильный интернет сейчас приходится почти половина времени, которое люди проводят в сети.
- По состоянию на 2018 год, «всего» у 750 млн. человек нет покрытия мобильным интернетом. С 2014 этот разрыв сократился более чем вдвое.
- 3,5 млрд. людей, у которых есть покрытие, не пользуются мобильным интернетом из-за отсутствия устройств.
- 57% пользователей интернета из стран LMICs (бОльшая часть населения) в течение трёх месяцев пользователись только мобильным интернетом.
- Около 50% пользователей хотя бы раз в месяц заходят в мобильные игры. Популярнее игр - мессенджеры, соцсети, онлайн звонки, чтение новостей и просмотр бесплатных видео.
- К 2021 смартфоны и фаблеты будут продаваться в количестве 1.7 млрд. штук ежегодно.
В России:
- Количество пользователей интернета в России - 109,6 млн.
- 85% из них заходят в интернет ежедневно.
- Мобильным интернетом пользуются 73 млн. человек.
- 32 млн. россиян старше 16 лет пользуются только мобильным интернетом (рост «мобайл онли» в 2 раза за 2 года).
- РФ занимает 4 место по дешевизне мобильного интернета.
- За 2018 год продано более 30 млн. смартфонов. Именно смартфонов, не всех телефонов.
Вот такая, вкратце, картина. Если наберётся 300 «умников», выложу ПДФ презентации с выступления и периодически буду публиковать такие штуки.
Если нет, то всё равно буду публиковать. Ведь, как говорится, «это мой осёл: хочу е*у, хочу еду» (с)
Недавно у Женьки был ДР. Женька - тот человек, благодаря которому я бросил хорошую работу и ушёл зарабатывать миллиарды на киберспорте. Случилось это после первого Эпицентра по КСу, в 2016 году, на который Женя любезно пригласил меня поработать.
Не думал тогда, что буду чувствовать себя как трёхлетняя девочка, которую в первый раз привели в цирк. Я натурально ссался кипятком от происходящего в ВТБ Арене, ведь до того момента самым крутым киберспортивным ивентом для меня был Техлабс.
А помните, как в дотку ворвалась новая пятёрка ВП? И это после слов Вилата о том, что СНГ-дота мертва и вообще, не наша игра (эт когда Нави отлетели на Инте с последнего места). Снова появился смысл смотреть игры с крупнейших чемпионатов, ведь там гарантированно были наши ребята. Да не просто были, а с высокой вероятностью в полуфиналах и финалах!
Спустя несколько лет всё изменилось: и Эпицентр не тот, и ВП сдулись, и ваще - всё плохо. Ну это если судить по отзывам коммьюнити. А что же на самом деле? А на самом деле, ничего особенного не произошло. Просто ни ЕЕЕ, ни ВП не могут оправдать тех гипер-завышенных ожиданий, которые на них возложила аудитория.
Проведу аналогию. Почему все граждане РФ приходят в лютый экстаз, когда наши футболисты добиваются маломальских результатов? Прально, потому что от них никто и ничего не ждёт. Проиграли - «ну, как обычно!», выиграли - «вот это молодцы ребята, давайте поднажмём!». И всё, никаких моральных обязательств.
С Эпицентром и ВП диаметрально противоположенная ситуация. Огромными денежными вливаниями и человеческим ресурсом была задрана нереальная планка, к которой за 3 года тупо привыкли. Теперь держать уровень недостаточно, ибо публика требует большего, а поднимать его выше очень и очень сложно. Именно по этой простой причине производители смартфонов, например, не вываливают все хайтек разработки в одном аппарате, а растягивают их на несколько лет.
Окей, понять такой подход в случае Эпицентра я могу, ведь он помогает получить статусы мейджора, претендовать на статус глобального ТО, накачивать бренд для продажи лицензии и т.д. Серьёзный, долгосрочный, стратегический подход, зависящий, по большей части, только от стабильного финансирования.
А вот подход в работе с ВП, когда для повышения той самой планки ребята еб★шат как проклятые, похож больше на эксплуатацию лошадей: загнал, пристрелил, взял новую, поехал дальше. Только проблема в том, что новым «лошадкам» взяться неоткуда, ими почти никто не занимается у нас в регионе.
В общем, безумно меня расстраивает вся эта шумиха, токсичность, хайпожорство и преждевременная пляска на костях пацанов из ВП. Надеюсь, что ребята не совсем выгорели из-за этого трёхлетнего марафона, и найдут силы ещё на один сезон, пусть даже со сменой ролей и минимальными перестановками. А менеджменту желаю перестать видеть проблему только в игроках, тогда и грустные посты о поражении заранее готовить не придётся.
Ну и, пользуясь случаем, Женьку ещё раз с прошедшим!
Не думал тогда, что буду чувствовать себя как трёхлетняя девочка, которую в первый раз привели в цирк. Я натурально ссался кипятком от происходящего в ВТБ Арене, ведь до того момента самым крутым киберспортивным ивентом для меня был Техлабс.
А помните, как в дотку ворвалась новая пятёрка ВП? И это после слов Вилата о том, что СНГ-дота мертва и вообще, не наша игра (эт когда Нави отлетели на Инте с последнего места). Снова появился смысл смотреть игры с крупнейших чемпионатов, ведь там гарантированно были наши ребята. Да не просто были, а с высокой вероятностью в полуфиналах и финалах!
Спустя несколько лет всё изменилось: и Эпицентр не тот, и ВП сдулись, и ваще - всё плохо. Ну это если судить по отзывам коммьюнити. А что же на самом деле? А на самом деле, ничего особенного не произошло. Просто ни ЕЕЕ, ни ВП не могут оправдать тех гипер-завышенных ожиданий, которые на них возложила аудитория.
Проведу аналогию. Почему все граждане РФ приходят в лютый экстаз, когда наши футболисты добиваются маломальских результатов? Прально, потому что от них никто и ничего не ждёт. Проиграли - «ну, как обычно!», выиграли - «вот это молодцы ребята, давайте поднажмём!». И всё, никаких моральных обязательств.
С Эпицентром и ВП диаметрально противоположенная ситуация. Огромными денежными вливаниями и человеческим ресурсом была задрана нереальная планка, к которой за 3 года тупо привыкли. Теперь держать уровень недостаточно, ибо публика требует большего, а поднимать его выше очень и очень сложно. Именно по этой простой причине производители смартфонов, например, не вываливают все хайтек разработки в одном аппарате, а растягивают их на несколько лет.
Окей, понять такой подход в случае Эпицентра я могу, ведь он помогает получить статусы мейджора, претендовать на статус глобального ТО, накачивать бренд для продажи лицензии и т.д. Серьёзный, долгосрочный, стратегический подход, зависящий, по большей части, только от стабильного финансирования.
А вот подход в работе с ВП, когда для повышения той самой планки ребята еб★шат как проклятые, похож больше на эксплуатацию лошадей: загнал, пристрелил, взял новую, поехал дальше. Только проблема в том, что новым «лошадкам» взяться неоткуда, ими почти никто не занимается у нас в регионе.
В общем, безумно меня расстраивает вся эта шумиха, токсичность, хайпожорство и преждевременная пляска на костях пацанов из ВП. Надеюсь, что ребята не совсем выгорели из-за этого трёхлетнего марафона, и найдут силы ещё на один сезон, пусть даже со сменой ролей и минимальными перестановками. А менеджменту желаю перестать видеть проблему только в игроках, тогда и грустные посты о поражении заранее готовить не придётся.
Ну и, пользуясь случаем, Женьку ещё раз с прошедшим!
YouTube
Epicenter Opening Ceremony ( Epicenter: Moscow )
Epicenter Moscow - Opening Ceremony
Церемония открытия
VTB ICE HALL, MOSCOW, RUSSIA
ТУРНИР ВТБ ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ Москва
-----------------------
Website: http://epicenter.gg/en
LIVE :
english https://www.twitch.tv/epicenter_en1
русский https://www.twitch.tv/csruhub
Церемония открытия
VTB ICE HALL, MOSCOW, RUSSIA
ТУРНИР ВТБ ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ Москва
-----------------------
Website: http://epicenter.gg/en
LIVE :
english https://www.twitch.tv/epicenter_en1
русский https://www.twitch.tv/csruhub
Краткий конспект конференции «Как продавать и покупать киберспорт».
Костя Синёв (МТС): мы сделали ВАСД, Лигу Стримеров и Лигу Гамбит, сейчас будем делать собственный контент через проект ВАСД Студио.
Виктор Касаткин (МТС): если дать власть юристам, то киберспорту во всём мире пи😊дец. Но очень полезная информация на будущее.
Александр Кузнецов (БиБиДиО): мы не различаем гейминг и киберспорт, поэтому смотрите, какие классные кейсы мы сделали для Сникерса со стримерами и Хованским.
Павел Голубев (М19): душно про мобильный киберспорт, которого практически не существует.
Пётр Зайцев (Апсиклл): в прошлом году я продавал Тим Спирит, в этом - свой стартап, где мы обучаем детей хорошо играть.
Вадим Керимов (Винстрайк): мы классные, Федук, Винстрайк - ТИР 1, Бласт, Горячая Штучка, мы - лучшие, КФЦ, мы оч крутые.
Коля Горелый: есть в зале? Нет? Следующий спикер.
Егор Ткаченко (ПвЦ): киберспорт - мыльный пузырь на столько же, на сколько мыльный пузырь любая другая сфера. Будет расти и развиваться, читайте наше новое исследование.
В общем-то, для меня один из признаков зрелости индустрии, это когда на отраслевых конференциях специалисты делятся своими опытом, ошибками, результатами, экспертизой и мнением.
Киберспортивные же мероприятия всё ещё напоминают восточный базар, где к прилавку по очереди подходят продавцы, раскладывают свой ассортимент и начинают его впаривать.
НО! По сравнению с прошлогодними ивентами, вчера было на порядок больше полезной информации. Так что да, растём и развиваемся :)
Костя Синёв (МТС): мы сделали ВАСД, Лигу Стримеров и Лигу Гамбит, сейчас будем делать собственный контент через проект ВАСД Студио.
Виктор Касаткин (МТС): если дать власть юристам, то киберспорту во всём мире пи😊дец. Но очень полезная информация на будущее.
Александр Кузнецов (БиБиДиО): мы не различаем гейминг и киберспорт, поэтому смотрите, какие классные кейсы мы сделали для Сникерса со стримерами и Хованским.
Павел Голубев (М19): душно про мобильный киберспорт, которого практически не существует.
Пётр Зайцев (Апсиклл): в прошлом году я продавал Тим Спирит, в этом - свой стартап, где мы обучаем детей хорошо играть.
Вадим Керимов (Винстрайк): мы классные, Федук, Винстрайк - ТИР 1, Бласт, Горячая Штучка, мы - лучшие, КФЦ, мы оч крутые.
Коля Горелый: есть в зале? Нет? Следующий спикер.
Егор Ткаченко (ПвЦ): киберспорт - мыльный пузырь на столько же, на сколько мыльный пузырь любая другая сфера. Будет расти и развиваться, читайте наше новое исследование.
В общем-то, для меня один из признаков зрелости индустрии, это когда на отраслевых конференциях специалисты делятся своими опытом, ошибками, результатами, экспертизой и мнением.
Киберспортивные же мероприятия всё ещё напоминают восточный базар, где к прилавку по очереди подходят продавцы, раскладывают свой ассортимент и начинают его впаривать.
НО! По сравнению с прошлогодними ивентами, вчера было на порядок больше полезной информации. Так что да, растём и развиваемся :)
Вот так останешься на пару дней без интернета, а у тебя в подписчиках уже целый батальон. Спасибо вам.
Отдельная благодарность Андрею и Марку за поддержку.
Продолжаем рубрику «Душный киберспорт», которая началась с поста про мобильный сегмент. На этот раз украдкой посмотрим на правообладателей контента, которые претендуют на большую часть киберспортивных миллиардов.
Немного наблюдений на этот счёт:
1. Рынок ОТТ сервисов ожидает нехилый передел. Глупо было полагать, что успех Нетфликса останется незамеченным, поэтому Дисней, Эппл, Амазон и куча других игроков идут за своей частью пирога.
В РФ этот тренд подтверждает недавний запуск Яндекс.Эфира и ТНТ-премьер, которые пополнили и без того плотные ряды Мегого, Иви, Амдеиатеки, ТВзавра, Окко и компаний поменьше.
2. Как показывают опросы, один из основных критериев выбора ОТТ сервиса - качество и количество контента. Именно поэтому компании вкладываются в свой продакшн и покупку прав. Так, например, Нетфликс потратил на это дело в 2018 году 12 млрд.$. Отечественные провайдеры поскромнее, но 1 млрд.руб. от Иви - тоже цифра немаленькая.
3. Спортивный контент, наряду с фильмами и сериалами, представляет повышенный интерес. Это отлично видно по дико растущему сервису ЕСПН+, который запустился год назад, но уже может похвастаться несколькими десятками миллионов платящих пользователей.
Им, кстати, перекрылся и Дисней+, включивший канал в общий бандл. Если брать свежие кейсы в РФ, то это закуп Рамблеровским (Сбербанковским) Окко трансляций АПЛ.
И если НБА, АПЛ и другие мастодонты проданы с потрохами уже давно, то вот всякие стописятые дивизионы, низшие лиги и непопулярные виды спорта имеют все шансы подзаработать свою копеечку. Поэтому каждая лига, федерация и ассоциация уже начинают копать в сторону своего продакшна. Сюда же, как вы догадались, относится и киберспорт.
4. Добавим сюда ещё несколько очевидных, но немаловажных пунктов:
- Развитие 5Г сетей, которое, в первую очередь, повлияет именно на потребление видеоконтента.
- Наше ретроградное ТВ тоже очнётся, когда сверху прилетит разнарядка на работу с молодой аудиторией. Ну а денег там немеряно.
- Традиционно, самый жирный кусок от продажи спортивных продуктов - медиаправа.
- Отечественные юзеры таки начинают платить за удовольствие. Об этом свидетельствует рост ОТТ рынка на 45% в 2018 году.
- Киберспортивный контент можно легко дистрибутировать на разные языки.
- А ещё не забываем про Твич, Миксер, Стримкрафт, Коффеин и другие потоковые сервисы, которым тоже нужен контент. Из родных сердечку - это ВАСД, Сайберхиро и ГГ.
Единственная сила, которая может сломать этот расклад - разработчики и издатели. Но это крайне маловероятный сценарий, ибо дополнительная монетизация никому ещё не вредила.
Выводов, как обычно, не будет, просто интересная информация. За пищу для размышлений спасибо отчёту ПвЦ, ИХС Маркит, Косте Синёву и Саше Полякову.
П.С. Спонсор кнопки «Суперзанудно для Олейника» - генпродюсер Рухаба. Антон, с тебя скидос!
Отдельная благодарность Андрею и Марку за поддержку.
Продолжаем рубрику «Душный киберспорт», которая началась с поста про мобильный сегмент. На этот раз украдкой посмотрим на правообладателей контента, которые претендуют на большую часть киберспортивных миллиардов.
Немного наблюдений на этот счёт:
1. Рынок ОТТ сервисов ожидает нехилый передел. Глупо было полагать, что успех Нетфликса останется незамеченным, поэтому Дисней, Эппл, Амазон и куча других игроков идут за своей частью пирога.
В РФ этот тренд подтверждает недавний запуск Яндекс.Эфира и ТНТ-премьер, которые пополнили и без того плотные ряды Мегого, Иви, Амдеиатеки, ТВзавра, Окко и компаний поменьше.
2. Как показывают опросы, один из основных критериев выбора ОТТ сервиса - качество и количество контента. Именно поэтому компании вкладываются в свой продакшн и покупку прав. Так, например, Нетфликс потратил на это дело в 2018 году 12 млрд.$. Отечественные провайдеры поскромнее, но 1 млрд.руб. от Иви - тоже цифра немаленькая.
3. Спортивный контент, наряду с фильмами и сериалами, представляет повышенный интерес. Это отлично видно по дико растущему сервису ЕСПН+, который запустился год назад, но уже может похвастаться несколькими десятками миллионов платящих пользователей.
Им, кстати, перекрылся и Дисней+, включивший канал в общий бандл. Если брать свежие кейсы в РФ, то это закуп Рамблеровским (Сбербанковским) Окко трансляций АПЛ.
И если НБА, АПЛ и другие мастодонты проданы с потрохами уже давно, то вот всякие стописятые дивизионы, низшие лиги и непопулярные виды спорта имеют все шансы подзаработать свою копеечку. Поэтому каждая лига, федерация и ассоциация уже начинают копать в сторону своего продакшна. Сюда же, как вы догадались, относится и киберспорт.
4. Добавим сюда ещё несколько очевидных, но немаловажных пунктов:
- Развитие 5Г сетей, которое, в первую очередь, повлияет именно на потребление видеоконтента.
- Наше ретроградное ТВ тоже очнётся, когда сверху прилетит разнарядка на работу с молодой аудиторией. Ну а денег там немеряно.
- Традиционно, самый жирный кусок от продажи спортивных продуктов - медиаправа.
- Отечественные юзеры таки начинают платить за удовольствие. Об этом свидетельствует рост ОТТ рынка на 45% в 2018 году.
- Киберспортивный контент можно легко дистрибутировать на разные языки.
- А ещё не забываем про Твич, Миксер, Стримкрафт, Коффеин и другие потоковые сервисы, которым тоже нужен контент. Из родных сердечку - это ВАСД, Сайберхиро и ГГ.
Единственная сила, которая может сломать этот расклад - разработчики и издатели. Но это крайне маловероятный сценарий, ибо дополнительная монетизация никому ещё не вредила.
Выводов, как обычно, не будет, просто интересная информация. За пищу для размышлений спасибо отчёту ПвЦ, ИХС Маркит, Косте Синёву и Саше Полякову.
П.С. Спонсор кнопки «Суперзанудно для Олейника» - генпродюсер Рухаба. Антон, с тебя скидос!
Ладно-ладно, я понял. Хлеба - много, зрелищ - мало, поэтому будем разбавлять занудную аналитику интригами, скандалами и расследованиями. Тем более, первый пост из рубрики #чёрныйсписок вызвал интерес, да и мне ФБ напомнил про ещё один случай.
Все же помнят чудо-проект МИД ТВ? Ага, тот самый, который привлёк 1кк$ от Арам Ашотыча, и многообещающе ворвался в киберспорт. Там и конкуренция сайберспорту намечалась, и турниры с призовыми отличными, и спецпроект прикольный на Инте. Всё указывало на то, что ребята серьёзные.
А все серьёзные ребята в индустрии так или иначе встречаются, общаются и иногда даже вместе работают. Вот и у нас после одной конференции появилась идея сделать крутой LAN турнир по КСу. Тем более, что для этого у нас всё было: у Сайбера - площадка и ивентовая экспертиза, у МИДа - контакты со всеми организациями, финансовые и информационные ресурсы.
Решено было делать в экспериментальном формате: открытые онлайн отборочные, 8 приглашённых команд, 5 дней групповой LAN-этап для 16 коллективов, 2 дня плей-офф и финал. Принципиально никакого тревел-саппорта, двухразовое питание, единообразные футболки для ноунейм коллективов и миллион рублей призовой фонд.
В общем, не супер дорого-богато, но 7 дней трансляций, полной занятости Сайберспейса, куча задействованного персонала и другие пункты наполнили ячейки в смете. На это МИД сказал «бабки - не проблема», договорись об условиях, разделении костов и стартанули.
Действительно, первое время счета исправно платились, но потом фонтанчик начал иссякать. И пошли отговорки в духе «то ведер нет, то говна не завезли» (с). Пришлось некоторых подрядчиков переносить на постоплаты и частично вносить личные деньги (да-да, «киберспортивные инвалиды» так делают).
Не буду рассказывать про сам ивент, про эвакуацию ТЦ из-за угрозы взрыва и другие мелочи. Турнир прошёл на ура, команды довольны, а три из них участвуют на текущем берлинском Мажоре. Очень рад за ребят.
Чтобы долго не томить, скукожу повествование: спустя месяц после мероприятия МИД ТВ перестал подавать признаки жизни. Ещё через пару месяцев перестал откликаться и ответственный с их стороны за деньги и документы, обещавший всё уладить.
Вскоре выяснилось, что проект экстренно свернулся и о таком варианте событий гендиру было известно заранее. Я оставил попытки выбить деньги, зафиксировал убытки и пошёл дальше.
Что меня побудило написать этот пост спустя год? Ну, во-первых, претензия от одного из финалистов турнира, мол, я не выплатил им денег. Так я узнал, что призовые тоже никому не отдали и я, якобы, к этому имею отношение. Пришлось прояснять ситуацию.
Во-вторых, когда выносишь сор из избы, в доме становится чище. Ну, а в-третьих, ФБ мне подсказал, что Влад жив, у него есть машина, деньги, и я опять поймал кураж.
Так что, Влад, верни бабки! 😅
Все же помнят чудо-проект МИД ТВ? Ага, тот самый, который привлёк 1кк$ от Арам Ашотыча, и многообещающе ворвался в киберспорт. Там и конкуренция сайберспорту намечалась, и турниры с призовыми отличными, и спецпроект прикольный на Инте. Всё указывало на то, что ребята серьёзные.
А все серьёзные ребята в индустрии так или иначе встречаются, общаются и иногда даже вместе работают. Вот и у нас после одной конференции появилась идея сделать крутой LAN турнир по КСу. Тем более, что для этого у нас всё было: у Сайбера - площадка и ивентовая экспертиза, у МИДа - контакты со всеми организациями, финансовые и информационные ресурсы.
Решено было делать в экспериментальном формате: открытые онлайн отборочные, 8 приглашённых команд, 5 дней групповой LAN-этап для 16 коллективов, 2 дня плей-офф и финал. Принципиально никакого тревел-саппорта, двухразовое питание, единообразные футболки для ноунейм коллективов и миллион рублей призовой фонд.
В общем, не супер дорого-богато, но 7 дней трансляций, полной занятости Сайберспейса, куча задействованного персонала и другие пункты наполнили ячейки в смете. На это МИД сказал «бабки - не проблема», договорись об условиях, разделении костов и стартанули.
Действительно, первое время счета исправно платились, но потом фонтанчик начал иссякать. И пошли отговорки в духе «то ведер нет, то говна не завезли» (с). Пришлось некоторых подрядчиков переносить на постоплаты и частично вносить личные деньги (да-да, «киберспортивные инвалиды» так делают).
Не буду рассказывать про сам ивент, про эвакуацию ТЦ из-за угрозы взрыва и другие мелочи. Турнир прошёл на ура, команды довольны, а три из них участвуют на текущем берлинском Мажоре. Очень рад за ребят.
Чтобы долго не томить, скукожу повествование: спустя месяц после мероприятия МИД ТВ перестал подавать признаки жизни. Ещё через пару месяцев перестал откликаться и ответственный с их стороны за деньги и документы, обещавший всё уладить.
Вскоре выяснилось, что проект экстренно свернулся и о таком варианте событий гендиру было известно заранее. Я оставил попытки выбить деньги, зафиксировал убытки и пошёл дальше.
Что меня побудило написать этот пост спустя год? Ну, во-первых, претензия от одного из финалистов турнира, мол, я не выплатил им денег. Так я узнал, что призовые тоже никому не отдали и я, якобы, к этому имею отношение. Пришлось прояснять ситуацию.
Во-вторых, когда выносишь сор из избы, в доме становится чище. Ну, а в-третьих, ФБ мне подсказал, что Влад жив, у него есть машина, деньги, и я опять поймал кураж.
Так что, Влад, верни бабки! 😅
Душновато становится, открываем форточки.
Пару дней назад прочитал у @cyberslovo, что Тимати открыл очередной компьютерный клуб в Москве. Вот, думаю, молодцы же БСГ, нащупали таки золотую жилу и пошли штамповать точки одну за другой!
Потом вспомнил, что я был на этом открытии, где из Тимура вышла та самая цитата про киберспорт и сотню клубов. Заведение было то же самое, что и полгода назад на Сухаревской. Выходит, не было никакого «очередного» клуба, о чём я и написал коллеге из СС.
Коллега, руководствуясь логикой «ну они же уже проводили турниры и трансляции, значит - в своих клубах», проигнорировал мои доводы. Сильное заявление, подумал я, но настаивать не стал.
Так бы и забыл про этот случай, если бы не следующий его пост. Под заголовком «Главные киберспортивные тренды последнего года» автор перечисляет под два десятка клубов, которые «находятся или находились в тяжелом кризисе». Связано это, по его мнению, с тем, что организации закрывают или сокращают свои спортивные направления. Ну, как вы поняли, такую глубокую аналитику пройти стороной я не смог.
Начнём с того, что практически все команды живут на дотации. Поэтому если у тебя нет запаса ресурсов, опыта в бизнесе и вагона терпения, то заходить в киберспорт через составы - суицид. Поняв это, некоторые организации делают пивот, а некоторые закрываются. Отталкиваясь от этой информации, давайте одним глазком посмотрим на приведённый список.
Дабл Дименшн: помимо команд, Юра сейчас занимается развитием своего бренда одежды для геймеров OUTPLAY.
Тим Спирит: кроме спорта, у ребят есть несколько диджитальных проектов и площадок по продаже скинов.
M19: занимаются развитием маркетингового агентства в гейминге и своих сервисов. Спорт живёт отдельной жизнью.
ФГ, Вега: тупо нет денег.
Авангар, ВП и СК Гейминг как оказались в этом списке? Да и в принципе, не понятно, как у автора перемешались Т1, Т2 и Т∞ команды.
Я не спорю, есть организации, которые закрываются/объединяются, но это только потому, что не хватило одной или нескольких вещей, о которых я писал выше. Ставить диагноз всей индустрии из-за этого и придумывать какие-то обсуждения в «кулуарах» про лопающийся пузырь не уместно.
Тем более, не уместно, когда ты ведёшь канал на почти 4000 человек. На твои публикации опираются, ими оперируют, принимают во внимание. А когда у тебя в один день выходит два вот таких поста, то невольно начинаешь задумываться о перепроверке других материалов. Не хотелось бы этого, с учётом крутых авторских постов и интервью.
Ну вот, хотел рекламу у него прикупить, терь, поди, в три конца ценник заломит :(
Пару дней назад прочитал у @cyberslovo, что Тимати открыл очередной компьютерный клуб в Москве. Вот, думаю, молодцы же БСГ, нащупали таки золотую жилу и пошли штамповать точки одну за другой!
Потом вспомнил, что я был на этом открытии, где из Тимура вышла та самая цитата про киберспорт и сотню клубов. Заведение было то же самое, что и полгода назад на Сухаревской. Выходит, не было никакого «очередного» клуба, о чём я и написал коллеге из СС.
Коллега, руководствуясь логикой «ну они же уже проводили турниры и трансляции, значит - в своих клубах», проигнорировал мои доводы. Сильное заявление, подумал я, но настаивать не стал.
Так бы и забыл про этот случай, если бы не следующий его пост. Под заголовком «Главные киберспортивные тренды последнего года» автор перечисляет под два десятка клубов, которые «находятся или находились в тяжелом кризисе». Связано это, по его мнению, с тем, что организации закрывают или сокращают свои спортивные направления. Ну, как вы поняли, такую глубокую аналитику пройти стороной я не смог.
Начнём с того, что практически все команды живут на дотации. Поэтому если у тебя нет запаса ресурсов, опыта в бизнесе и вагона терпения, то заходить в киберспорт через составы - суицид. Поняв это, некоторые организации делают пивот, а некоторые закрываются. Отталкиваясь от этой информации, давайте одним глазком посмотрим на приведённый список.
Дабл Дименшн: помимо команд, Юра сейчас занимается развитием своего бренда одежды для геймеров OUTPLAY.
Тим Спирит: кроме спорта, у ребят есть несколько диджитальных проектов и площадок по продаже скинов.
M19: занимаются развитием маркетингового агентства в гейминге и своих сервисов. Спорт живёт отдельной жизнью.
ФГ, Вега: тупо нет денег.
Авангар, ВП и СК Гейминг как оказались в этом списке? Да и в принципе, не понятно, как у автора перемешались Т1, Т2 и Т∞ команды.
Я не спорю, есть организации, которые закрываются/объединяются, но это только потому, что не хватило одной или нескольких вещей, о которых я писал выше. Ставить диагноз всей индустрии из-за этого и придумывать какие-то обсуждения в «кулуарах» про лопающийся пузырь не уместно.
Тем более, не уместно, когда ты ведёшь канал на почти 4000 человек. На твои публикации опираются, ими оперируют, принимают во внимание. А когда у тебя в один день выходит два вот таких поста, то невольно начинаешь задумываться о перепроверке других материалов. Не хотелось бы этого, с учётом крутых авторских постов и интервью.
Ну вот, хотел рекламу у него прикупить, терь, поди, в три конца ценник заломит :(
Telegram
CYBERSLOVO
🧐🎮 Главные киберспортивные тренды последнего года: закрытия клубов, урезания подразделений по слабым и бесперспективным дисциплинам, долгий простой без сильных состав и объединения средних команд.
В конце июня о взаимном сотрудничестве объявили польские…
В конце июня о взаимном сотрудничестве объявили польские…
Доброе утро понедельника!
Предлагаю начать его с минуты молчания в дань памяти 6 миллионам геймеров, которые пропали без вести в 2018 году. Рест ин пис, гайз.
Ньюзу, беспощадные вы ублюдки…
Предлагаю начать его с минуты молчания в дань памяти 6 миллионам геймеров, которые пропали без вести в 2018 году. Рест ин пис, гайз.
Ньюзу, беспощадные вы ублюдки…
Позаимствую у К|И рубрику с вакансиями на киберспортивном рынке, ибо страсть как люблю мониторить хедхантер. Можно выхватить некоторое количество полезной информации, инсайдов, контактов, ну или просто поулыбаться, как сегодня и получилось.
В команду «молодых и талантливых» требуется «энтузиаст маркетинга».
Продвигать, первым делом, предстоит «Киберлаунж с топовым сервисом и киберспортивной движухой в Москве на Профсоюзной». К 2022 году к активам компании добавятся 13 клубов по России и СНГ, команды по ключевым дисциплинам и академия.
На первых порах придётся «тусоваться» в Москве, но потом «сам проект будет по всей стране и работа в основном удалённая». Судя по описанию, ищут многостаночника, который и планированием займётся, и ивент организует, соцсети вести будет, диджиталочку наладит и с клиентами поработает. Как выражается моя подруга, нужен специалист профиля «сосу, е*у, гадаю».
Звучит как вызов для опытного СМО. Но только не в киберспорте! Здесь опыт работы вообще не нужен, кроме «превосходного навыка общения с людьми», «понимания воронки продаж и владения базовыми инструментами» и «опыта настройки и оптимизации каналов».
За весь этот набор скиллов предлагается 80-100 тыр., «бесплатное игровое время в клубе и другие киберсплюшки» и прочие ништяки. В общем, работа мечты для вчерашнего студента с 6к ММР. Пожелаем удачи работодателю и соискателям!
Для всех заинтересовавшихся, вакансия по ссылке.
В команду «молодых и талантливых» требуется «энтузиаст маркетинга».
Продвигать, первым делом, предстоит «Киберлаунж с топовым сервисом и киберспортивной движухой в Москве на Профсоюзной». К 2022 году к активам компании добавятся 13 клубов по России и СНГ, команды по ключевым дисциплинам и академия.
На первых порах придётся «тусоваться» в Москве, но потом «сам проект будет по всей стране и работа в основном удалённая». Судя по описанию, ищут многостаночника, который и планированием займётся, и ивент организует, соцсети вести будет, диджиталочку наладит и с клиентами поработает. Как выражается моя подруга, нужен специалист профиля «сосу, е*у, гадаю».
Звучит как вызов для опытного СМО. Но только не в киберспорте! Здесь опыт работы вообще не нужен, кроме «превосходного навыка общения с людьми», «понимания воронки продаж и владения базовыми инструментами» и «опыта настройки и оптимизации каналов».
За весь этот набор скиллов предлагается 80-100 тыр., «бесплатное игровое время в клубе и другие киберсплюшки» и прочие ништяки. В общем, работа мечты для вчерашнего студента с 6к ММР. Пожелаем удачи работодателю и соискателям!
Для всех заинтересовавшихся, вакансия по ссылке.